Практическая полезность элективного курса обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Устьянцевская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Согласовано на заседании ШМО
естественно – математического цикла:
Протокол_№_____от ___________
Руководитель __________ФИО
Шпилевская О. А
Принято на педсовете:
Протокол № ___ от __________________
Утверждено:
Директор школы _______/Т.М.Наурусов/
Приказ № ____от _____________
Рабочая программа элективного курса
по математике «Избранные вопросы математики»
для 8 класса
20172018 учебный годУчитель математики
Шпилевская Оксана Алексеевна (ВКК)Рабочая программа элективного курса по математике в 8 классе составлена на основании следующих документов:
Пояснительная записка
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. /
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3. Санитарноэпидемиологический требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.282110
утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №
19993.
4. Примерной основной образовательной программы ООО, размещенной на официальном сайте http://fgosreestr.ru/http://
учебнометодическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.)
5. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.
, одобренной Федеральным
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического
образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей
культуры.
Практическая полезность элективного курса обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира:
пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных,
необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты,
находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные
алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе элективный курс направлен на повышение
уровня математической подготовки, успешность обучения школьников в 8 классе, повышение их предметных компетенций по математике.. В
послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с
непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким
образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Изучение элективного курса по математике в 8 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в ФГОС ООО по математике.
Обучение элективного курса «Избранные вопросы математики» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Научить школьников выполнять тождественные преобразования выражений;
2. Научить учащихся решать линейные уравнения и неравенства;
3. Научить учащихся решать квадратные уравнения и неравенства;
4. Научить строить графики линейных и квадратных функций;5. Помочь овладеть умениями на уровне свободного их использования;
6. Помочь ученики оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение элективного курса «Избранные вопросы математики» в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов
развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и
процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме,
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая
фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию
и символику, использовать различные языки математики;
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных,
инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем
уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем,
умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функциональнографических представлений
описывать и анализировать реальные зависимости;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном
мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение
применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения курса ученик научиться:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических
задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях
значение степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональность величин, дробями и процентами;
составлять буквенные выражения и формулы по условию задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять
соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение
многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих
квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные
нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки
задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком, по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции,
заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Программа элективного курса для учащихся 8 класса рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю).
Место предмета в учебном плане.
Перечень учебных изданий элективного курса по математике на уровне основного общего образования.
1. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2010.
2. Математика: алгебра. Функции, анализ данных: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.:
Просвещение, 2010.
3. Алгебра 8. Тематические тесты. ГИА. Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева