Мастер-класс «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»
Кейс-технология – это одна из современных образовательных технологий. Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс- метод апробируют всего лишь 4-5лет, а в школе и того меньше.
Интерактивный подход к обучению сейчас является одним из самых продуктивных для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.
Использование кейс технологии обучения –это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе.
А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно обучение должно стать переживанием».
Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Таких как: социальная, коммуникативная, предметная, информационная,нравственная компетентность.
В процессе работы с кейсом происходит формирование данных компетенций не только у учащихся, но и учитель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций. Для моей педагогической деятельности, которая не так давно началась, это условие является важнейшим, так как считаю, что только в процессе самосовершенствования и постоянного обновления багажа своих знаний и умений возможно достичь мастерства.
На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями, что тоже возможно найти в КЕЙСЕ. Все это простые элементы сложного КЕЙСА,
Так что же такое КЕЙС?
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой). Кейс-технология-обучение действием.
Главное предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)
Возможности кейс – технологии в обучении.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся,опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу.
Виды кейсов:
-Практические (Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными).
-Обучающие (Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»)
-Научно-исследовательские (Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам)
Разновидности Кейс-технологии: собственно, сама кейс-технология, которая применяется чаще всего при дистанционном обучении, кейс-стадия, или метод погружения-применяется при блочном обучении и достаточном количестве часов, ну и собственно сам кейс-метод. Часто, когда говорят о кейс- технологии подразумевают кейс – методы.
Цели кейсов:
· отработка умений работы с информацией
· активизация познавательной деятельности
· повышение мотивации к учебному процессу
· умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
· приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
· выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки
К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:
1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения) ПРИМЕР: При проверке самостоятельной работы ….
2.«Мозговой штурм»
ПРИМЕР: Что вы знаете об имени прилагательном.
- Дайте определение.
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите постоянные и непостоянные признаки.
- Чем является в предложении?
- Как подчеркивается?
Составьте кластер на основе своих знаний о прилагательном и назовите его.
Таким образом можно проверить уровень знаний и поработать творчески.
3.Метод ситуационно-ролевых игр. Представьте себе, что ты редакторы модного детского журнала. Вам принесли множество различных статей. К следующему рабочему дню страница вашего журнала должна быть оформлена.
- Просмотрите статьи.
- Выберите для себя необходимые.
- Отредактируйте статьи.
- Дайте название вашей странице.
- Красочно оформите вашу страницу журнала.
4.Метод разбора деловой корреспонденции;
5.Игровое проектирование;
6.Метод дискуссии (обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения).
При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из фильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологию.
Разновидности кейсов по степени сложности: Первая степень: предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Вторая степень: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Третья степень: существует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.
Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.
Практический совет по созданию кейса выглядел таким образом.
Вначале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
Цель обучения – Структурирование учебного материала- Выбор методов средств обучения
После беседы по содержанию сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.
Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?
1. Почему в сказке случилась трагедия?
2.Составьте памятку безопасного поведения для царевны.
3.Придумайте свое продолжение сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.
Итог работы: Создание памятки безопасного поведения (по мнению детей)
Уроки, которая преподнесла сказка.
1. Не быть наивным, доверчивым.
2. Не открывать незнакомым дверь!
2. Не разговаривать с незнакомыми.
3. Не брать угощение от незнакомых! Опасно!
5.Читать сказки.
Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда они не всегда слушаются родителей, разговаривают с незнакомцами или даже открывают для них двери своего дома, ребята смогли сделать правильные выводы.
Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.
Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.
Действия учителя в кейсе представлены таким образом:
· создание кейса или использование уже имеющегося
· распределение учеников по малым группам (4-6 человек)
· знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
решений проблемы, сроками выполнения заданий
· организация работы учащихся в малых группах
· определение докладчиков
· организация презентации решений в малых группах
· организация общей дискуссии
· обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации
· оценивание учащихся учителем
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:
· Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
· В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
· Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Данная технология способствует ориентации на будущую профессиональную деятельность.
Учит анализу ситуации (выделению содержательных элементов, поиск сути проблемы, противоречий и их причин и т. п.).
Отрабатывает умение анализа (системные, корреляционные, факторные и др.).
Развивает творческое начало в ходе поисково-аналитической работы в определении выводов и способов решения проблемной ситуации.
Выводит за пределы конкретного учебного пространства.
Помогает применить полученные знания в практической ситуации.
Формирует коммуникативные навыки (работа в коллективе, в группе, в паре, в системе ученик-учитель).
Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.
Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
И в завершение немного философии.
Перед вами простая книга, с простым рассказом, стихотворением или басней.
- О чем она? – подумаете вы.
- Зачем она?- подумаете вы.
-Какие выводы мы можем сделать?
Кейс-технология – как все сложно скажете вы…
В простом найдете сложное всегда,
Но, а любую сложность разобрав,
Поймете, что простым покажется тогда
Над чем недавно голову ломал….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.