Элективный курс "Агрономия"
Оценка 4.8

Элективный курс "Агрономия"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология +1
8 кл—11 кл +1
14.01.2019
Элективный курс "Агрономия"
Публикация является частью публикации:
Агрономия.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного  курса по растениеводству   «Основы  агрономии» в 9 классе, рассчитана на 17 часов. Программа разработана на основе: ­   Авторская   программа   учителя   биологии   МБОУ   СОШ   №   31   Никоновой О.В.« Основы  агрономии».  Основные цели курса: 1. Приблизить содержание обучения по агротехнике растениеводства к ежедневным потребностям и запросам сельских земледельцев. 2.   Сформировать   у   учащихся   устойчивый   интерес   к   новому   в агротехнике растениеводства. 3.   Мотивировать   учащихся   к   продолжению   профессионального агрообразования с последующей работой на земле. Задачи курса:           1. Изучить основы производства в крестьянском хозяйстве продукции растениеводства. 2. Подготовить выпускников сельской школы к труду по выращиванию различных сельскохозяйственных культур в поле и на приусадебном участке. 3.   Практически   обучить   основным   приемам   выращивания сельскохозяйственных   культур   согласно   севооборота   на   полях   школьного экспериментального участка. 4.   Сформировать   представление   о   растениеводстве   в   крестьянском хозяйстве   в   соответствии   с   реализацией   национального   проекта   «развитие агропромышленного комплекса». 5.   Развить   умения   и   навыки   исследовательской   и   проектной деятельности учащихся по агротехнике растениеводства. В   основу   программы   положена   актуальная   проблема ресурсосбережения   при   возделывании   и   уборке   сельскохозяйственной продукции школьного участка. Курс рассчитан на 17 часов практико­ориентированных занятий. Значительная   часть   программы   курса   отводится   на   выполнение практических   агроприемов   в   растениеводстве   с   учетом   сезона   года   и зональной специфики выращивания. Темы   занятий,   предложенные   в   настоящей   программе   учителю, позволят   учащимся   в   дальнейшем   самостоятельно   и   правильно   выполнять агроприемы   в   земледелии   и   растениеводстве   крестьянского   или приусадебного хозяйства. После апробации и обсуждения результатов данная программа   может   быть   рекомендована   для   применения   в   школах, реализующих агротехнологический профиль обучения учащихся.  Общая характеристика курса Программа курса по выбору в 9 классе «Основы  агрономии» направлена на формирование у учащихся знаний о живой природе. Показывается преемственность при изучении данного курса по выбору с дальнейшим выбором профессии, а так же возможностью продолжить  обучение в профильном  классе.  Поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующих гуманизацию биологического образования. Для обеспечения учебного процесса используется лекционный материал, современные интернет ресурсы школа приобрела новое оборудование для экологических исследований , учебно­методическую литературу, укрепляет и активно поддерживает стремление учащихся производить растениеводческую продукцию с наименьшими затратами. Все учащиеся участвуют в разработке технологических карт и рассчитывают экономическую эффективности используемых агротехнических приемов при выращивании своей растениеводческой продукции.  Результаты освоения учебного курса: Результатом   освоения   программы   станет   овладение   учащимися   ключевыми компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания учащихся в области агротехники   растениеводства.   Осознанного   выбора   агротехнологического профиля обучения и готовности к продолжению своего агрообразования. Личностные: ­ понимать взаимосвязь растения с природной средой, пути и средства ее регулирования; ­   результаты   внедрения   прогрессивных   и   ресурсосберегающих агротехнических приемов в растениеводстве; ­формирование знаний по используемой агротехнике в растениеводстве Курганинского района  Краснодарского края; ­освоение   способов   расчета   экономической   эффективности используемой агротехники в производстве растениеводческой продукции. Метапредметные: • умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать   для   себя   новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной деятельности; • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая   умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы, давать   определения   понятиям,   классифицировать,   наблюдать,   проводить эксперименты,   делать   выводы   и   заключения,   структурировать   материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации: находить   биологическую   информацию   в   различных   источниках   (тексте учебника, научно­ популярной литературе, биологических словарях и спра­ вочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы решения учебных и познавательных задач; • умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и   познавательной деятельности; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования • информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции). Предметные: ­ использовать необходимые приемы обработки почвы; ­   осуществлять   посев   (посадку)   сельскохозяйственных   культур   в оптимальные агрономические сроки; ­ выполнять необходимый уход за сельскохозяйственными культурами; ­ проводить защиту растений от болезней и вредителей; ­ уничтожать сорняки, выполнять работы по ликвидации засоренности отдельных полей, участков сада и огорода; ­   убирать   урожай   с   учетом   вида   сельскохозяйственных   культур, назначения   полученной   продукции   и   климатических   условий   конкретного региона; ­   выполнять   сравнительные   агрономические   опыты   и   наблюдения   за ростом   и   развитием   культурных   растений   при   выращивании   их   на пришкольном участке. Описание места учебного курса в учебном плане На   реализацию   курса   по   выбору   в   9   классе   «Основы     агрономии» согласно   учебному   плану   МБОУСОШ   №31   отводится   17   часов   в   год.   В предпрофильной   подготовке   МБОУ  СОШ   №31  участвует   один  9  класс,   в количестве   5   человек,   именно   такое   небольшое   число   учащихся   дает возможность   учитывать   индивидуальные   способности   учащихся   для   более полного усвоения материала. Контролирующим  занятием  в конце изучения данного   курса   планируется   анкетирование:   «Мое   самоопределение». Программа   предусматривает   проведение   лекций,   практических   занятий, экскурсий. При   работе   учителя   по   данной   программе   реализуется   ряд   дидактических методов   обучения:   наглядный,   практический,   поисковый   и   т.д.   В   каждом разделе   программы   кроме   теоретического   раздела   имеются   задания, практические или лабораторные работы по изучаемой теме для закрепления изученного материала. Курс формирует знания по агротехнике в растениеводстве не только на теоретическом уровне, а и с учетом сугубо практической значимости путем «полевой» поддержки курса на пришкольном участке. По каждой культуре учащимся нужно рассказать весь технологический цикл, включающий следующие вопросы: ­ характеристика сортов; ­ место в севообороте; ­ обработка семян; ­ удобрения, дозы внесения удобрений; ­ посев, нормы высева, глубина заделки семян; При разработке курса использовался системный подход. В курсе  рассматриваются приемы обработки почвы, агротехника возделывания  сельскохозяйственных культур (яровых, озимых, пропашных, многолетних  трав и др.) вместе с изучением важнейших факторов их роста и ухода.  Тематическое  планирование элективного курса: «Основы  агрономии» Количество часов Лекц . Прак т. Всего . 1      1 ­ 1  1 2  № Наименование тем 1. Введение 2. Свойства и обработка  почвы. Практическая  работа 1 “Определение механического состава  почвы” 3. Система применения  1 1  2  удобрений.  Практическая работа 2  “Расчет доз вносимых  удобрений” 4. Севооборот. 2 1 3  Практическая работа 3  “Составление  севооборотов для культур, выращиваемых на УОУ  школы” 5. Защита растений 2 – 2  6. Условия, необходимые для 0,5 ч. 0,5 ч. 1 ч. выращивания растений Практическая работа №  4 “Выяснение влияния  света, воды,тепла на рост и развитие растений” (Пр.р .  по желанию «Выгонка  зеленого лука и  петрушки»). 7. Агротехника основных  2 1 ч. 3 ч. культур. (Пр.р . по  желанию Создание гербария районированных  сортов зерновых культур) 8. 1 1 ч. 2 ч. Семеноводство. Практическая работа №  5 “Определение  всхожести, подготовка  семян к посеву. Пр.р . по  желанию «Повышение  засухоустойчивости,  солеустойчивости,  морозоустойчивости  семян» 9. Мое самоопределение.  Анкетирование учащихся 1 ­ 1   ИТОГО: 11,5 5,5 ч. 17 ч. Описание учебно­методического и материально – технического  оснащения  Печатные пособия   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования  (2010г.) • Примерная программа основного общего  образования по биологии • Авторские рабочие программы по разделам биологии: Авторы: Пономарева  И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.:  Биология: 5 ­9 классы: программа. – М.: Вентана­Граф, 2012. – 304 с. • Учебники   Федерального   перечня   издательского   центра   Вентана­Граф,   в которых реализована данная программа: 1.   Пономарева   И.Н.   Биология.   5   класс:   учебник   для   учащихся общеобразовательных   учреждений/   И.Н.   Пономарева,   И.В.   Николаев, О.А.Корнилова О.А. – М.: Вентана­Граф, 2013 2. Биология. 6 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.); 3. Биология. 7 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.); 4. Биология. 8 класс (авт. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.); 5. Биология. 9 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н. М.). Генкель П.А 6.Физиология растений. – М.: Просвещение, 1985 г. 7.Таблица   Менделеева   в  живых  организмах(авт.Шапошникова   И.А.,Болгова И.В.) универсальное учебное пособие по биологии, химии и экологии) Материально­техническое   оснащение   кабинета   биологии   необходимо   для организации   процесса   обучения   в   целях   реализации   требований   ФКГОС   о достижении  результатов  освоения основной образовательной  программы.  В кабинете биологии осуществляются как  урочная, так и внеурочная формы учебно­воспитательной деятельности с учащимися. Значительную роль имеют учебно­практическое   и   учебно­лабораторное   оборудование,   в   том   числе комплект   натуральных   объектов,   модели,   приборы   и   инструменты   для проведения   демонстраций   и   практических   занятий,   демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование. Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для   проведения   наблюдений   и   исследований   в   природе,   постановки   и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов. Натуральные объекты  используются как при изучении нового материала, так   и   при   проведении   исследовательских   работ,   подготовке   проектов, обобщении   и   систематизации,   построении   выводов   с   учётом   выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно­ гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности. Учебные   модели  служат   для   демонстрации   структуры   и   взаимосвязей различных   биологических   систем   и   для   реализации   моделирования   как процесса   изучения   и   познания,   развивающего   активность   и   творческие способности обучающихся. В   комплект  технических   и   информационно­коммуникативных   средств обучения  входят:   аппаратура   для   записей   воспроизведения   аудио­   и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция   медиа­ресурсов,   электронные   приложения   к   учебникам, обучающие программы. Использование экранно­звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать   деятельность   обучающихся,   получать   более   высокие качественные   результаты   обучения;   формировать   ИКТ   ­   компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты   выдающихся   учёных­биологов)   по   всем   разделам   школьной биологии   находят   широкое   применение   в  обучении   биологии.  Картотека   с заданиями   для   индивидуального   обучения,   организации   самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как  учителем, так  и  обучающимися  в  ходе  самостоятельной  подготовки  к итоговой   проверке   и   самопроверке   знаний   по   изученному   курсу. Использование   наглядных   учебных   пособий,   технических   средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Натуральные объекты Гербарии Основные группы растений Сельскохозяйственные растения Растительные сообщества Коллекции Голосеменные растения Семена и плоды Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый Развитие животных с неполным превращением. Саранча Комплекты микропрепаратов Ботаника  Зоология Анатомия Общая биология Наборы муляжей Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы Приборы Демонстрационные Для демонстрации водных свойств почвы Для демонстрации всасывания воды корнями растений Для обнаружения дыхательного газообмена у растений Раздаточные Лупа ручная Микроскоп Посуда и принадлежности для опытов Демонстрационные Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для  демонстрационных работ Штатив лабораторный  Лабораторные Набор препаровальных инструментов Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по  биологии Спиртовка лабораторная  Печатные пособия Демонстрационные Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи,  папоротникообразные и голосеменные растения. Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений» Комплект таблиц «Охрана природы» Портреты биологов Раздаточные Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема. Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей  среды» Дидактические материалы Раздел «Растения» 6 класс Экранно­звуковые средства обучения Мультимедийные средства обучения Компакт­диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы» Планируемые результаты: Результатом   освоения   программы   станет   овладение   учащимися   ключевыми компетенциями, обеспечивающими конкретные ожидания учащихся в области агротехники   растениеводства.   Осознанного   выбора   агротехнологического профиля обучения и готовности к продолжению своего агрообразования. Учащиеся должны знать: ­   результаты   внедрения   прогрессивных   и   ресурсосберегающих агротехнических приемов в растениеводстве; ­   используемую   агротехнику   в   растениеводстве   Усть   ­   Лабинского района  Краснодарского края; ­   способы   расчета   экономической   эффективности   используемой агротехники в производстве растениеводческой продукции. Учащиеся должны уметь: ­ понимать взаимосвязь растения с природной средой, пути и средства ее регулирования; ­ использовать необходимые приемы обработки почвы; ­   осуществлять   посев   (посадку)   сельскохозяйственных   культур   в оптимальные агрономические сроки; ­ выполнять необходимый уход за сельскохозяйственными культурами; ­ проводить защиту растений от болезней и вредителей; ­ уничтожать сорняки, выполнять работы по ликвидации засоренности отдельных полей, участков сада и огорода; ­   убирать   урожай   с   учетом   вида   сельскохозяйственных   культур, назначения   полученной   продукции   и   климатических   условий   конкретного региона; ­   выполнять   сравнительные   агрономические   опыты   и   наблюдения   за ростом   и   развитием   культурных   растений   при   выращивании   их   на пришкольном участке. Формы контроля: В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы  информационные сообщения и проектные работы учащихся. Итоговой формой контроля предлагается защита проектного задания на пришкольном   участке   или   в   огороде   приусадебного   участка   родителей. Рекомендуется учителю обсудить с учащимися до закладки опыта методику его   проведения,   изучаемые   показатели,   ожидаемые   результаты   и   правила оформления отчета о проделанной работе. Критерием   оценки   роли   учителя   в   проектной   деятельности   по производству   продукции   растениеводства   является   разнообразие применяемых им методов и форм организации работы учащихся и реальные результаты по освоению ими агротехники растениеводства. Основным критерием оценки деятельности школьников в этом случае будет   владение   способами   познавательной   деятельности   (навыки использования   различных   источников   информации   по   агроприемам   в растениеводстве   и   методов   получения   различных   видов   растениеводческой продукции);   умение   работать   в   команде,   принимать   чужое   мнение, преодолевать трудности, способность к самоорганизации и рефлексии. Значение проектной деятельности заключается в том, что обучаемый действует   по   собственному   замыслу,   в   соответствии   с   самостоятельно поставленными целями, находит свои способы реализации задуманного. Уместно   отметить,   что   при   работе   по   методу   проектов   по   курсу агрономии   принципиально изменяются позиции учителя и ученика: ученик становится   активным   участником   образовательного   процесса,   а   учитель   – организатором   самостоятельной   познавательной   деятельности   в   процессе изучения настоящего курса по выбору. В итоге в агротехнологической подготовке сельских школьников при использовании   методов   проектов   создается   среда   для   осуществления самостоятельной   образовательной   деятельности   учащихся   в   области производства     растениеводческой   продукции   с   учетом   прогрессивных технологий, причем на межпредметной основе. Методы и формы освоения  курса по выбору Программа   курса   по   выбору   «Растениеводство   с   основами   агротехники» нацелена   на   реализацию   основной   задачи   сельской   школы   –   обеспечить самоопределение   учащихся   в   области   профессионального   агрообразования через проведение: ­ лекций и практико­ориентированных занятий; ­ лабораторных практикумов и экскурсий; ­   выполнение   опытно­исследовательской   работы   по   агротехнике растениеводства; ­ разработку и защиту проектов. ­   способы   расчета   экономической   эффективности   используемой агротехники в производстве растениеводческой продукции. ­   убирать   урожай   с   учетом   вида   сельскохозяйственных   культур, назначения   полученной   продукции   и   климатических   условий   конкретного региона; ­   выполнять   сравнительные   агрономические   опыты   и   наблюдения   за ростом   и   развитием   культурных   растений   при   выращивании   их   на пришкольном участке. Перечень ключевых слов:  Влага o гравитационная o капиллярная o рыхлосвязанная o пленочная o гигроскопичная  Влажность относительная  Галофиты  Глюкофиты  Засухоустойчивость  Культуры o зерновые o зернобобовые o масличные  Мелиорация  Подкормка o внекорневая o корневая  Почва o плотность почвы  o пористость почвы o связность почвы o липкость почвы o физическая спелость почвы o биологическая спелость  Раствор уравновешенный  Слой o элювиальный o иллювиальный  Солеустойчивость  Травы кормовые  Холодоустойчивость               СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР  _______________Лихобабина М.В.                        подпись Ф.И.О. ______________ 2016 года Протокол заседания методического объединения учителей естественно­ математического  цикла    МБОУ СОШ № 31  от ___________ 2016года № 1  ___________          Никонова О.В.      подпись руководителя  МО            Ф.И.О.

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"

Элективный курс "Агрономия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2019