Мастер-класс «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.8

Мастер-класс «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

Оценка 4.8
Лекции
docx
русский язык
10.11.2020
Мастер-класс                                                                                                          «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»
Интерактивный подход к обучению сейчас является одним из самых продуктивных для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Использование кейс технологии обучения –это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе.
Мастер-класс «Использование кейс-технологии.docx

Мастер-класс                                                                                                          «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

           

Кейс-технология – это одна из современных образовательных технологий. Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс- метод апробируют всего лишь 4-5лет, а в школе и того меньше.

Интерактивный подход к обучению сейчас является одним из самых продуктивных для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.

Использование кейс технологии обучения –это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе. 

А.Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно обучение должно стать переживанием».  

      Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Таких как: социальная, коммуникативная, предметная, информационная,нравственная компетентность.

    В процессе работы с кейсом происходит формирование данных компетенций не только у учащихся, но и учитель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций. Для моей педагогической деятельности, которая не так давно началась, это условие является важнейшим, так как считаю, что только в процессе самосовершенствования и постоянного обновления багажа своих знаний и умений возможно достичь мастерства.

     На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями, что тоже возможно найти в КЕЙСЕ. Все это простые элементы сложного КЕЙСА,

Так что же такое КЕЙС?

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).                                                             Кейс-технология-обучение действием.

       Главное предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)

       Возможности кейс – технологии в обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся,опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу.

Виды кейсов:

-Практические (Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными).

 -Обучающие (Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»)

          -Научно-исследовательские (Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам)

 

     Разновидности Кейс-технологии: собственно, сама кейс-технология, которая применяется чаще всего при дистанционном обучении, кейс-стадия, или метод погружения-применяется при блочном обучении и достаточном количестве часов, ну и собственно сам кейс-метод. Часто, когда говорят о кейс- технологии подразумевают кейс – методы.

    Цели кейсов:

·         отработка умений работы с информацией

·         активизация познавательной деятельности

·         повышение мотивации к учебному процессу

·         умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

·         приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

·         выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

 

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения) ПРИМЕР: При проверке самостоятельной работы ….

2.«Мозговой штурм»

ПРИМЕР: Что вы знаете об имени прилагательном.

- Дайте определение.

- На какие вопросы отвечает?

- Назовите постоянные и непостоянные признаки.

- Чем является в предложении?

- Как подчеркивается?

Составьте кластер на основе своих знаний о прилагательном и назовите его.

Таким образом можно проверить уровень знаний и поработать творчески.

            3.Метод ситуационно-ролевых игр. Представьте себе, что ты редакторы модного детского журнала. Вам принесли множество различных статей. К следующему рабочему дню страница вашего журнала должна быть оформлена.

- Просмотрите статьи.

- Выберите для себя необходимые.

- Отредактируйте статьи.

- Дайте название вашей странице.

- Красочно оформите вашу страницу журнала.

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии (обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения).

 При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из фильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологию.

      Разновидности кейсов по степени сложности:                                                                         Первая степень: предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.                                                                                                                                                  Вторая степень: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.                                                                                                                                                    Третья степень: существует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения.

Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

 

Практический совет по созданию кейса выглядел таким образом.

Вначале нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения – Структурирование учебного материала- Выбор методов средств обучения

После беседы по содержанию сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1. Почему в сказке случилась трагедия?

2.Составьте памятку безопасного поведения для царевны.

3.Придумайте свое продолжение сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения  (по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

1.      Не быть наивным, доверчивым.

2.      Не открывать незнакомым дверь!

2. Не разговаривать с незнакомыми.

3. Не брать угощение от незнакомых! Опасно!

5.Читать сказки.

      Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда они не всегда слушаются родителей, разговаривают с незнакомцами или даже открывают для них двери своего дома, ребята смогли сделать правильные выводы.                                       

      Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

       Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

·         создание кейса или использование уже имеющегося

·         распределение учеников по малым группам (4-6 человек)

·         знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания

решений проблемы, сроками выполнения заданий

·         организация работы учащихся в малых группах

·         определение докладчиков

·         организация презентации решений в малых группах

·         организация общей дискуссии

·         обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации

·         оценивание учащихся учителем

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

·         Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

·         В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

·         Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

     Данная технология способствует ориентации на будущую профессиональную деятельность.

Учит анализу ситуации (выделению содержательных элементов, поиск сути проблемы, противоречий и их причин и т. п.).

Отрабатывает умение анализа (системные, корреляционные, факторные и др.).

Развивает творческое начало в ходе поисково-аналитической работы в определении выводов и способов решения проблемной ситуации.

Выводит за пределы конкретного учебного пространства.

 Помогает применить полученные знания в практической ситуации.

 Формирует коммуникативные навыки (работа в коллективе, в группе, в паре, в системе ученик-учитель).

      Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

       Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

И в завершение немного философии.

Перед вами простая книга, с простым рассказом, стихотворением или басней.

- О чем она? – подумаете вы.

-  Зачем она?- подумаете вы.

-Какие выводы мы можем сделать?

Кейс-технология – как все сложно скажете вы…

 

В простом найдете сложное всегда, 

Но, а любую сложность разобрав,                                 

Поймете, что простым покажется тогда

Над чем недавно голову ломал….


 

Мастер-класс «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»

Обучающие (Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни

Обучающие (Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни

Разновидности кейсов по степени сложности:

Разновидности кейсов по степени сложности:

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: ·

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2020