Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)
Оценка 5

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
10 кл—11 кл
10.12.2017
Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)
Одним из главных аспектов рассматриваемых в исследованиях образования инженера является раскрытие особенностей функционирования и развития инженерного мышления. Мышление инженера должно содержать не просто знания и умения в профессиональной деятельности, а основываться на способностях самостоятельной работы, находчивости, изобретательности, творческому подходу, умению анализировать, прогнозировать, а также проводить исследовательскую деятельность. Инженер должен не только мысленно предугадать результат своей деятельности , но и иметь доказательно обоснованные факты. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и способствует развитию инженерного мышления.
Элективный курс..docx
Элективный курс: «Основы инженерного мышления».                                                  Содержание                                                      Введение                  Глава 1. Общая характеристика курса                                                                    1 2 Научное направление курса                                                           Место курса в образовательном процессе                                                   Глава 2. Содержание программы                                                                                            2.1. Теоретическая часть                                                                                        Заключение                                                                                                                             Литература                                                                                                          ВВЕДЕНИЕ Необходимость   инженерного   образования   школьников   ни   у   кого   не   вызывает   сомнений.   Оно   имеет   высокую конъюнктуру, хорошую  прессу,  является  популярным  среди  других  дисциплин.  Налицо  объективная  потребность  во введении соответствующего предмета в учебный план массовой общеобразовательной школы. Однако учитывая огромный пласт сопутствующих проблем, лучшее, что можно применить сегодня – это введение элективного курса по инженерии. Посещая его по собственному выбору, ученик оказывается в центре общественной жизни,   регулирования инженерных отношений. Необходима адаптация предмета для школьника, чтобы не отбить у него зародившийся интерес к дисциплине. Инженерное  мышление, формируемое  в процессе  изучения  курса «Основы   инженерии»,  понимается  как   мышление, направленное   на   обеспечение   деятельности   с   техническими   объектами,   осуществляемое   на   когнитивном   и инструментальном   уровнях   и   характеризующееся   как   политехническое,   конструктивное,   научно­теоретическое, преобразующее, творческое, социально­позитивное.  Формирование инженерного мышления осуществляется в управлении развитием: мотивации к деятельности в технической сфере; мышления; внешней предметной преобразовательной деятельности.  Формирование инженерного мышления учащихся, профориентация осуществляется средствами всех учебных предметов и дополнительного образования.  Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА 1.1.НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КУРСА Инженерия, как дисциплина, находится в стадии развития. Очевидно, что для регулярного преподавания в массовой школе инженерии необходима разработка стандартизованных программно­методических средств, как это было по другим традиционным дисциплинам школьной программы – физике, географии, математике. Инженерия находится на стыке как гуманитарных, так и технических наук. Хороший инженер – всесторонне образованный человек. Особенно важно влияние математического   образования,   выявление   и   закрепление   межпредметных   связей.   В   этом   смысле   новая   дисциплина прекрасно   подходит   как   дополнительный,   увлекательный   стимул   для   творческого   изучения   математики,   реального понимания учеником каким образом разделы математики находят свое применение в инженерии  ( производственное и др. направления). Курс   «Основы   инженерии»   носит   интегративный,   междисциплинарный   характер   и   ориентирован   на   учащихся математического и естественно­научного профиля старших классов общеобразовательной школы. 1.2. МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Элективный курс «Основы инженерии» является курсом по выбору для учащихся 10­11 классов, то есть относится к вариативному компоненту образования. Курс рассчитан на 34 часа, которые проводятся по 1 часу в неделю. Его задачей является ознакомление школьников с основами современных инженерных знаний в соответствии с законами Российской Федерации, подготовка учащегося к продолжению образования в высшей школе.   Цель создания элективного курса – подготовка высококвалифицированных, обладающих глубокой подготовкой и необходимыми компетенциями выпускников школы, нацеленных на получение образования современного инновационного инженера с фундаментальной вузовской подготовкой, отличающихся высоким уровнем естественнонаучной, информационно ­ математической и технологической подготовки, мотивацией к непрерывному образованию в области высокотехнологичного производства, высокой общей культурой и активной гражданской позицией, что интегративно отражается в сформированности их инженерного мышления. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Используются объяснительно­иллюстративные, эвристические и исследовательские методы, поиск информации и ее анализ, проведение исследований, разработка рефератов. Учитель организует процесс, готовит основной материал в виде лекции   с   необходимым   практическим   содержанием,   консультирует   по   поводу   выбора   и   анализа   соответствующей литературы. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В соответствии с целями спецкурса, его содержания и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является групповая исследовательская работа. Также практикуем:  самостоятельную работу учащихся над теоретическим и практическим материалом (индивидуальные задания, поиск, подбор материала для реферата, его анализ);  консультации с преподавателем;  работа в группах (4­5 человек);  защита рефератов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ увеличение количества школьников, охваченных дополнительным образованием по предметам инженерно – технического цикла; оснащение кабинетов технического цикла новым современным оборудованием; увеличение количества выпускников, выбравших очную форму обучения в ВУЗах по техническим специальностям; целевое сотрудничество с высшими учебными заведениями технического профиля; участие в городских проектах , позволяющее школьникам посещать лекционные и практические занятия ВУЗов; трехсторонний договор «Школа – ВУЗ – предприятие», объединяющий усилия всех по подготовке будущих специалистов современного производства. Высокий уровень теоретической и практической подготовки выпускников школ должен выражаться: в 100% сдаче обязательных экзаменов ЕГЭ (по профилю); в высоких средних баллах ЕГЭ по профильным дисциплинам, достаточных для поступления в ведущие ВУЗы Москвы; в победах на предметных олимпиадах и конкурсах различного Глава 2.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ № п/п Содержание Кол­ во часов Форма проведения занятий 1 1 2 Введение в  инженерию 3 2 4 Беседа,  лекция Организация самосто­ ятельной деятель­ ности 5 Нагляд­ ность Образо­ вательный продукт Формы контроля Литера­ тура Приме­ чание 6 Круглый стол Подготовка  диаграммы 7 Конспект 8 Контроль за  учащимися в  беседе 9 1; 4; 7; 9 10 Практикум 4 Лекция 2ч  Практикум 2ч 4 Лекция  2ч Практикум 2ч  Решение  тестовых  заданий Работа в  группах,  подготовка  дифференци­ рованных  заданий Краткая  письменная  характерис­ тика  основных  вопросов,  деловая игра Работа в  группах,  подготовка  творческих  работ Проведение  викторины и  теста Подготовка  таблицы Составление  экономичес­ ких моделей  перспектив­ ного развития Конспект,  реферат Состав,  редактиро­ вание  сценария игры Подготовка  схем, моделей таблиц Творческий  проект,  реферат  конспект Ответы на  вопросы  учителя Ответы на  вопросы  учителя,  перекрестный опрос между  группами Контроль за  учащимися в  беседе,  проверка  домашнего  задания Дискуссия  1; 12; 9;  4; 7 3; 4; 5; 8;  9 Подготовка  схем, моделей таблиц Составление  теста ­  аналога Проверка дом исследоват.  работы Дидактич еский материал №1 Дидактич еский материал №1 2 3 Политехническое  направление. ИКТ, инженерная графика экскурсии, проектные технологии Научно­ теоретическое. Математика,  физика элективные  курсы по предметам, история технических инноваций олимпиады, конкурсы, конференции, проектные технологии. 4 Лекция 2ч  Социально­ позитивное. История, литература, география. иностранный язык Подготовка  диаграммы Конспект,  реферат 4 5 Конструктив­ Ное. Информатика, технология, физика техническое творчество, робототехника, программирование 6 Конструктив­ Ное Работа в  группах,  подготовка  дифференци­ рованныйх  заданий Проведение  деловой игры, решение  расчетных  задач Индивидуаль­ ная работа  подготовка  творческих  работ Решение  расчетных  задач,  проведение  игротеки Индивидуаль­ ная работа,  подготовка  рефератов,  дифферен­ цированных  заданий Решение  4 4 Практикум 2ч  Лекция  2ч Практикум 2ч  Лекция 2ч  Практикум Перекрест­  ный опрос по  соревнова­ тельной схеме между  группами­ фирмами  Проверка  домашней  исследова­ тельской  работы 10; 3; 6;  8; 11 4; 11; 12;  9 Дидактич еский материал №2,3 Дидактич еский материал №2,3 Сравнение  концепций  фирм  участниц Подготовка  налоговых  таблиц Составление  индивидуаль­ ных карточек­ заданий для  взаимопро­ верки Конспект эссе Ответы на  вопросы  учителя Составление  личных  кроссвордов Проверка  домашней  работы Подготовка  таблиц и схем Реферат,  конспект Круглый стол, взаимоконт­ роль в группе 8; 11; 12;  9 Подготовка  Индивидуальн Проверка  Дидактич 2ч  4 Лекция  2ч Практикум 2ч  4 Лекция  2ч Практикум 2ч  расчетных  задач,  психологи­ ческий тест,  деловая игра Индивидуальн ая работа,  подготовка  творческих  работ Подготовка  схем  страхования,  решение  расчетных  задач,  тестирование Работа в  группах,  подготовка  творческих  работ,  рефератов Решение  расчетных  задач,  полезные  советы,  деловая игра 7 8 Преобразую ­ Щее технология  декоративно­ прикладное творчество общественно­ полезный труд Творческое. Технология,  русский язык/литература, изобразительное искусство, музыка декоративно­ прикладное творчество. фотография, компьютерная анимация,  выставки, конкурсы, проектные схематичес­ ких решений ые задания домашней  работы Подготовка  плакатов и  диаграмм Конспект эссе Письменный  зачет по  билетам 11; 12; 9;  8 Индивидуальн ые задания Проверка  домашнего  задания Подготовка  диаграмм Конспект,  реферат Опрос в  группах 2; 5; 7; 12 Составление  различных  моделей  семейного  бюджета Самостоятель ная работа  (задание на  расчет  потребительс кого кредита  или  выгодного  помещения  еский материал №2,3. Гл 3.2 Дидактич еский материал №3 Дидактич еский материал №1,2 9 технологии, мозговой штурм Подготовка и  защита рефератов,  подведение итогов 4 Консультация круглый стол 1; 4; 7; 8;  12 сбережений) Итоговая  оценка  работы  ученика по  подготовке  реферата,  дискуссия Реферат Доработка  рефератов,  приведение к  единым  требованиям,  работа с  дополнительн ой  литературой Выставка  образовательн ых продуктов  с  применением  информацион ных  технологий ЗАКЛЮЧЕНИЕ Элективный курс любой направленности – это эффективный инструмент для решения  научно­практических знаний учащихся общеобразовательной школы. Вместе с тем, разработка, планирование, ведение элективного курса требует от преподавателя максимальной самоотдачи, много времени на подготовку и анализ необходимой литературы.   Однако, бесспорно, затраченные силы принесут только положительные результаты, сократив разрыв между наукой и реальной общественной жизнью. ЛИТЕРАТУРА   1. Вербицкий А.А. Компетентностный  подход и теория контекстного обучения. Исследовательский  Центр проблем качества подготовки специалистов. –М., 2004.  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд­во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 3. Жураковский В.М., Приходько В.М., Мануйлов В.Ф., Митин Б.С., Федоров И.В., Вражнова М.Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. –М.: ЗАО «РИК Русанова», 1997.  4.   Зимняя   И.А.   Компетентностный   подход   в   образовании   (методолого­теоретический   аспект).   Проблемы   качества образования. Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. ­Москва­Уфа, 2004. 5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. –Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.  6. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний. –М.: МАДИ (ТУ), 1998.  7. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. –М.: Изд­во «Эгвес», 2005.

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления" (10-11 класс)

Элективный курс по математике "Основы инженерного мышления"  (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2017