Элективный курс по экологии
Оценка 4.8

Элективный курс по экологии

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
14.02.2019
Элективный курс по экологии
Предлагаемый курс предлагается использовать для дополнительного образования учащихся 9 класса,также для успешной подготовки к итоговой аттестации по биологии, географии,для поступления в СУЗЫ и ВУЗЫ,а также в качестве профориентационной работы. Многие учащиеся,которые испытывают затруднение на уроках биологии могут реализоваться на занятиях данного курса
экология 9 класс.doc
Краснодарский край, муниципальное образование Курганинский  район Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 поселка Светлая Заря                 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета   от 29. 08.2016 года протокол  №1   Председатель ______В.А.Нерук           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По экологии  Уровень образования  (класс) основное общее образование  9 класс Количество часов     17             Учитель: Никонова О.В. Программа разработана учителем биологии Никоновой О.В. Учебно­методическое обеспечение: 1. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера  и человечество», М., изд. центр «Вентана­Граф», 2009 г Рабочая программа составлена на основе  авторской  учителем биологии Никоновой О.В.        Программа   «Биосфера   и   человечество»   развивает   основные экологические   понятия,   рассмотренные   в   8   классе   в   курсе   «Экология человека».   Вводятся   новые   понятия,   характеризующие   человечество   на популяционном   уровне.   Рассматриваются   взаимоотношения   людей   с окружающим   миром   на   уровне   биосферы,   социосферы   и   ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человечества на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого   развития   природы   и   человечества.   Показывается,   что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в   отношениях   с   окружающей   средой   являются   основой   гармоничных отношений   человечества   и   биосферы   и   залогом   благополучия   всего человечества. Цель   курса   «Биосфера   и   человечество»:   сформировать   знания   о взаимоотношении   людей   с   окружающим   миром   на   уровне   биосферы, социосферы   и   ноосферы;   раскрыть   причины   экологических   кризисов, определить   пути   решения   глобальных   экологических   проблем;   определить значение устойчивого развития природы и человечества.    Задачи:    формирование у обучающихся взглядов на биосферу как единый    макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;  формирование   знаний   о   происхождении   и   эволюции   Земли,   об основных   законах,   определяющих   глобальные   экологические процессы;   получение   чёткого   представления   о   масштабах   и   возможных последствиях экологического кризиса и его проявления;  формирование   гражданской   позиции   учащихся,   направленной   на сохранение и восстановление природного богатства планеты;  создать условия для развития у обучающихся творческой, учебно­ исследовательской и проектной компетентностей.  развитие   волевой   сферы   –   убеждения   в   возможности   решения экологических   проблем,   стремления   к   распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. 1.Планируемые результаты При   изучении  курса   экологии   «Биосфера   и   человечество»   направлен   на реализацию   деятельностного,   практико­   и   личностно   ориентированного подходов:   овладение   учащимися   интеллектуальной   и   практической деятельности;   овладения   знаниями   и   умениями,   востребованными   в повседневной   жизни,   позволяющими   ориентироваться   в   окружающем   мире, значимыми для сохранения окружающей Выпускник научится: 1.   Узнавать   и   различать   научные   и   паранаучные   тексты   о   влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье. 2. Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества. 3.   Уметь   находить   в   различных   источниках   информации   научные доказательства для объяснения экологических проблем. 4. Различать научный, социальный и культурный контекст  в описании экологических проблем человечества. 5.   Выделять   случайные   и   закономерные   характеристики   во взаимоотношениях человечества с окружающим миром. 6. Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром. 7. Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества. 8.   Прогнозировать   перспективы   устойчивого   развития   природы   и человечества. 9.   Проявлять   устойчивый   интерес   к   пониманию   и   разрешению региональных и глобальных экологических проблем. Выпускник получит возможность : 1. Проявлять активность в организации и проведении экологических  акций.  2. Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в     различных культурах с возможностью определения наиболее  оптимальных для целей устойчивого развития биосферы. 3. Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки  зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции  возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на  Земле во всех ее проявлениях. 2.Содержание программы 1.Введение (1 ч) Цели   и   задачи   курса.   Начальное   знакомство   с   глобальными   проблемами взаимодействия   человечества   с   природой.   Представление  о   биосфере   как системе. 2. Влияние экологических факторов на развитие человечества (2 ч) Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества.   Показатели   состояния   биосферы.   Возможности   человека   и человечества   к   адаптации.   Стихийные   бедствия,   чрезвычайные   ситуации   и человечество. Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.  показатели   состояния   биосферы,   мониторинг, биосферы,   «спринтеры»   и   «стайеры»,   активная   адаптация   человечества, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация. Основные   понятия: устойчивость  Практическая работа. Игра «Человечество и лес». 3. Воздействие человечества на биосферу (3ч) Потребности   людей   в   питании,   дыхании   и   размножении   и   участие человечества в концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство  пищи как биосферный процесс. Смена  источников питания человечества на протяжении его развития. Положение А.М. Уголева об адекватном питании. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы   в   целом.   Показатели   изменения   численности   человечества (развитые   и   развивающиеся   страны).   Увеличение   населения   на   Земле. Экологическое   и   технологическое   воздействия   человечества   на   биосферу. Значение   генетической   и   негенетической  информации   для   человечества. Нарушение   человечеством   круговоротов   веществ   и   потоков   энергии   в биосфере.   Экологические   кризисы   в   истории   человечества.   Деятельность человека как фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества.   Глобальный   экологический   кризис.   Экологические   проблемы человечества и биосферы. Основные   понятия:  несбалансированное   питание,   адекватное   питание, экологически  чистая   пища,   производство   пищи   как   биосферный   процесс;   динамическое равновесие   в   атмосфере,   постоянство   газового   состава   атмосферы; продолжительность жизни, рождаемость, смертность, естественный прирост населения; техносфера; глобальный экологический кризис. Практические работы.  Игра «Альтернативные источники  энергии», игра «Мировая торговля». 4.Взаимосвязи между людьми (3ч) Экологическое и социальное разнообразие человечества как показатели его устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения   в   процессе   развития   человечества.   Техногенный   и   традиционный типы  развития обществ.  Глобализация как фактор увеличения устойчивости человечества.   Взаимодействие   людей   друг   с   другом   на   основе   жизненных, социальных и идеальных потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от качества потребностей общества. Понятие о  биоэтике  как  новой   этике  взаимоотношений  человечества с окружающей средой. Война и голод — основные социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения, проблема голода. Основные   понятия:  социосфера,   глобализация;   жизненные,   социальные   и идеальные  потребности человека; биологический, общественный  и  творческий  уровни развития   потребностей,   мораль   и   нравственность;   биоэтика,   жизнь   как высшая ценность; экологическая ответственность, социальный фактор.  Практические   работы. устойчивости человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».  Игра   «Социальное   разнообразие—условие 5. Договор как фактор развития человечества (1ч) Эволюция   механизмов   договоренностей   между   людьми.   Умение  людей договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и экологических конфликтов.  агрегация,   договор,   разрешение   конфликтов, Основные   понятия: экологические  конфликты. Практическая работа. Игра «Составление договора  «О правах  природы». 6. Устойчивое развитие общества и природы (1ч) Перспективы   устойчивого   развития   природы   и   общества.   Концепция  устойчивое   развитие,   экологическое   общество, устойчивого развития. Основные   понятия: концепция устойчивого развития. Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке». 7. Человечество и информация о мире (2ч) Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины   мира.   Влияние   представлений  человечества   о   мире   на   его взаимоотношения с окружающей средой.  Основные понятия:  разум, сознание, биосферная   роль   человека;  мифологическая,   религиозная,   классическая естественно­научная,   системная естественнонаучная картины мира. Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».   вероятностная   естественно­научная, 8. Познание мира и экологическое образование (3ч) Научно­технический   прогресс.   Осознание   человечеством   масштаба  своей деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И. Вернадского   о   биосфере.   Учение   о   развитии   ноосферы.   Развитие экологического   сознания   в   человечестве.  Антропоцентрическое   и экоцентрическое   экологическое   сознание.   Экоцентрическая   позиция   как необходимое   условие   выживания   и   будущего   развития   человечества   и биосферы в целом. Основные понятия: научно­техническая революция, наукоемкие технологии, глобальные  проблемы   человечества;   учение   о   биосфере,   ноосфера;   экоцентрическое, антропоцентрическое экологическое сознание. Практическая работа. Дебаты «Экологическое образование должно стать обязательным во всех школах». Значение экологических знаний для практической деятельности. 9. Заключение (1ч) Тематический план № Тема 1. Введение  2. Влияние экологических факторов на  развитие человечества 3. Воздействие человечества на биосферу Кол­во часов 1 2 3 Коммуникативные  УУД:  листовок по охране Изготовление природы. Познавательные УУД определять понятия:  «биосоциальная  природачеловека,  Регулятивные УУД  Описывать основные  экологические проблемы  своего региона и всего  человечества.   Познавательные УУД Уметь находить в  различных источниках 4. Взаимосвязи между людьми 5. Договор как фактор развития  человечества 6. Устойчивое развитие общества и природы 7. Человечество и информация о мире 8. Познание мира и экологическое  образование 9. Заключение 3 1 1 2 3 1 информации научные  доказательства для  объяснения  экологических проблем. Регулятивные УУД Выделять случайные и  закономерные  характеристики во  взаимоотношениях  человечества с  окружающим миром. Регулятивные УУД  Перечислять всеобщее и особенное во  взаимоотношениях  человека с окружающим  миром. ЛичностныеУУД: Объяснять значение  устойчивого развития  природы и человечества. Коммуникативные  УУД:  Прогнозировать перспективы устойчивого   развития природы и человечества. Познавательные УУД Уметь находить в  различных источниках  информации научные  доказательства для  объяснения  экологических проблем. УУД Регулятивные  значение Объяснять   устойчивого   развития природы и человечества. Регулятивные УУД  Описывать основные  экологические проблемы  своего региона и всего  человечества. Коммуникативные  УУД:  Прогнозировать перспективы устойчивого   развития природы и человечества. ИТОГО: 17 Дата №  п/п 1 1 2 3 4 Календарно – тематическое планирование  курса «Биосфера  и человечество», 9 класс Тема урока Тип урока Практические работы 3 4 5 1.«Введение» ­ 1 ч. Введение в курс экологии 9 кл. Урок – актуализация ЭОР 6 УУД 7 Коммуникативные  УУД:  Изготовление  листовок  по  охране природы. 2. «Влияние экологических факторов на развитие человечества» ­ 2 ч. Изменение отношения человека к  природе по мере развития  человеческого общества.  Возникновение экологии как  науки. 1 П/р «Человечество  и лес» Возможности человечества к  адаптации Комбинированный  урок Экологические  зарисовки. Познавательные УУД  определять понятия:  «биосоциальная  природачеловека,  Регулятивные УУД  Описывать основные  экологические проблемы  своего региона и всего  человечества.   Познавательные УУД  Уметь находить в  различных источниках  информации научные  доказательства для  объяснения экологических проблем. Экологическое и технологическое  воздействие на биосферу 3. «Воздействие человечества на биосферу» ­ 3 ч. Урок ­ дискуссия П/р  «Альтернативные  источники энергии» ЛичностныеУУД: Различать научный, социальный и культурный контекст  в   описании 5 6 7 8 9 Влияние человечества на  эволюцию биосферы. История  экологических кризисов Урок­лекция Современный масштаб  деятельности человечества Урок ­ практикум П/р «Мировая  торговля» Социальные факторы: их влияние  на человечество и биосферу Урок изучения  нового материала 4. «Взаимосвязи между людьми» ­ 3 ч. Глобализация как фактор  увеличения устойчивости  человечества. Урок­лекция Экологические последствия войны Урок­лекция экологических   проблем человечества.   Регулятивные  УУД Выделять   случайные   и закономерные характеристики взаимоотношениях человечества   окружающим миром. во   с ЛичностныеУУД: Описывать основные  экологические проблемы  своего региона и всего  человечества. Регулятивные УУД Выделять случайные и  закономерные  характеристики во  взаимоотношениях  человечества с  окружающим миром. Регулятивные УУД  Перечислять всеобщее и  особенное во  взаимоотношениях  человека с окружающим  миром. ЛичностныеУУД: Объяснять значение  устойчивого развития  природы и человечества. 10 11 12 13 5. «Договор как фактор развития человечества» ­ 1 ч. Договор как фактор  разрешения  социальных и экологических  конфликтов Комбинированный  урок 6. «Устойчивое развитие общества и природы» ­ 1 ч. Перспективы устойчивого  развития природы и общества.  Урок ­ практикум П/р «План  устойчивого  развития в 21 веке» Развитие представлений  человечества о мире 7. «Человечество и информация о мире» ­ 2 ч. Урок­лекция Картины мира Урок­лекция Коммуникативные  УУД:  Объяснять значение  устойчивого развития  природы и человечества. Познавательные УУД Проявлять   устойчивый интерес   к   пониманию   и разрешению  региональных и глобальных экологических проблем.   Коммуникативные  УУД:  Прогнозировать перспективы   устойчивого развития   природы   и человечества. Коммуникативные  УУД:  Прогнозировать перспективы   устойчивого развития   природы   и человечества. 14 15 16 17 Культура отношений человечества  к природе Комбинированный  урок 8. «Познание мира и экологическое образование» ­ 3 ч. Учение В.И.Вернадского о  биосфере Экологическое сознание Комбинированный  урок Урок­дискуссия П/р «Экологическое обра зова ние  долж но  стат ь  обяз ател ьным » Контрольно­обобщающий урок по курсу «Биосфера и человечество»­1 ч. УУД Регулятивные  Объяснять значение   устойчивого   развития природы и человечества. Регулятивные  УУД Объяснять   значение устойчивого   развития природы и человечества. СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                    Зам. директора  по УВР МО учителей естественно­ математического цикла № 1                                                        __________________ от 29.08.2016 г.                                                            М.В.Лихобабина Руководитель МО    Никонова О.В. ___________                                                            «28» августа 2016г.

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии

Элективный курс по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019