Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 49
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : электролитическая диссоциация
кислот, щелочей и солей в водных растворах; ионы, анионы и катионы.
Т р е б о в а н и я : знать понятия «электролитическая диссоциация»,
«ион»; уметь составлять уравнения электролитической диссоциации
кислот, щелочей, солей.
О б о р у д о в а н и е : таблица по теме: «Теория электролитической
диссоциации», динамические магнитные модели «Диссоциация NaCl»,
растворы уксусной и соляной кислоты.
Х о д у р о к а
I. Фронтальный опрос.
– Что такое растворение; раствор?
– От чего зависит растворимость?
– Как доказать, что растворение – физикохимический процесс?
– Какие растворы называют насыщенными, ненасыщенными и
пересыщенными?
– Какие вещества называют хорошо растворимыми,
малорастворимыми, практически нерастворимыми? По таблице
растворимости приведите примеры таких веществ.
– Что такое электролиты?
– Какие классы веществ к ним относятся?
– Что такое неэлектролиты? Приведите примеры неэлектролитов.
II. Объяснение нового материала.
– Рассмотрим, как в растворах электролитов появляются ионы.
Например, возьмем NaCl. (Учитель показывает плакат или
динамичную модель, в учебнике с. 195, рис. 127).
Полярные молекулы воды – диполи, своими отрицательными
полюсами притягиваются к положительным ионам кристаллической
решетки NaCl – катионам, а положительными – к анионам. Окруженные
диполями воды ионы под действием теплового движения отрываются откристалла и переходят в раствор.
Процесс распада кристалла электролита на ионы называется
электролитической диссоциацией.
Этот процесс в 1887 г. открыл известный ученый Сванте Арретиус.
Вещества ионного строения (соли, щелочи) диссоциируют на ионы в
одну стадию. Это записывают с помощью уравнений (используем
таблицу растворимости).
Вещества с ковалентной полярной связью (кислоты) под действием
диполей воды ионизируются.
Вещества с ковалентной связью диссоциируют ступенчато:
Диссоциация – обратимый процесс.
Сравним электропроводность раствора соляной и уксусной кислот.
Соляная кислота лучше проводит ток. Почему? Она в большей степени
распадается на ионы. Степень распада на ионы – степень диссоциации
определяет силу электролита.
Сильные электролиты диссоциируют почти полностью (к ним
относятся щелочи, растворимые соли, кислоты: HCl, HBr, HI, HNO3,
H2SO4).
Слабые электролиты диссоциируют менее чем на 10 %, к ним
относится аммиак (NH4OH), слабые кислоты: H2CO3, H2S, HNO2.
Степень диссоциации
(α)
– это отношение числапродиссоциировавших частиц (nд) к общему числу растворенных частиц
(np).Положения
теории электролитической диссоциации
1. При растворении в воде электролиты диссоциируют на
положительные ионы (катионы) и отрицательные ионы (анионы).
2. Под действием электрического тока катионы движутся к катоду
(отрицательному полюсу), анионы – к аноду (положительному полюсу).
3. Диссоциация – обратимый процесс.
4. Не все электролиты диссоциируют в равной мере.
5. Химические свойства электролитов определяются свойствами тех
ионов, которые они образуют при диссоциации.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 35, 36 (до с. 201), упр. 4, 5.