Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».
Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.
Элективный курс.Хромосомы и пол.docx
Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Прохладненский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
Протокол № __ Отарова Е.И.
« » ______________201___г.
СОГЛАСОВАНО
ГКПОУ «ПМК»
Заместитель директора УР
__________/ Кононова Е.А./
« » __________ 201___г.
УТВЕРЖДЕНА
И.О.Директор ГКПОУ «ПМК»
_____________/ КононоваЕ.А./
« ___» ________201 г.
Элективный курс
«Хромосомы и пол»
Дисциплина: биология
Преподаватель: Кадохова О. А. 2016 – 2019гг.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубленной подготовки студентов
первых курсов. Рассчитана на 60 часов. Вид элективного курса: предметно
ориентированный.
Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и
разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке»,
«Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».
Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ
наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого
зародыша в существо мужского или женского пола; причин наследственных
болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.
Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и
проводиться параллельно с уроками общей биологии.
Программа позволяет ориентироваться на интересы студентов и поэтому
помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и
расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении
знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости,
размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.
•
Задачи курса:
систематизировать и углубить научнопонятийный аппарат, основные
биологические положения;
• расширять биологические знания через исторический обзор, изучение
персоналий и толкование ряда вопросов;
• углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и
поддержании соотношения полов в популяции;
• показать значение в раскрытии механизма наследования и определения
пола цитологических и генетических знаний;
• познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами,
с различными видами девиантного полоролевого поведения и причинами
их возникновения;
сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их
получения путем самообразования;
• • научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу.
Содержание учебного материала программы соответствует целям
углубленного обучения и в определенной степени дополняет учебную
программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии,
медицины; готовит студентов к выпускным и вступительным экзаменам в
высшие учебные заведения, вхождению во взрослую жизнь.
В результате обучения студенты должны:
• приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового
уровня);
• осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему
здоровью и здоровью окружающих;
• научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым
поведением;
• расширить свои представления о профессиях.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции,
семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные
сообщения студентов с последующей дискуссией. Предусматривается
индивидуальная форма работы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности,
студентов необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и
тестовых. Измерителем обученности студентов могут быть: альтернативные
задания, биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все
эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса
студентов и формирование у них творческих умений. Наименование разделов и тем
Кол
во
часов
В том числе
Формы
контроля
лекции практи
ческие
семина
ры
№
темы
1
1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2
Ведение.
Странности обыденной жизни.
Существуют ли «гены сексуальности»?
Предэмбриональный период развития.
Сперматогенез.
Предэмбриональный период развития.
Овогенез. Оплодотворение.
Хромосомы носители наследственных
задатков.
2.4.
«Лестница жизни».
2.5.
Существуют ли «гены сексуальности»?
2.6.
Возможно ли «непорочное» зачатие?
3.
3.1.
3.2.
Нарушение определения пола.
Гены и здоровье.
Тератогены.
3
2
4
1
17
13
2
2
3
3
3
4
8
2
2
2
2
2
2
3
2
1
5
1
-
-
1
1
6
1
3
1
1
-
1
6
2
2
7
Водный
контроль
(тест)
Творче
ские
задания
Творче
ские
задания
Участие в
семинаре,
творческие
задания
Участие в
семинаре,
творческие
задания
Творче
ские
задания,
тест
Участие в
семинаре, тест
Участие в
семинаре
Участие в
семинаре 3.3.
3.4.
Наследственные заболевания, связанные с
изменением числа хромосом.
Популяционная генетика. Закон Харди
Вайнберга.
2
2
-
1
-
1
4.
Законы генетики.
28
13
12
1
4.1.
Задачи и методы генетики.
2
4.2.
Первый и второй законы Г. Менделя.
4.3.
Анализирующее скрещивание.
4.4.
Урок практикум «Анализирующее
скрещивание. Решение задач».
4.5.
Неполное доминирование.
4.6.
Урок практикум
4.7.
4.8.
Взаимодействие аллельных генов.
Кодоминирование.
Урок практикум «Взаимодействие
аллельных генов. Решение задач».
4.9.
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.
Менделя
4.10. Урок практикум «Дигибридное скрещивание.
Третий закон Г. Менделя. Решение задач».
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
-
3
6
Участие в
семинаре
Практиче
ская
самостоя
тельная
работа
7
Творче
ские
задания,
Практическая
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практическая
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа 4.11. Хромосомная теория наследственности.
4.12.
Сцепленное наследование генов.
4.13. Урок практикум «Сцепленное наследование
генов. Решение задач».
1
2
4.14.
Генетика пола. Наследование, сцепленное с
полом.
4.15. Урок практикум «Наследование, сцепленное
с полом. Решение задач».
4.16.
Взаимодействие неаллельных генов.
Цитоплазматическая
наследственность.
4.17. Урок практикум «Цитоплазматическая
наследственность. Решение задач».
4.18.
Взаимодействие аллельных генов.
4.19. Урок практикум «Взаимодействие
аллельных генов. Решение задач».
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
7
6
Творче
ские
задания
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа 4.20.
Взаимодействие неаллельных генов.
4.21. Урокпрактикум «Взаимодействие
неаллельных генов. Решение задач».
4.22.
Типы определения пола.
4.23. Характеристика болезней человека,гены
которых локализованы в половых
хромосомах.
4.24. Урок практикум « Составление родословных
таблиц».
5.
«Мальчик или девочка?»
5.1.
«Мальчик или девочка?»
5.1.
Медицинская генетика.
5.3.
Заключительное занятие.
1
1
2
2
2
5
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
Творче
ские
задания
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Творче
ские
задания
Участие в
семинаре
Практиче
ская
самостоят
ельная
работа
Рефераты
Участие в
семинаре
1
2
3
1
1
1
ИТОГО
60
30
14
16 Литература
1. Аделыиииа, Г. А., Адепьшин, Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие.
Волгоград: ВГАФК, 2001.
2. Афонькин, С. Ю. Хромосомы и пол // Биология. Приложение к газете «Первое
сентября», 2002, № 38.
3. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С.
Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. М: Дрофа, 2000.
4. Биология. Школьный курс. М.: АСТПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное
пособие).
5. Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. / перевод с англ. М.: Мир, 1990.
6. Барулина, И. П. Биология. М, 1972.
7. Кемп, П., Арме, К. Введение в биологию / перевод с англ. М.: Мир, 1998.
8. Кон, И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
9. Кузнецова, В. И. Никотин, алкоголь и наркотики тератогены // Биология.
Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 1819.
10. Мещерский, И. Г., Феоктистов, Н. Ю. Еще раз про гомосексуализм // Биология.
Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 19.
11. Общая биология: учеб, для 1011 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О.
Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского.
12. М.: Просвещение, 1993.
13. М.Петросова, Р. А., Пиленко, Н. П., Теремов А. В. Дидактический материал по
общей биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 1996, №
3339; 1997, № 2223.
14. Тарасенко, И. Д., Луишнова, Г. И. Что вы знаете о своей наследственности?
Новосибирск: Наука. Сиб. отде, 1991.
15. Чебышев, Н. В., Кузнецов, С. В., Демченко, А. И., Зайчикова, С. Г. Генетика и
онтогенез. Учебное пособие. М.: ММ А им. Сеченова, «Издательство Барс»,
1999.
16. Штрабанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. М.: Прогресс, 1984.
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Элективный курс «Хромосомы и пол»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.