Элективный курс Трудные вопросы информатики"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс «Трудные вопросы информатики» является предметом по выбору для учащихся 9 класса школы. Курс рассчитан на 18 часов, которые проводятся 1 час в неделю. В основу положен курс программирования на Turbo Pascal, начиная с работы с простыми типами данных и закачивая структурированным типом данных. Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в объектно-ориентированном программировании. Можно выделить основную цель данного курса.
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word.docx
Курс «Трудные вопросы информатики» является предметом по выбору для учащихся 9  класса школы. Курс рассчитан на 18 часов, которые проводятся  1 час в неделю.  В основу положен курс программирования на Turbo Pascal, начиная с работы с простыми  типами данных и закачивая  структурированным типом данных. Усвоив материал курса,  учащиеся могут применять свои знания в объектно­ориентированном программировании. Можно  выделить основную цель данного курса. Цели и задачи курса 1. Формирование алгоритмической культуры. 2. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу. 3. Научить учащихся структурному программированию как методу,  предусматривающему создание понятных, локально простых программ,  характерными особенностями которых является: модульность, использование  унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от  неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных. 4. Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном  варианте. 5. Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль. 6. Развитие алгоритмического мышления учащихся. 7. Формирование навыков грамотной разработки программ. Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала  осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому блоку  курса. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Знания теоретического материала  проверяются с помощью тестовых заданий. Требования к знаниям и умениям учащихся  После прохождения курса Блок   Тема:  «Целые и вещественные числа. Программы с использованием целых и  вещественных чисел. Ввод и вывод данных. Константы в программе. Кодовая  таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции.» Учащиеся должны знать:     I.      Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня.  Структуру программы на языке Паскаль.  Представление алгоритма в виде блок­схемы.  Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и  разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt.  Что такое величина и чем она характеризуется.  Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия  величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных,  как множество, запись.  Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль.  О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях.  Перечень основных операторов языка Паскаль.  Синтаксис этих операторов.  Детали процесса исполнения каждого из операторов. Учащиеся должны уметь:  Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов,  которые могут в них входить.  Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.  Составлять блок­схемы.     II Блок   Тема «Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма  оператора IF. Оформление программ. Блоки операторов. Ветвление по ряду условий.  Оператор Case.»   Учащиеся должны знать:  Назначение оператора ветвления,  В каких случаях используется полная, а в каких неполная форма оператора  ветвления.  Ветвления по ряду условий оператор CASE. Учащиеся должны уметь:  Записывать оператор ветвления в полной и неполной форме.  Составлять  программы с использованием оператора ветвления.  Составлять блок­схемы. Составлять программы с использованием оператора CASE.     III Блок   Тема « Оператор цикла FOR. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.» Учащиеся должны знать:  Назначение оператора цикла.  Использование циклов с различным условием. Учащиеся должны уметь:  Составлять программы с использованием циклов.  Составлять блок­схемы     IV Блок   Тема «Структурированные типы данных» Учащиеся должны знать:  Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль.  Как формально определять в программе тип «массив».  Какими свойствами обладают данные указанного типа.  Какие операции возможны над величинами массива. Учащиеся должны уметь:  Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в  упорядоченном массиве. Примерные вопросы к зачету элективного курса «Программируем на Pascal».  Целые и вещественные числа.  Константы.  Тип Char.  Оператор ветвления.  Ветвление по ряду условий.  Блок­схема программы с использованием оператора ветвления.  Цикл с условием. Цикл с предусловием.  Цикл с постусловием.  Блок­схема программы с использованием оператора цикла.  МассивыБилет №1 1. Структурированные типы данных. Массивы. 2. Объявите данные необходимые для решения следующей задачи: «Написать программу для  нахождения суммы элементов массива состоящего из 20 целых чисел введенных с  клавиатуры». Билет №2 1. Цикл с постусловием. 2. Задача на одномерные массивы: в одномерном массиве найти количество положительных,  отрицательных и нулевых элементов, имеющих номера позиций кратные трем. Билет №3 1. Типы данных языка Паскаль. Структура программы (рассказать на своем примере). 2. Составить программу для решения квадратного уравнения. Билет №4 1. Цикл с условием. 2. Задача на циклы. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 1. 3, 5, 7, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время выполнения программы. Билет №5 1. Цикл с предусловием. 2. Найти значение функции: Билет №6 1. Ветвление по ряду условий. 2. Задача на файлы. Создать текстовый файл и записать в него пять одинаковых фраз. Билет №7 1. Целые и вещественные числа. 2. Решение задачи с использованием оператора ветвления. Билет №8 1. Константы. Применение. 2. Задача на циклы. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 50.Билет №9 1. Структурированные типы данных. Задача на условный оператор. Точки на плоскости заданы своими координатами. Определить какая из них находится ближе к началу координат. 2. Составить программу на нахождение max элемента из 10 элементов массива. Учебно­тематический план. Тема Включение в программу Pascal  числовых данных. Работа с символами в программе Pascal.  Анализ ситуации и последовательность выполнения команд в программе  Pascal. № 1. 1. 1.       1.   Многократно повторяющиеся действия в программе Pascal. 1.   Массивы­ структурированный тип данных в программе Pascal. 1.   Процедуры и функции в программе Pascal. Общее количество часов Всего часов 2 1 3 3 4 5 18№ блока Номер урока Календарно­тематические план. Тематика занятий Целые и вещественные числа. Программы с  использованием целых и вещественных чисел. Ввод и вывод данных. Константы в программе. Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и  стандартные функции. Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и  неполная форма оператора IF. Оформление программ. Блоки операторов. Ветвление по ряду условий. Оператор Case. Оператор цикла FOR. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Дата  план факт .6.12 13.12 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 7.02 14.02 I II III IV 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.                   10.   11.   12.   13.   14.   Массивы. Хранение однотипных данных в виде таблицы.  Описание массива.   21.02 Заполнение массива случайными числами. Поиск в массиве. Вычисления в массиве. Конструирование алгоритма сверху вниз. 28.02 7.03 14.03 21.0315.   16.   17. 18.   Практические задачи с использованием вспомогательных  алгоритмов. 28.03 Практические задачи с использованием вспомогательных  алгоритмов. 11.04 Практические задачи с использованием вспомогательных  алгоритмов. 18.04 Практические задачи с использованием вспомогательных  алгоритмов. Зачет. 25.04Состав учебно­методического комплекта.  Учебно­методический комплект по курсу включает учебные пособия и практикум:  Семакин И.Г.  Информатика и информационно­ коммуникационные технологии.  Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков,  Л.В.Шестакова.­М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2005.­371 с.:ил.  Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова  ПАСКАЛЬ для школьников.­СПБ.:Питер,2006.­256 с.:ил  С.И.Молчанова   Основы программирования. Турбо­Паскаль для школьников и  абитуриентов.­М.: «аквариум»; «Издательство АСТ», 1999.­224с.:ил.  Информатика. Задачник ­ практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:  Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.