Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)
Оценка 4.7

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
экология
10 кл
30.06.2017
Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)
Элективный курс направлен на формирование экологически ориентированных мировоззренческих позиций, знаний об экосистемной организации природы, системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению и оценке социоприродного окружения. Данный курс предполагает проведение экологических исследований и работу по оценке качества окружающей среды.
Исследовательская деятельность в экологии.doc
Пояснительная записка к программе элективного курса «Исследовательская деятельность по экологии» 10 класс, 34 часа (1 час в неделю) Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование   системы   научных,   практических   знаний   и   умений,   ценностных   ориентаций,   поведения   и   деятельности,   обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социоприродной среде и здоровью. Так как в школе не существует специального предмета «Экология» для получения экологических знаний был введен элективный курс «Исследовательская деятельность по экологии».  Содержание элективного курса направлено на формирование экологически ориентированных мировоззренческих позиций, знаний об экосистемной организации природы, системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению и оценке социоприродного окружения. Основным   результатом   теоретического   образования   является   лишь   осведомленность   об   экологических   проблемах,   большинство школьников не готовы проявлять личную активность в практическом их решении. На практике обучение часто ограничивается включением отдельных экологических вопросов в учебные курсы без учета особенностей процесса решения проблем – от осознания до практического результата, ­ лежащего в основе формирования экологической культуры, которая включает в себя не только экологическое сознание, но и экологическое поведение и реализуется в способности людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по   оценке качества окружающей среды, которые являются важной частью содержания образования. Экологические исследования позволят учащимся обобщить полученные знания, применить сведения, полученные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения той или иной экологической проблемы.    Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей на интегративной, междисциплинарной и проблемной основе, с учетом   региональных   особенностей.   Она   позволила   конкретизировать   цель   обучения   экологии   –   становление   научно­познавательного, эмоционально­нравственного, практически­деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она позволяет показать учащимся место человека в природе и обществе, его разносторонние связи с ними, приобщить к культуре поведения человека в природном и социальном окружении. систематизация представлений о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека ценности; Основные цели программы:   формирование нравственных запретов наносить ущерб природе;  формирование   способностей   теоретического   прогнозирования   и   оценки   последствий   вмешательства   в   природу   при   решении житейских проблем; обучение работе с моделями экосистем реальной экологической деятельности с доступными учащимся объектами природы;   практическое   владение   системными   знаниями   о   взаимодействии   человека,   природы   и   общества,   об   альтернативных   способах разрешения экологических проблем, предотвращении нежелательных последствий антропогенных влияний на природу. Д о п о л н и т е л ь н а я   л и т е р а т у р а  для учителя:  1. Какорина Г.А., Меделян Е.В. Экология: региональный компонент: учебно­метод пособие для учителей основной и средней школы. –  Владивосток: Изд­во ПИППКРО, 2007.   2. Алексеев С.В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996. 3. Гусева Т.В., Тарасов В. В. Физико­химические методы анализа и мониторинг состояния окружающей среды. Принципы биологического  мониторинга // Москва: МХТИ, 1989. 4. Экология: спецкурсы и факультативы для школы. Новосибирск: НГПУ, 1999. 5. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995. 6. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. М.: Просвещение, 2000. 7. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб.: Акцидент. 8. Белавина Р.Д. Планета наш дом. Методика преподавания экологии. 9. Свет жизни. Части 1,2. Пособие по практической экологии. 10. Ресурсы сети Интернет. Д о п о л н и т е л ь н а я   л и т е р а т у р а  для учащихся: 1. Чумаков Л. С. Экология для всех. – Мн.: Бел. Наука, 2001.  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке. 3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998 4. Ресурсы сети Интернет. Тематическое планирование элективного курса «Исследовательская деятельность по экологии» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздел. Тема занятий. Окружающая среда. Составление  географической характеристики Экологические факторы. Изучение  естественной растительности Система органического мира. Исследование  видового разнообразия. Основные систематические группы живых  организмов Приморского края. Сосудистые растения Приморья. Потенциальные возможности размножения  организмов. Практическая работа «Влияние вытаптывания  почвы на растительность». Особенности биологического разнообразия  Приморского края. Видовое разнообразие растений на примере  представителей рода Клены. Видовое разнообразие животного мира на  примере представителей класса Птицы. 11 Практическая работа «Видовое разнообразие  растений». 12 Среды жизни и их обитатели. 13 Поверхностные воды: проблемы. 14 Состояние атмосферного воздуха. Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МО Форма проведения Образовательный Контроль ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум продукт Конспект,  географическая  характеристика Конспект, таблица ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, таблица ОИ Беседа, практикум Конспект, схема ОИ Беседа ОИ, ЧП Беседа ЧП, И Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, таблица Конспект, схема Практическая  работа Конспект, таблица ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, схема ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, схема И, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум Практическая  работа Конспект, таблица Конспект, таблица ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, график Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль, 15 Определение загрязнения воздуха. 16 Определение загрязнения окружающей среды  17 автомобильным транспортом. Единство организма и среды обитания.  Влияние живых организмов на среду обитания. 18 Финтоцидные свойства растений.  Экспериментальная работа. 19 Адаптации: разнообразие способов  приспособления живых организмов к условиям среды. 20 Особенности адаптации растений. 21 Особенности адаптации животных. 22 Выявление форм приспособления растений.  Практическая работа. 23 Жизненные формы 24 Жизненные формы растений 25 Сравнение жизненных форм растений в  населенном пункте. Практическая работа. 26 Приспособительные ритмы жизни. 27 Приспособление реликтовых растений 28 Изучение динамики местных экосистем.  29 Практическая работа. Экосистема как структурная единица  биосферы 30 Особенности экосистем Приморского края 31 Изменение структуры экосистем в результате  хозяйственной деятельности. 32 Определение пожарной опасности в лесу.  Практическая работа. 33 Динамика экосистем. Экологическая  сукцессия. 34 Обобщение изученного. Защита  исследовательских работ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, таблица И, ЧП Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум Практическая  работа Конспект, таблица Практическая  работа Конспект, таблица Конспект, схема Конспект, схема Практическая  работа Конспект, таблица Конспект, таблица Практическая  работа Конспект, таблица Конспект, таблица Практическая  работа Конспект, таблица ОИ, ЧП Беседа, практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум Конспект, таблица Конспект, график ОИ, ЧП Практикум ОИ, ЧП Беседа, практикум Практическая  работа Конспект, таблица Р, ОИ,  ЧП Защита работ Исследовательские  работы рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Самоконтроль,  рефлексия Эмпирические: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических абиотических компонентов природных систем и влияния на них  деятельности человека; 2. Экспериментирование: формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов  опыта, оформление результатов, интерпретация данных; 3. Методы количественного учета живых существ в единицах пространства и времени; 4. Инвентаризация природных объектов: разработка цели, формы документа, метода учета, способов обобщения результата; 5. Слежение (мониторинг) за состоянием окружающей среды: взятие проб воды, воздуха, почвы; учет биологического разнообразия,  использование рядов данных, формулирование выводов; 6. Владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков. Теоретические: 1. Анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез; 2. Моделирование схем оптимизации экологических отношений разного уровня. Социологические:         Анкетирование, опросы, беседы. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОМУ УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Понимать: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ состав и свойства биосферы как глобальной экосистемы; особенности современного состояния биосферы; что различия видового состава сообществ зависят от различия абиотических условий; значение основных экологических факторов (температура, влажность, микроорганизмы, плотность заселения); значение разнообразных связей между видами как причины устойчивости сообщества; значение антропогенных факторов в сокращении и управлении численностью популяции; взаимосвязь глобальных, региональных и локальных проблем; роль прогнозирования и моделирования во взаимодействии общества с природными системами; необходимость регуляции человеческой деятельности для гармонизации социального и природного развития. Знать: виды глобальных экологических проблем – загрязнение, обеднение биологического разнообразия, парниковый эффект; компоненты экосистемы, разнообразие экосистем, интегративные свойства; основные среды жизни; ­ ­ ­ ­ многообразие живых организмов; ­ ­ ­ экологически грамотные правила обращения с природой; источники и виды загрязнения окружающей среды; возможные пути оптимизации деятельности человека с природными системами. Уметь: ­ ­ ­ ­ ­ применять знания о закономерностях действия экологических факторов (закон оптимума, лимитирующие факторы) при решении  экологических задач, связанных с практической деятельностью человека; вести наблюдения за экологическими явлениями и влиянием деятельности человека на живые организмы и их сообщества, на среду  обитания живого с помощью органов чувств, оптических и иных приборов; описывать и излагать результаты наблюдений, интерпретировать и обсуждать полученные данные в группе; проводить эксперимент в соответствии с исследовательскими задачами, продумывать варианты и закладывать опыты, описывать,  объяснять и интерпретировать результаты; проводить простейший количественный учет живых существ в единицах пространства или времени.

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)

Элективный курс "Исследовательская деятельность по экологии" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017