Тема урока: “Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части”
Электрический ток – упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.
Источник тока - любое устройство, обеспечивающее длительное движение носителей тока в проводниках.
Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Актуализация знаний (5мин.).
3. Передача учащимся новых знаний (23 мин.).
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию(8 мин.).
5. Контроль. (3мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Запишем тему сегодняшнего урока:
“Электрический ток в металлах. Действие электрического тока”.
Также запишите домашнее задание: параграфы 32, 33.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сейчас мы с вами даже представить не можем свою жизнь без телевизора, компьютера и других бытовых приборов, вывески магазинов горят разноцветными огнями. Ведь раньше для освещения помещений использовали свечи, керосиновые лампы, а сейчас мы с вами находимся в классе, который освещен электрическими лампами. Вы наверняка знаете, что электрический ток подводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы или прекращается движение троллейбусов, говорят, что в проводах исчез ток.
Получается, что электрический ток свободно “гуляет” по проводам, “заходит” к нам в гости, чтобы осветить наш дом.
Может кто-то из вас знает, что такое электрический ток?
Ученики делают предположения.
Учитель: Давайте попробуем вместе разобраться, что такое электрический ток
3. Передача учащимся новых знаний.
Мы уже знаем, что в телах имеются электроны.
Если внести проводник в электрическое поле, что произойдет с электронами под действием сил поля?
Ученики: Электроны придут в движение под действием сил поля.
Учитель: Электрическими зарядами могут обладать и более крупные частицы вещества – ионы. Значит, в проводниках могут перемещаться различные заряженные частицы.
Теперь подумайте и скажите, что такое электрический ток?
Ученики делают предположения.
Учитель: Давайте запишем точное определение: электрический ток – упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.
Что необходимо для возникновения в проводнике электрического тока?
Ученики: Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле.
Учитель: Как сохранить электрический ток в проводнике длительное время?
Ученики: Необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле.
Учитель: При помощи чего можно поддерживать электрическое поле в проводнике
Ученики делают предположения.
Учитель: Электрическое поле в проводнике создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока. Источники тока
бывают различные. Может, вы сможете привести примеры или придумать свою модель источников электрического тока?
Ученики придумывают свою модель, затем выходят и рисуют её на доске.
Учитель: Ваши модели очень интересные.
Запишем определение: Источник тока - любое устройство, обеспечивающее длительное движение носителей тока в проводниках.
Давайте посмотрим на примеры источников электрического тока.
Учитель демонстрирует электрофорную машину, источник тока и презентацию “Источники электрического тока”.
Учитель: Во всех источниках электрического тока совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называются места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники. Один полюс источника тока заряжается положительно, другой отрицательно. Если полюсы источников соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы в проводнике начнут двигаться в определенном направлении, возникает электрический ток.
Мы уже много говорим об источниках тока и потребителях (лампы, плитки, всевозможные электробытовые приборы). Доставляют электрическую энергию к потребителю (приемнику) по проводам. Что применяют для включения и выключения приемников электрической энергии в нужное нам время.
Ученики: Кнопки включатели.
Учитель: Правильно. Ключи, рубильники, кнопки включатели называют замыкающими, размыкающими устройствами.
Источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводами, составляют простейшую электрическую цепь. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять только из проводников электричества.
Если в каком-нибудь месте провод оборвется, можно ли считать цепь замкнутой?
Ученики: Нет, цепь будет разомкнутой.
Учитель: Верно.
Электрическую цепь для удобства можно изображать в виде схемы
Давайте, попробуем придумать, как их изображать на схемах источник тока(гальванический элемент), лампочку, ключ, провода, т.е. придумать условные обозначения. Можно попробовать сразу зарисовать электрическую цепь, используя придуманные обозначения.
Ученики выполняют задание, затем выходят к доске и зарисовывают свои схемы.
Учитель: Молодцы. Давайте теперь зарисуем принятые условные обозначения, применяемые на схемах, которыми мы будем пользоваться.
Учитель: Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называют схемами. Давайте рассмотрим некоторые схемы.
Учитель демонстрирует презентацию “Схемы электрических цепей”.
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.
1. Убедитесь, что источник тока - любое устройство, обеспечивающее длительное движение носителей тока в проводниках. Для этого соберите цепь, состоящую из источника тока, ключа и лампочки.
2. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно.
3. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, резистор, ключ, лампочку.
4. Начертите схему цепи, содержащей батарею элементов и аккумуляторов, два звонка, лампочку, каждые из которых можно включать отдельно.
5. Убедите своих одноклассников, что на рисунках представлены электрические цепи и опишите, из каких элементов она состоит.
Используется презентация “ Различные схемы электрических цепей”.
5. Контроль.
1. Продолжите фразу: Упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц - ……………..
2. Продолжите фразу: Любое устройство, обеспечивающее длительное движение носителей тока в проводниках - …………..
3. Опишите, из каких элементов состоит электрическая цепь, представленная на рисунке. Используются различные схемы электрических цепей (рисунки, которые выводятся на компьютер).
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.