Курс «Трудные вопросы информатики» является предметом по выбору для учащихся 9 класса школы. Курс рассчитан на 18 часов, которые проводятся 1 час в неделю.
В основу положен курс программирования на Turbo Pascal, начиная с работы с простыми типами данных и закачивая структурированным типом данных. Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в объектно-ориентированном программировании.
Можно выделить основную цель данного курса.
Курс «Трудные вопросы информатики» является предметом по выбору для учащихся 9
класса школы. Курс рассчитан на 18 часов, которые проводятся 1 час в неделю.
В основу положен курс программирования на Turbo Pascal, начиная с работы с простыми
типами данных и закачивая структурированным типом данных. Усвоив материал курса,
учащиеся могут применять свои знания в объектноориентированном программировании.
Можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
1. Формирование алгоритмической культуры.
2. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
3. Научить учащихся структурному программированию как методу,
предусматривающему создание понятных, локально простых программ,
характерными особенностями которых является: модульность, использование
унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от
неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных
переменных.
4. Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном
варианте.
5. Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
6. Развитие алгоритмического мышления учащихся.
7. Формирование навыков грамотной разработки программ.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала
осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому блоку
курса. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Знания теоретического материала
проверяются с помощью тестовых заданий.
Требования к знаниям и умениям учащихся
После прохождения курса
Блок
Тема: «Целые и вещественные числа. Программы с использованием целых и
вещественных чисел. Ввод и вывод данных. Константы в программе. Кодовая
таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции.»
Учащиеся должны знать:
I.
Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня.
Структуру программы на языке Паскаль.
Представление алгоритма в виде блоксхемы.
Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и
разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt.
Что такое величина и чем она характеризуется.
Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия
величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных,
как множество, запись.
Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических
функций, входящих в Турбо Паскаль.
О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях.
Перечень основных операторов языка Паскаль.
Синтаксис этих операторов.
Детали процесса исполнения каждого из операторов.
Учащиеся должны уметь:
Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов,
которые могут в них входить.
Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.
Составлять блоксхемы.
II
Блок
Тема «Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма
оператора IF. Оформление программ. Блоки операторов. Ветвление по ряду условий.
Оператор Case.»
Учащиеся должны знать:
Назначение оператора ветвления,
В каких случаях используется полная, а в каких неполная форма оператора
ветвления.
Ветвления по ряду условий оператор CASE.
Учащиеся должны уметь:
Записывать оператор ветвления в полной и неполной форме.
Составлять программы с использованием оператора ветвления.
Составлять блоксхемы. Составлять программы с использованием оператора CASE.
III
Блок
Тема « Оператор цикла FOR. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.»
Учащиеся должны знать:
Назначение оператора цикла.
Использование циклов с различным условием.
Учащиеся должны уметь:
Составлять программы с использованием циклов.
Составлять блоксхемы
IV
Блок
Тема «Структурированные типы данных»
Учащиеся должны знать:
Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль.
Как формально определять в программе тип «массив».
Какими свойствами обладают данные указанного типа.
Какие операции возможны над величинами массива.
Учащиеся должны уметь:
Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в
упорядоченном массиве.
Примерные вопросы к зачету элективного курса «Программируем на Pascal».
Целые и вещественные числа.
Константы.
Тип Char.
Оператор ветвления.
Ветвление по ряду условий.
Блоксхема программы с использованием оператора ветвления.
Цикл с условием. Цикл с предусловием.
Цикл с постусловием.
Блоксхема программы с использованием оператора цикла.
МассивыБилет №1
1. Структурированные типы данных. Массивы.
2. Объявите данные необходимые для решения следующей задачи: «Написать программу для
нахождения суммы элементов массива состоящего из 20 целых чисел введенных с
клавиатуры».
Билет №2
1. Цикл с постусловием.
2. Задача на одномерные массивы: в одномерном массиве найти количество положительных,
отрицательных и нулевых элементов, имеющих номера позиций кратные трем.
Билет №3
1. Типы данных языка Паскаль. Структура программы (рассказать на своем примере).
2. Составить программу для решения квадратного уравнения.
Билет №4
1. Цикл с условием.
2. Задача на циклы. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 1. 3,
5, 7, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время выполнения программы.
Билет №5
1. Цикл с предусловием.
2. Найти значение функции:
Билет №6
1. Ветвление по ряду условий.
2. Задача на файлы. Создать текстовый файл и записать в него пять одинаковых фраз.
Билет №7
1. Целые и вещественные числа.
2. Решение задачи с использованием оператора ветвления.
Билет №8
1. Константы. Применение.
2. Задача на циклы. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 50.Билет №9
1. Структурированные типы данных. Задача на условный оператор. Точки на плоскости заданы
своими координатами. Определить какая из них находится ближе к началу координат.
2. Составить программу на нахождение max элемента из 10 элементов массива.
Учебнотематический план.
Тема
Включение в программу Pascal числовых данных.
Работа с символами в программе Pascal.
Анализ ситуации и последовательность выполнения команд в программе
Pascal.
№
1.
1.
1.
1.
Многократно повторяющиеся действия в программе Pascal.
1.
Массивы структурированный тип данных в программе Pascal.
1.
Процедуры и функции в программе Pascal.
Общее количество часов
Всего
часов
2
1
3
3
4
5
18№
блока
Номер
урока
Календарнотематические план.
Тематика занятий
Целые и вещественные числа. Программы с
использованием целых и вещественных чисел.
Ввод и вывод данных. Константы в программе.
Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и
стандартные функции.
Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и
неполная форма оператора IF. Оформление программ.
Блоки операторов.
Ветвление по ряду условий. Оператор Case.
Оператор цикла FOR.
Цикл с предусловием.
Цикл с постусловием.
Дата
план факт
.6.12
13.12
20.12
27.12
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
I
II
III
IV
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Массивы. Хранение однотипных данных в виде таблицы.
Описание массива.
21.02
Заполнение массива случайными числами.
Поиск в массиве.
Вычисления в массиве.
Конструирование алгоритма сверху вниз.
28.02
7.03
14.03
21.0315.
16.
17.
18.
Практические задачи с использованием вспомогательных
алгоритмов.
28.03
Практические задачи с использованием вспомогательных
алгоритмов.
11.04
Практические задачи с использованием вспомогательных
алгоритмов.
18.04
Практические задачи с использованием вспомогательных
алгоритмов. Зачет.
25.04Состав учебнометодического комплекта.
Учебнометодический комплект по курсу включает учебные пособия и практикум:
Семакин И.Г. Информатика и информационно коммуникационные технологии.
Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков,
Л.В.Шестакова.М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2005.371 с.:ил.
Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова ПАСКАЛЬ для школьников.СПБ.:Питер,2006.256 с.:ил
С.И.Молчанова Основы программирования. ТурбоПаскаль для школьников и
абитуриентов.М.: «аквариум»; «Издательство АСТ», 1999.224с.:ил.
Информатика. Задачник практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера:
Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.