Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
10 кл—11 кл
10.12.2017
Одним из главных аспектов рассматриваемых в исследованиях образования инженера является раскрытие особенностей функционирования и развития инженерного мышления. Мышление инженера должно содержать не просто знания и умения в профессиональной деятельности, а основываться на способностях самостоятельной работы, находчивости, изобретательности, творческому подходу, умению анализировать, прогнозировать, а также проводить исследовательскую деятельность. Инженер должен не только мысленно предугадать результат своей деятельности , но и иметь доказательно обоснованные факты. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и способствует развитию инженерного мышления.
Элективный курс..docx
Элективный курс: «Основы инженерного мышления».
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика курса
1
2
Научное направление курса
Место курса в образовательном процессе
Глава 2. Содержание программы
2.1. Теоретическая часть
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость инженерного образования школьников ни у кого не вызывает сомнений. Оно имеет высокую
конъюнктуру, хорошую прессу, является популярным среди других дисциплин. Налицо объективная потребность во
введении соответствующего предмета в учебный план массовой общеобразовательной школы. Однако учитывая огромный
пласт сопутствующих проблем, лучшее, что можно применить сегодня – это введение элективного курса по инженерии.
Посещая его по собственному выбору, ученик оказывается в центре общественной жизни, регулирования инженерных
отношений. Необходима адаптация предмета для школьника, чтобы не отбить у него зародившийся интерес к дисциплине. Инженерное мышление, формируемое в процессе изучения курса «Основы инженерии», понимается как мышление,
направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и
инструментальном уровнях и характеризующееся как политехническое, конструктивное, научнотеоретическое,
преобразующее, творческое, социальнопозитивное.
Формирование инженерного мышления осуществляется в управлении
развитием: мотивации к деятельности в технической сфере;
мышления; внешней предметной преобразовательной деятельности.
Формирование инженерного мышления учащихся, профориентация
осуществляется средствами всех учебных предметов и
дополнительного образования.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
1.1.НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КУРСА
Инженерия, как дисциплина, находится в стадии развития. Очевидно, что для регулярного преподавания в массовой
школе инженерии необходима разработка стандартизованных программнометодических средств, как это было по другим
традиционным дисциплинам школьной программы – физике, географии, математике. Инженерия находится на стыке как гуманитарных, так и технических наук. Хороший инженер – всесторонне образованный человек. Особенно важно влияние
математического образования, выявление и закрепление межпредметных связей. В этом смысле новая дисциплина
прекрасно подходит как дополнительный, увлекательный стимул для творческого изучения математики, реального
понимания учеником каким образом разделы математики находят свое применение в инженерии
( производственное и др. направления).
Курс «Основы инженерии» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся
математического и естественнонаучного профиля старших классов общеобразовательной школы.
1.2. МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Элективный курс «Основы инженерии» является курсом по выбору для учащихся 1011 классов, то есть относится
к вариативному компоненту образования. Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся по 1 часу в неделю. Его задачей
является ознакомление школьников с основами современных инженерных знаний в соответствии с законами Российской
Федерации, подготовка учащегося к продолжению образования в высшей школе.
Цель создания элективного курса – подготовка
высококвалифицированных, обладающих глубокой подготовкой и
необходимыми компетенциями выпускников школы, нацеленных на
получение образования современного инновационного инженера с фундаментальной вузовской подготовкой, отличающихся высоким уровнем
естественнонаучной, информационно математической и технологической
подготовки, мотивацией к непрерывному образованию в области
высокотехнологичного производства, высокой общей культурой и активной
гражданской позицией, что интегративно отражается в сформированности
их инженерного мышления.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Используются объяснительноиллюстративные, эвристические и исследовательские методы, поиск информации и ее
анализ, проведение исследований, разработка рефератов. Учитель организует процесс, готовит основной материал в виде
лекции с необходимым практическим содержанием, консультирует по поводу выбора и анализа соответствующей
литературы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с целями спецкурса, его содержания и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия
является групповая исследовательская работа. Также практикуем: самостоятельную работу учащихся над теоретическим и практическим материалом (индивидуальные задания,
поиск, подбор материала для реферата, его анализ);
консультации с преподавателем;
работа в группах (45 человек);
защита рефератов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
увеличение количества школьников, охваченных дополнительным
образованием по предметам инженерно – технического цикла;
оснащение кабинетов технического цикла новым современным
оборудованием;
увеличение количества выпускников, выбравших очную форму
обучения в ВУЗах по техническим специальностям;
целевое сотрудничество с высшими учебными заведениями
технического профиля;
участие в городских проектах , позволяющее школьникам посещать
лекционные и практические занятия ВУЗов;
трехсторонний договор «Школа – ВУЗ – предприятие»,
объединяющий усилия всех по подготовке будущих специалистов современного производства.
Высокий уровень теоретической и практической подготовки
выпускников школ должен выражаться:
в 100% сдаче обязательных экзаменов ЕГЭ (по профилю);
в высоких средних баллах ЕГЭ по профильным дисциплинам,
достаточных для поступления в ведущие ВУЗы Москвы;
в победах на предметных олимпиадах и конкурсах различного
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
№
п/п
Содержание
Кол
во
часов
Форма
проведения
занятий
1
1
2
Введение в
инженерию
3
2
4
Беседа,
лекция
Организация
самосто
ятельной
деятель
ности
5
Нагляд
ность
Образо
вательный
продукт
Формы
контроля
Литера
тура
Приме
чание
6
Круглый стол Подготовка
диаграммы
7
Конспект
8
Контроль за
учащимися в
беседе
9
1; 4; 7; 9
10 Практикум
4
Лекция
2ч
Практикум
2ч
4
Лекция
2ч
Практикум
2ч
Решение
тестовых
заданий
Работа в
группах,
подготовка
дифференци
рованных
заданий
Краткая
письменная
характерис
тика
основных
вопросов,
деловая игра
Работа в
группах,
подготовка
творческих
работ
Проведение
викторины и
теста
Подготовка
таблицы
Составление
экономичес
ких моделей
перспектив
ного развития
Конспект,
реферат
Состав,
редактиро
вание
сценария игры
Подготовка
схем, моделей
таблиц
Творческий
проект,
реферат
конспект
Ответы на
вопросы
учителя
Ответы на
вопросы
учителя,
перекрестный
опрос между
группами
Контроль за
учащимися в
беседе,
проверка
домашнего
задания
Дискуссия
1; 12; 9;
4; 7
3; 4; 5; 8;
9
Подготовка
схем, моделей
таблиц
Составление
теста
аналога
Проверка дом
исследоват.
работы
Дидактич
еский
материал
№1
Дидактич
еский
материал
№1
2
3
Политехническое
направление.
ИКТ, инженерная
графика
экскурсии,
проектные
технологии
Научно
теоретическое.
Математика,
физика элективные
курсы
по предметам,
история
технических
инноваций
олимпиады,
конкурсы,
конференции,
проектные
технологии. 4
Лекция
2ч
Социально
позитивное.
История,
литература,
география.
иностранный язык
Подготовка
диаграммы
Конспект,
реферат
4
5
Конструктив
Ное.
Информатика,
технология, физика
техническое
творчество,
робототехника,
программирование
6
Конструктив
Ное
Работа в
группах,
подготовка
дифференци
рованныйх
заданий
Проведение
деловой игры,
решение
расчетных
задач
Индивидуаль
ная работа
подготовка
творческих
работ
Решение
расчетных
задач,
проведение
игротеки
Индивидуаль
ная работа,
подготовка
рефератов,
дифферен
цированных
заданий
Решение
4
4
Практикум
2ч
Лекция
2ч
Практикум
2ч
Лекция
2ч
Практикум
Перекрест
ный опрос по
соревнова
тельной схеме
между
группами
фирмами
Проверка
домашней
исследова
тельской
работы
10; 3; 6;
8; 11
4; 11; 12;
9
Дидактич
еский
материал
№2,3
Дидактич
еский
материал
№2,3
Сравнение
концепций
фирм
участниц
Подготовка
налоговых
таблиц
Составление
индивидуаль
ных карточек
заданий для
взаимопро
верки
Конспект эссе Ответы на
вопросы
учителя
Составление
личных
кроссвордов
Проверка
домашней
работы
Подготовка
таблиц и схем
Реферат,
конспект
Круглый стол,
взаимоконт
роль в группе
8; 11; 12;
9
Подготовка
Индивидуальн Проверка
Дидактич 2ч
4
Лекция
2ч
Практикум
2ч
4
Лекция
2ч
Практикум
2ч
расчетных
задач,
психологи
ческий тест,
деловая игра
Индивидуальн
ая работа,
подготовка
творческих
работ
Подготовка
схем
страхования,
решение
расчетных
задач,
тестирование
Работа в
группах,
подготовка
творческих
работ,
рефератов
Решение
расчетных
задач,
полезные
советы,
деловая игра
7
8
Преобразую
Щее
технология
декоративно
прикладное
творчество
общественно
полезный труд
Творческое.
Технология,
русский
язык/литература,
изобразительное
искусство, музыка
декоративно
прикладное
творчество.
фотография,
компьютерная
анимация,
выставки,
конкурсы,
проектные
схематичес
ких решений
ые задания
домашней
работы
Подготовка
плакатов и
диаграмм
Конспект эссе Письменный
зачет по
билетам
11; 12; 9;
8
Индивидуальн
ые задания
Проверка
домашнего
задания
Подготовка
диаграмм
Конспект,
реферат
Опрос в
группах
2; 5; 7; 12
Составление
различных
моделей
семейного
бюджета
Самостоятель
ная работа
(задание на
расчет
потребительс
кого кредита
или
выгодного
помещения
еский
материал
№2,3.
Гл 3.2
Дидактич
еский
материал
№3
Дидактич
еский
материал
№1,2 9
технологии,
мозговой штурм
Подготовка и
защита рефератов,
подведение итогов
4
Консультация
круглый стол
1; 4; 7; 8;
12
сбережений)
Итоговая
оценка
работы
ученика по
подготовке
реферата,
дискуссия
Реферат
Доработка
рефератов,
приведение к
единым
требованиям,
работа с
дополнительн
ой
литературой
Выставка
образовательн
ых продуктов
с
применением
информацион
ных
технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Элективный курс любой направленности – это эффективный инструмент для решения научнопрактических знаний
учащихся общеобразовательной школы. Вместе с тем, разработка, планирование, ведение элективного курса требует от
преподавателя максимальной самоотдачи, много времени на подготовку и анализ необходимой литературы. Однако,
бесспорно, затраченные силы принесут только положительные результаты, сократив разрыв между наукой и реальной
общественной жизнью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Исследовательский Центр проблем
качества подготовки специалистов. –М., 2004.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Издво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 3. Жураковский В.М., Приходько В.М., Мануйлов В.Ф., Митин Б.С., Федоров И.В., Вражнова М.Н. Высшее техническое
образование в России: история, состояние, проблемы развития. –М.: ЗАО «РИК Русанова», 1997.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологотеоретический аспект). Проблемы качества
образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. МоскваУфа, 2004.
5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. –Мн.: Харвест, М.: АСТ,
2000.
6. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. –М.: МАДИ (ТУ), 1998.
7. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. –М.: Издво «Эгвес», 2005.
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.