Электрический ток. Источники тока
Оценка 4.9

Электрический ток. Источники тока

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
28.03.2019
Электрический ток. Источники тока
Урок по физике в 8 классе. Тема урока: Электрический ток. Источники тока. Тип урока изучение новых знаний, Цель урока: формирование представления об электрическом токе и условиях его существования в цепи, и об источниках тока. Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический. Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке: информационная технология; личностно ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).
урок учитель года.docx
Класс: 8 УМК: Пёрышкин А. В. Тип урока:изучение нового материала. Цель урока: формирование представления об электрическом токе и условиях его существования в цепи, и об источниках тока. Планируемые результаты урока: Предметные: Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; формирование представлений об источниках тока; организация усвоения основных понятий по данной теме; формирование научного мировоззрения учащихся. Метапредметные: Развитие умения генерировать идеи; выявлять причинно-следственные связи; работать в группе; пользоваться альтернативными источниками информации; формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника. Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование интереса к физике при анализе физических явлений; формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления. Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения: ПК, проектор, экран; электрометр, эбонитовая палочка, шерсть, проводник, электрофорная машина, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников лимон, картофель ,медные провода, гвозди. Карточки с заданиями. Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке: информационная технология; личностно ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса). I. Организационный момент Уч. Доброе утро, меня зовут А.М и этот урок физики мы проведем вместе. Учащиеся Верхневодянской средней школы, в которой я работаю передают, вам привет, желают вам успехов на этом уроке и верят, что у нас все получится.(Слайд 1) Итак, сегодня работают три группы: первая, вторая, третья. Я попрошу каждую группу выбрать главного или как сейчас – спикера. Правила работы в группе у вас на экране.(Слайд 2) У вас на столе есть рабочие карты урока для каждого ученика. Возьмите их в руки. В течение урока вы в эти карты будете записывать свои наблюдения и промежуточные выводы. Все понятно. Хорошо. Хочу также акцентировать ваше внимание на то, что для достижения успеха важен вклад каждого. II.  Актуализация опорных знаний учащихся. Учитель. Ребята, перед тем как перейти к новой теме мы вспомним пройденный материал. По очереди спикер группы называют любое число в пределах от 1 до 15, тем самым выбирая себе номер вопроса. Я зачитываю вопрос всему классу, и даю вам на командное обсуждение 15 сек. Затем ответ предоставляет команда, которая выбирала себе вопрос. За полный ответ она получает 1 балл. Если ответа нет или ответ будет неполным, команды-соперники имеют возможность получить 0,5 балла за поправку к ответу или сам ответ. Полученные баллы вы ставите в ваши рабочие карты, в таблицу № 1 Вопросы командам: 1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды? 2. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноимённые заряды? 3. Какие два рода зарядов существуют в природе? 4. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натёртые шёлком? 5. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Каков её заряд? 6. Вещества, которые проводят электрический ток называются…….. 7. Вещества, которые не проводят электрический ток называются ___________ 8. Как взаимодействуют между собой стеклянная палочка, натёртая шёлком, и эбонитовая палочка, натёртая мехом? 9. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон? 10. Наименьшая заряженная частица называется ________________. 11. Вокруг ядра атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода? 12. Раскажите о строение атома 13. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме? 14. Прибор для обнаружения зарядов называется _________________. 15. Положительно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити лёгкий шарик. Можно ли утверждать, что шарик заряжен положительно? Ответы учащихся: 1. Тела отталкиваются друг от друга. 2. Тела притягиваются друг к другу. 3. Положительные и отрицательные. 4. Отталкиваются друг от друга. 5. Отрицательный ион. Отрицательный. Проводники 6. 7. Диэлектрики 8. Притягиваются друг к другу. 9. Нет. Он представляет собой положительный ион. 10. Электрон 11.8 протонов. 12. Из ядра и электронов, а ядро состоит из протонов и нейтронов 13.7 протонов и 7 электронов содержится в этом атоме. 14. Электрометр 15.Да. Необходимо сделать анализ поведения шарика, если он нейтрален или заряжен отрицательно. 2 группа 3 группа Номер вопроса 1 2 3 4 1 группа + + – – … 5 6 7 Сумма баллов Учитель. Всех благодарю за активную работу! Результаты проверки ваших знаний таковы: … 1. Группа набрала …. баллов 2. группа  набрала …..балов 3. группа набрала …….баллов Это хорошие результаты. III. Освоение нового материала УЧ. Ребята, вы не против отвлечься от физики и посмотреть на интересный природный мир, который нас окружает. Посмотрите на этих животных , чем они отличаются от других Д. Они светятся. Уч. Верно ребята! Их организм вырабатывает электричество. Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события? Д. Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны. Уч. Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Так какова же цель нашего урока? Д. Цель сегодняшнего урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования. У. Тема сегодняшнего урока: «Электрический ток. Источники электрического тока». Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни. Так давайте разберемся, что же такое эл. Ток. Мы с вами изучили строение атома и сегодня уже вспоминали о нем. Давайте еще раз вспомним из чего состоит атом? Уч. Это самое важное знание, которое нужно знать чтобы перейти к изучению электрического тока. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент.  Берётся два электроскопа с  прикреплёнными большими шарами эбонитовую палочку. С помощью натирания эбонитовой  палочки о мех получим заряд отрицательный. Теперь зарядим нам электрометр. Видим  стрелочка отклонилась, значит электрометр получил свой заряд, у второго электрометра  заряда нет, я к нему прикоснулась. Соединим два электрометра проводником. Что мы  увидим? Д. Отвечают Уч. Да. У первого электрометра стрелка упала, а у второго отклонилась. Что у нас  произошло Д. Отвечают Уч. Да. У нас поделился заряд.  Заряженный электроскоп теряет заряд, а не  наэлектризованный приобретает заряд.   Уч. “Почему это происходит?”   Д. Отвечают Уч. Заряды перетекли на другой электрометр. И мы в данном случае наблюдали электрический ток. В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). Давайте же попробуем дать определение эл. Току. Д. Электрический ток это упорядочное движение заряженных частиц. Найдите определение в учебниках. Прочитайте его. И запишите в тетради. Кроме   металлических   проводников   мы   будем   изучать   и   другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться. Сформулируем   вместе, (Ученики:   Что   с   ними   происходит?    что   же   такое   электрический   ток? 1.  Электроны   и   ионы   –   это…?   (Ученики:   заряженные   частицы). 2.   они   движутся). 3.   Как   они   движутся?   (Ученики:   упорядочено,   т.е.   направлено). 4. Под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля). Электрический   ток   ­  это   упорядоченное   (направленное)   движение заряженных частиц, под действием электрического поля. (слайд №4) Теперь возьмём проводник и соединим с помощью него два электрометра. Как мы  уже неоднократно наблюдали на предыдущих уроках, электрический заряд очень  быстро перетечёт с первого электрометра на второй, и второй электрометр покажет  наличие электрического заряда. Как только прекращается действие электрического поля, тут же прекращается  движение зарядов. Электрическое поле появляется при наличии источника электрического тока. Что же такое источник тока? Источник тока совершает работу по разделению электрического заряда, но без  помощи электрических сил. Неэлектрические силы, которые совершают работу по  разделению заряда, называются сторонними силами. В результате деления на контактах источника тока образуются заряды, которые и  создают поле. Под действием этого поля свободные заряды, которые находятся  внутри проводников, приходят в движение. Сторонние силы могут иметь различное происхождение, в частности: ∙ механические силы; ∙ химические превращения (реакции); ∙ тепловые (термоэлементы); действие света на фотоэлементы (фотоэффект). История появления гальванических элементов Источники тока широко используются в технике и в быту. Наибольший интерес представляют так называемые гальванические элементы. В  1796 году итальянский учёный Алессандро Вольта (Рис. 1) предложил назвать  химический элемент, который создаёт электрический ток, в честь другого  итальянского учёного – Луиджи Гальвани (Рис. 2). Устройство простейшего гальванического элемента, аккумуляторы В основе работы гальванического элемента лежит химическая реакция. Наиболее распространённый гальванический элемент – батарейка (от слова батарея – набор гальванических элементов). Рассмотрим устройство батарейки: несколько гальванических элементов соединены  между собой и расположены в общей коробке, а также снабжены общими  контактами. Рассмотрим устройство наиболее простого гальванического элемента (Рис. 3). Рис. 3. Устройство простейшего гальванического элемента. (Источник) Внутри цинкового стакана находится клейстер (состоит из муки и нашатыря). Внутри  клейстера располагается полотняный мешочек, в котором находится уголь и оксид  марганца. Внутрь мешочка вставляется угольный стержень. При взаимодействии  нашатыря с цинком цинк приобретает отрицательный заряд, а угольный стержень –  положительный заряд. В результате, между цинковым стаканом и угольным  стержнем и происходит разделение зарядов. При соединении нескольких гальванических элементов и получается батарейка. Кроме гальванических элементов широкое применение получили также ещё  и аккумуляторы – они могут достаточно долго работать и создавать электрический  ток в цепи. Существуют щелочные и кислотные аккумуляторы (зависит от того, какое  вещество участвует в химической реакции). Для работы аккумуляторы необходимо заряжать (в отличие от батареек, которые  преимущественно являются «одноразовыми», то есть работают только в течение  одного «рабочего» цикла). Аккумуляторы – очень важный элемент для обеспечения  движения автомобилей на электрической тяге. На этом уроке мы выяснили условия существования электрического тока, а также  познакомились с источниками тока. На следующем уроке мы познакомимся с электрической цепью и её составными  частями.

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока

Электрический ток. Источники тока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019