Элективный курс "Практическая стилистика" (10-11 класс)
Оценка 4.6

Элективный курс "Практическая стилистика" (10-11 класс)

Оценка 4.6
docx
18.08.2020
Элективный курс "Практическая стилистика" (10-11 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА 10-11.docx

                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15» г. Калуги

 

 

Рассмотрено

на заседании методического

объединения учителей

русского языка и литературы

Протокол № 1

от «» августа 2018 г.

 

Руководитель МО_______  Баранова Т.В.

Согласовано

Заместитель директора                                    по учебно–воспитательной  работе

______________________________

Панина Т.И.

«» августа 2018г.

Утверждено

Приказом директора школы

Дроздовой Т.Н.

_______________________

 

Приказ №

от «»сентября 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Практическая стилистика»

 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

10-11 класс (1 час в неделю)

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:                                                                                                                            учитель русского языка и литературы

Шатохина Г.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная  записка

    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).

 Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.

Задачи  курса:

Ø  создать условия для углубления, расширения  и закрепления основных понятий науки о языковых стилях, культуре речи;

Ø  отработать навыки стилистического анализа текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка;

Ø  развивать  навыки стилистической правки текста;

Ø  способствовать росту речевой культуры выпускника.

 

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 68 часов.

            Стилистика – наука разветвлённая и разносторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. С.Я.Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает…» Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей.

 

Содержание курса

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и  неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной

Форме. Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки  публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

 

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Овладение речевой культурой использования технических

средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

             

Содержание данного элективного курса максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей лингвистической культурой.

Особенностью курса является его направленность на усвоение и закрепление ранее полученных теоретических сведений  по курсу стилистики, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет  в системе школьного образования. В результате обучения выпускники получают возможность совершенствовать  и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, обеспечивающих результативную сдачу выпускного экзамена в формате ЕГЭ.

Специфика элективного курса заключается в том, что задания имеют разный уровень сложности (практическая  и творческая части построены от простого к сложному). Именно такие виды заданий позволяют подготовить выпускников к  работе с тестом единого государственного экзамена, где необходимо старшекласснику продемонстрировать весь комплекс языковой подготовки:

- лингвистическую компетенцию, то есть владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;

- языковую компетенцию, то есть практическое  владение родным языком, его лексикой и грамматикой, на уровне литературной нормы – орфоэпической, лексической, грамматической, пунктуационной;

- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

            Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приёмы создания образности речи, усиления её выразительности. Для наблюдений предлагаются приёмы сопоставления отредактированных и неотредактированных вариантов текстов, сравнение классических образцов русской прозы, поэзии и публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой  речевой культуре,  о небрежном отношении к русскому языку, о незнании его норм. Упражнения помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики.

            Обсуждение теоретических вопросов  позволяет  учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся, презентации с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы,  демонстрации, практикумы.

            В ходе работы для повышения мотивации, для повышения компетенции старшеклассников необходимо использовать  различные средства обучения. В частности,  и наглядные средства. Они  помогут в процессе работы управлять познавательной деятельностью старшеклассником, развитие монологической речи обеспечат новые способы подачи информации, позволят чередовать различные виды работ (коллективные, индивидуальные, устные, письменные). Они расширяют возможности  для самостоятельной работы учащихся, облегчают воспитание культуры общения.

            Контроль как важнейшая составляющая процесса обучения призван обеспечить обратную связь между выпускником и учителем: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся. В процессе изучения данного курса уместен как текущий, так и итоговый  безотметочный контроль (тесты, проверочные работы, срезы по определённым темам, устный опрос, задания  с открытым развёрнутым ответом, эссе). 

Владение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами необходимо выпускнику при выполнении не только части А, Б, но  части С, когда тестируемый создаёт собственный текст с опорой на прочитанный в тесте.

Предметные результаты

По окончании данного курса выпускник  должен знать:

Лексическая стилистика:

  • основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);

.      Фразеологическая  стилистика:

  • основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;
  •  основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи

Стилистика  словообразования:

  • основные принципы написания морфем;
  • оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;
  • функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка

Стилистика  частей речи:

  • понятие существительного; стилистическое использование категорий имени существительного;
  • понятие имени прилагательного,  разряды прилагательного; стилистическое использование грамматических форм прилагательного;
  • стилистику числительного, синонимию числительных;
  • местоимение и его место в речи; устаревшие местоимения; употребление местоимений в речи;
  •  понятие глагола и его место в различных стилях речи; стилистическое использование грамматических категорий глагола; неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие и их употребление;
  • понятие наречия; стилистическую  оценку разрядов наречий; степени сравнения и степени качества наречий.

 

Синтаксическая стилистика.

Основные понятия синтаксиса:

  • простое и сложное предложение;
  • порядок слов в предложении;
  • главные члены предложения;
  • однородные члены предложения

 

По окончании данного курса выпускник  должен уметь:

Лексическая стилистика:

  • уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;
  •  подбирать синонимы, антонимы к слову;
  •  выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;
  •  использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;
  •  оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;

    Фразеологическая  стилистика:

  • уметь определять значение фразеологизмов;
  • понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.

Стилистика  словообразования:

  • уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;
  • единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.

Стилистика  частей речи:

  • уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;
  • уметь определять принадлежность слова к  определённой части речи  по точным морфологическим признакам;

 

Синтаксическая стилистика:

  • соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;
  • уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;
  • уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.

 

Регулятивные УУД

1.         Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·      ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.         Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·      обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·      определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·      выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·      выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·      составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·      определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·      описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·      планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.         Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·      определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·      систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·      отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·      находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·      работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·      устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·      сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.         Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

·      определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·      свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·      оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·      обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·      фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.         Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·      наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·      принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·      самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·      ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·      демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.         Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

·      подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·      выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·      выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·      объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·      выделять явление из общего ряда других явлений;

·      определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

·      строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·      строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·      излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·      самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·      вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·      объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·      выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·      делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.         Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

·      определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·      создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·      строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·      создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

·      преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·      переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·      строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·      строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·      анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.         Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

·      находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·      ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·      устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·      резюмировать главную идею текста;

·      преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

·      критически оценивать содержание и форму текста.

9.         Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

·      определять свое отношение к природной среде;

·      анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·      проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·      прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·      распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·      выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

·         определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·         осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·         формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·      соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-     определять возможные роли в совместной деятельности;

-     играть определенную роль в совместной деятельности;

-     принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-     определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-     строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-     корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-     критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-     предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-     выделять общую точку зрения в дискуссии;

-     договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-     организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-     устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

     4.     Литература

 

1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы.Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.

2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.

3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие поразвитию речи. - М.: Русское слово,2004.

5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.

6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.

 

-         методические пособия, включенные в перечень учебных и методических  изданий, допущенных Министерством образования РФ;

 

-         методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

10 класс

 

Тема урока

К-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

1.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе

их познавательно-трудовой деятельности.

1

 

 

2.

 Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное

1

 

 

3.

Речевая ситуация и ее компоненты.

 

1

 

 

4.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, пуб-

лицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

 

1

 

 

5.

Научный стиль, сферы его использования, назначение.

1

 

 

6.

Признаки научного стиля.

 

1

 

 

7.

 Разновидности научного стиля.

 

1

 

 

8.

 Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.

1

 

 

9.

Практическая работа №1 «Признаки научного стиля».

 

1

 

 

10.

Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

 

1

 

 

11.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение.

1

 

 

12.

Признаки официально-делового стиля.

1

 

 

13.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление.

1

 

 

 

14.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление.

1

 

 

15.

Форма и структура делового документа

1

 

 

16.

Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

 

1

 

 

17.

Практическая работа №2 «Признаки официально-делового стиля»

1

 

 

18.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.

1

 

 

19.

Признаки публицистического стиля

1

 

 

20.

 Основные жанры публицистического стиля.

 

1

 

 

21.

Овладение культурой публичной речи.

 

 

 

22.

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

 

1

 

 

23.

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала.

 

1

 

 

24.

Композиция публичного выступления.

1

 

 

25.

 Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

 

 

1

 

 

26.

Практическая работа №3 «Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения».

 

1

 

 

27.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.

1

 

 

28.

Признаки разговорной речи.

1

 

 

29.

Невербальные средства общения.

1

 

 

30.

Совершенствование культуры разговорной речи.

 

1

 

 

31.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

 

1

 

 

32.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

 

1

 

 

33.

Практическая работа №4 «Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.»

 

1

 

 

 

34.

Итоговое занятие.

 

 

 

 

Тематическое планирование (11 класс)

1.

Основные особенности устной и письменной речи.

1

 

 

2.

Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.

 

 

 

3.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

 

 

 

 

4.

Язык художественной литературы и его отличия от других

разновидностей современного русского языка.

 

 

 

5.

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

 

1

 

 

6.

Метафоры, их использование в речи.

1

 

 

7.

Эпитеты, их использование в речи.

1

 

 

8.

Олицетворения, их использование в речи.

1

 

 

9.

Метонимия. Синекдоха.

1

 

 

10

Литота. Гипербола.

1

 

 

11.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

 

1

 

 

12.

Практическая работа.№1. «Использование изобразительно-выразительных средств русского языка»

1

 

 

13.

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской

Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.

1

 

 

14.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

 

1

 

 

15.

Литературный язык и язык художественной литературы.

 

1

 

 

16

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

 

1

 

 

17.

Текст и его место в системе языка и речи.

 

1

 

 

18.

Текст и его место в системе языка и речи.

 

1

 

 

19.

Типы речи. Повествование.

1

 

 

20.

Типы речи. Описание.

1

 

 

21

Типы речи. Рассуждение.

1

 

 

22.

Практическая работа.№2 «Сочинение – рассуждение проблемного характера»

1

 

 

23.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

1

 

 

24

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

 

1

 

 

25

Языковая норма и ее основные особенности.

1

 

 

26.

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

 

1

 

 

27

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

 

1

 

 

28

Лексические средства связи (контекстуальные синонимы).

1

 

 

29.

Морфологические средства создания выразительности текста.

1

 

 

30.

Практическая работа.№3 «Лексические, морфологические средства связи в тексте»

1

 

 

31.

Стилистика простого предложения.

1

 

 

32.

Стилистика сложного предложения.

1

 

 

33

Синтаксические средства связи предложений в тексте

1

 

 

34

Практическая работа №4 «Синтаксические средства связи предложений в тексте».

1

 

 

 


 

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» г

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» г

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение

Упражнения помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики

Упражнения помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики

Синтаксическая стилистика. Основные понятия синтаксиса: простое и сложное предложение; порядок слов в предложении; главные члены предложения; однородные члены предложения

Синтаксическая стилистика. Основные понятия синтаксиса: простое и сложное предложение; порядок слов в предложении; главные члены предложения; однородные члены предложения

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Обучающийся сможет: · определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; · систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)…

Обучающийся сможет: · определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; · систематизировать (в том числе выбирать приоритетные)…

Обучающийся сможет: · наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; · соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной…

Обучающийся сможет: · наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; · соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной…

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: · находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); · ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,…

Смысловое чтение. Обучающийся сможет: · находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); · ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,…

Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на…

Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Календарно-тематическое планирование 10 класс №

Календарно-тематическое планирование 10 класс №

Основные жанры публицистического стиля

Основные жанры публицистического стиля

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка

Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020