Современная география входит в число наук, изучающих связи в системе «человек – общество – природа». Знание этих связей в современной кризисной экологической ситуации приобретает особое значение. Главное назначение школьной географии – сформировать объективную картину мира, в котором учащиеся живут и действуют. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно-следственных связей и взаимозависимостей отдельных природных компонентов служит хорошей теоретической основой для понимания учащимися сути экологических проблем, специфики антропогенного воздействия на различные природные комплексы, способов организации рационального природопользования. Но география в настоящее время относится к числу непрестижных школьных предметов. Для исправления создавшейся ситуации разработана настоящая программа.
Целями направления «География»:
• стимулирование интереса к географии;
• расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных в школьном курсе географии;
• активизация творческих способностей.
В результате обучения учащийся должен
знать/понимать
• основные географические понятия и термины;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
• географическую зональность и поясность;
• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
• связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
• особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации России, а также крупнейших регионов и стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• чтения карт различного содержания;
• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, сохранению и улучшению.
электив 9 кл география.doc
Пояснительная записка
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая
направленность обучения, при которой ведущее место занимает личностный принцип. Он
предполагает учёт потребностей и интересов обучающихся,
реализацию
дифференцированного подхода к обучению. Принципиальной задачей образования
становится раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.
Выявление и формирование творческих наклонностей у детей осуществляется на всех
этапах развития личности с использованием нетрадиционных специфических форм и
методов.
Цели и задачи направления
Современная география входит в число наук, изучающих связи в системе «человек –
общество – природа». Знание этих связей в современной кризисной экологической
ситуации приобретает особое значение. Главное назначение школьной географии –
сформировать объективную картину мира, в котором учащиеся живут и действуют.
Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинноследственных
связей и взаимозависимостей отдельных природных компонентов служит хорошей
теоретической основой для понимания учащимися сути экологических проблем,
специфики антропогенного воздействия на различные природные комплексы, способов
организации рационального природопользования. Но география в настоящее время
относится к числу непрестижных школьных предметов. Для исправления создавшейся
ситуации разработана настоящая программа.
Целями направления «География»:
стимулирование интереса к географии;
расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных в школьном
курсе географии;
активизация творческих способностей.
В результате обучения учащийся должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности
человека;
географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов
Земли;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административнотерриториального
устройства Российской Федерации;
особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно
хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры
народов; районов разной специализации России, а также крупнейших регионов и
стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
оценки их последствий;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее
использованию, сохранению и улучшению.
Содержание направления
Картографические проекции. Навыки работы с картами.
Определение сторон горизонта, направлений, расстояний, географических координат на
планах местности и географических картах.
Литосфера.
Горные породы и минералы. Гипотезы происхождения материков и океанов. Движение
земной коры. Крупнейшие горы, равнины суши, формы рельефа дна Мирового океана.
Гидросфера.
Мировой океан и его части. Типы водных масс. Схема и виды течений. Крупнейшие моря,
заливы, проливы, острова, полуострова. Воды суши: поверхностные и подземные. Реки,
озёра, ледники. Проблема охраны вод.
Атмосфера.
Характеристики типов погод и атмосферных явлений. Распределение солнечного света и
тепла по поверхности Земли: тропики и полярные круги. Решение задач.
Планетарные закономерности распределения температуры воздуха,
атмосферного давления и осадков на Земле.
Типы воздушных масс и их движение. Постоянные ветры. Климатические пояса.
Природные комплексы суши и океана.
Природные зоны. Закономерности изменения природных зон: широтная зональность и
высотная поясность.
Население Земли.
Основные человеческие расы. Расселение человека на территории материков. Основные
зоны расселения. Факторы, обуславливающие размещение населения на Земле.
Географическая оболочка.
Этапы формирования, свойства и закономерности развития географической оболочки.
Южные материки Земли.
Африка. История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама,
Д.Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов. Размеры и географическое положение Африки.
Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых. Климат
Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк
Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма.
Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра,
водопады материка. Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки:
влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные
представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории.
Крупнейшие национальные парки. Страны и народы Африки. Особенности формирования
политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального
состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских
народов. Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир,
Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия,
Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия). Австралия и Океания. История
открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и
исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. МиклухоМаклай. Размеры, особенности
географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа.
Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие
растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии.
Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.
Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа
Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити). Северные материки Земли. Антарктида.
История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и
исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида –
самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.
Южная Америка. История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся
путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф.Писарро, Ф. де Орельяно, А.
Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов. Размеры и географическое положение материка.
Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших
видов полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод Южной Америки.
Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.
Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области
высотной поясности. Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности
расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.
Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и ГранЧако
(Аргентина), Андские страны (Перу и Боливия).
Северные материки Земли
Северная Америка. История открытия и исследования материка. Выдающиеся
путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот,
Г.Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин,
Р.Амундсен.Размеры материка, его географическое положение. Характерные черты
строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых. Краткая
характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и
ледники. Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и
животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса,
прерии, пустыни, саванны, переменновлажные леса, области высотной поясности. Особо
охраняемые территории. Национальные парки. Крупнейшие страны Северной Америки.
Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта. Регионы
Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и ВестИндия. Евразия.
Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. СемёновТянШанский,
Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев. Особенности строения земной коры.
Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных
ископаемых. Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра.
Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы,
флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса,
степи, пустыни, саванны, переменновлажные и влажные экваториальные леса, области
высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и
заповедники. Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры
и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии. Краткая
характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная
Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия,
Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная
Европа (Польша, Чехия или Венгрия). Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии
на примере отдельных стран: ЮгоЗападной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ,
Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан,
Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и ЮгоВосточной Азии
(Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).
Океаны Земли
Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф.
Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал.
Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и
полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами.
Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан
Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и
животного мира океана. Атлантический океан. История исследования, выдающиеся
мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое
положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные
черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное
море, срединноокеанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров
Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и
растительного мира. Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук.
Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова
и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море,
Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира
океана. Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири,
Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин.
Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и
полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно
Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные
представители растительного и животного мира.
История географических открытий и исследований Земли. Россия на карте мира.
Государственная символика. Границы и соседние государства
Физикогеографическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние
точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию. Время на
территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение История
заселения и исследования территории России Рельеф, геологическое строение и полезные
ископаемые России Климат и климатические ресурсы России. Внутренние воды и водные
ресурсы России . Почва и почвенные ресурсы России. Растительный, животный мир и
биологические ресурсы России Природные комплексы России. Природные районы России Природные комплексы России
Климатические пояса и области в России. Русская (ВосточноЕвропейская) равнина.
Уральская горная страна. Кавказ (Предкавказье и северный склон Большого Кавказа).
ЗападноСибирская равнина. Средняя Сибирь. СевероВосточная Сибирь.
География населения мира и России
Численность и воспроизводство населения. Рост численности населения мира.
Распределение населения. Воспроизводство (естественное движение) населения. Понятие о
демографической ситуации и демографической политике. Возрастной и половой состав
населения мира. Расовый и этнический состав населения мира. Национальный состав
населения мира. География главных религий мира. Понятие о трудовых ресурсах..
Трудовые ресурсы и их структура в странах разного типа. Понятие о балансе трудовых
ресурсов. Профессиональный состав населения. Размещение населения. Плотность
населения. Обзор карты плотности населения мира. Миграции населения, их причины и
мотивы. Виды миграции по направлению, причинам, форме, продолжительности. Миграции
населения в России и СНГ Формы расселения и их зависимость от способа производства.
Городское и сельское населения. Понятие об урбанизации. Города, их возникновение и
развитие. География сельских поселений.
География отраслей хозяйства мира и России
Сдвиги в структуре энергопроизводства и энергопотребления.
Энергетика.
Горнодобывающая промышленность. Черная металлургия. Цветная металлургия. Отрасли
промышленности «верхних этажей».
Особенности развития и размещения
машиностроительной, легкой и химической промышленности. Сельское хозяйство. Типы
сельского хозяйства. Транспорт. Понятие о транспортной системе
Социальноэкономические особенности регионов мира и России
Экономические и социальные условия Северной Америки, Европы, Азии, Африки и
Латинской Америки, Австралии. Региональные географические особенности России.
Европейский север, Центр, Урал, Поволжье. Западная и Восточная Сибирь, Дальний
Восток. Экологические, экономические и социальные проблемы данных регионов Тематическое планирование
элективного учебного предмета по географии в 9 классе.
Тема занятия
Колво
часов
Картографические проекции.
Определение сторон горизонта, направлений, расстояний,
географических координат на планах местности и
географических картах.
Литосфера. Горные породы и минералы.
Гипотезы происхождения материков и океанов.
Движение земной коры.
Крупнейшие горы, равнины суши, формы рельефа дна Мирового
океана.
Гидросфера. Мировой океан и его части.
Типы водных масс.
Схема и виды течений.
Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова.
Воды суши: поверхностные и подземные.
Реки, озёра, ледники.
Проблема охраны вод.
Атмосфера. Характеристики типов погод и атмосферных
явлений.
Распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли:
тропики и полярные круги. Решение задач
Планетарные закономерности распределения температуры
воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле.
Типы воздушных масс и их движение. Постоянные ветры.
Климатические пояса.
Природные комплексы суши и океана. Природные зоны.
Закономерности изменения природных зон: широтная зональность
и высотная поясность.
Население Земли. Основные человеческие расы.
Расселение человека на территории материков. Основные зоны
расселения. Факторы, обуславливающие размещение населения на
Земле.
Географическая оболочка. Этапы формирования, свойства
и закономерности развития географической оболочки
Южные материки Земли
Северные материки Земли
Океаны Земли
История географических открытий и исследований Земли
Россия на карте мира.
Государственная символика.
Границы и соседние государства
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
6
2
1
1
1
1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30 31
32
33
34
ВСЕГО
Природные комплексы России
География населения мира и России
География отраслей хозяйства мира и России
Социальноэкономические особенности регионов мира и России
5
3
5
5
58
Рекомендованная литература
1. Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. М.:
Просвещение, 1996.
2. Занимательные географические задачи и вопросы. М.: Просвещение, 1978.
3. Пивоварова Г.П. Занимательная география. М.: Просвещение, 1998.
4. Касаткина Н.А. География: занимательные материалы к урокам и внеклассным
занятиям. Волгоград, 2004.
5. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. М.: ТЦ Сфера, 2004.
Основная
1. Баринова И.И. география России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.
– 4е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
2. Власова, Т.В. Физическая география материков: учебник для студентов географических
специальностей педагогических институтов / Т.В. Власова. М.: Просвещение, 1976, Т. 1
2. 1986. Т. 12.
3. Гладкий, Ю.Н. Экономическая география России: учебник / Ю.Н. Гладкий, В.А.
Доброскок., С.П.Семенов. М.: Гардарика, 1999.
4. Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса /
Ю.Н.Гладкий, С.Б. Лавров. – М.: Просвещение, 1991.
5. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват.
учеб. заведений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. –8е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
6. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. : Учеб. для
общеобразоват. учрежден / В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А. Щенев. – 10 изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2003.
7. Максаковский В.П. Экономичекая и социальная география мира : Учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – 11е изд. – М.: Просвещение, 2003.
8. Раковская, Э.М. Физическая география России: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в
2 ч. / Э.М. Раковская, М.И Давыдова. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. I, 2.
Дополнительная
1. Атлас. Географический атлас СССР. 8 класс. М.: ГУГК, 1990.
2. Атлас. Географический атлас. 10 класс. М.: ГУГК, 1990.
3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс. М.: ГУГК, 1995.
4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. – М.: АСТ – ПРЕСС
ШКОЛА, 2002.
5. Дронов, В.П. Экономическая и социальная география: справочные материалы: книга для
учащихся / В.П. Дронов, В.П Максаковский., В.Я Ром. – М.: Просвещение, 1994.
6. Ерамов, Р.А. Физическая география зарубежной Европы / Р.А.Ерамов. М.: Мысль, 1973.
7. Максаковский, В.П. Географическая картина мира / В.П.Максаковский. – Ярославль:
Добро, 1996. Ч. 13.
8. Мильков, Ф.Н. Физическая география СССР / Ф.Н. Мильков, Н.А Гвоздецкий. М.:
Высшая школа, 1986.
9. Физическая география для подготовительных отделений вузов и поступающих в вузы /
Под ред К.В. Пашканга. – 2е изд. – М.: Высшая школа, 1995. 10. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов / Под ред. проф.
А.Т.Хрущева. М.: Дрофа, 2001.
11. Холина В.Н. География: Пособие для поступающих в вузы / В.Н. Холина, Т.М.
Бунакова. – М.: Дрофа, 2004.
12. Петрова Н.Н. ЕГЭ 2011. География . Сдаем без проблем! / Н.Н. Пнтрова, Ю.А.
Соловьева. – М.: Эксмо, 2010__
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Элективный курс "Практикум по географи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.