ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Иконка файла материала Урок 49. Электролитическая диссоциация.rtf
У р о к  49 ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я :   электролитическая   диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах; ионы, анионы и катионы. Т р е б о в а н и я :   знать   понятия   «электролитическая   диссоциация», «ион»;   уметь   составлять   уравнения   электролитической   диссоциации кислот, щелочей, солей. О б о р у д о в а н и е :   таблица   по   теме:   «Теория   электролитической диссоциации», динамические магнитные модели «Диссоциация NaCl», растворы уксусной и соляной кислоты. Х о д   у р о к а I. Фронтальный опрос. – Что такое растворение; раствор? – От чего зависит растворимость? – Как доказать, что растворение – физико­химический процесс? –   Какие   растворы   называют   насыщенными,   ненасыщенными   и пересыщенными? –   Какие   вещества   называют   хорошо   растворимыми, малорастворимыми,   практически   нерастворимыми?   По   таблице растворимости приведите примеры таких веществ. – Что такое электролиты? – Какие классы веществ к ним относятся? – Что такое неэлектролиты? Приведите примеры неэлектролитов. II. Объяснение нового материала. – Рассмотрим, как в растворах электролитов появляются ионы. Например,   возьмем   NaCl.   (Учитель   показывает   плакат   или динамичную модель, в учебнике с. 195, рис. 127). Полярные   молекулы   воды   –  диполи,   своими   отрицательными полюсами   притягиваются   к   положительным   ионам   кристаллической решетки NaCl – катионам, а положительными – к анионам. Окруженные диполями воды ионы под действием теплового движения отрываются откристалла и переходят в раствор. Процесс   распада   кристалла   электролита   на   ионы   называется электролитической диссоциацией. Этот процесс в 1887 г. открыл известный ученый Сванте Арретиус. Вещества ионного строения (соли, щелочи) диссоциируют на ионы в одну   стадию.   Это   записывают   с   помощью   уравнений   (используем таблицу растворимости). Вещества с ковалентной полярной связью (кислоты) под действием диполей воды ионизируются. Вещества с ковалентной связью диссоциируют ступенчато: Диссоциация – обратимый процесс. Сравним электропроводность раствора соляной и уксусной кислот. Соляная кислота лучше проводит ток. Почему? Она в большей степени распадается на ионы. Степень распада на ионы – степень диссоциации определяет силу электролита. Сильные   электролиты  диссоциируют   почти   полностью   (к ним относятся щелочи, растворимые соли, кислоты: HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4). Слабые электролиты  диссоциируют   менее   чем   на   10   %,   к ним относится аммиак (NH4OH), слабые кислоты: H2CO3, H2S, HNO2. Степень   диссоциации  (α)   –   это   отношение   числапродиссоциировавших частиц (nд) к общему числу растворенных частиц (np).Положения  теории электролитической диссоциации 1.   При   растворении   в   воде   электролиты   диссоциируют   на положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы). 2. Под действием электрического тока катионы движутся к катоду (отрицательному полюсу), анионы – к аноду (положительному полюсу). 3. Диссоциация – обратимый процесс. 4. Не все электролиты диссоциируют в равной мере. 5. Химические свойства электролитов определяются свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации. Д о м а ш н е е   з а д а н и е : § 35, 36 (до с. 201), упр. 4, 5.