Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
03.05.2018
Нормативное обеспечение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
О дистанционном обучении в России начали говорить в девяностых годах 20 века. Но долгое время не было нормативного обеспечения применения дистанционного обучения. Ситуация начала меняться значительно позже.
С 2005 года на законодательном уровне было разрешено применять дистанционные образовательные технологии при очно-заочной и заочной формах обучения.
Электронное обучение нормативно-правовые и организационные основы.docx
Электронное обучение: нормативноправовые и организационные
основы.
Нормативное обеспечение применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
О дистанционном обучении в России начали говорить в девяностых годах
20 века. Но долгое время не было нормативного обеспечения применения
дистанционного обучения. Ситуация начала меняться значительно позже.
С 2005 года на законодательном уровне было разрешено применять
дистанционные образовательные технологии при очнозаочной и заочной
формах обучения.
В 2012 году с принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» закрепляются понятия «электронное обучение» и
«дистанционные образовательные технологии. Наиболее важными являются
статья 16. Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и
статья 17. Формы получения образования и формы обучения. Кроме
определения понятий, говорится, что электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии могут применяться при реализации
образовательных программ в любой форме.
В 2014 году Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ» даёт разъяснения по
организации и сопровождению образовательного процесса. Данный приказ
отменяет ранее действующий приказ №137 "Об использовании дистанционных
образовательных технологий" (2005 год). В приказе указано, что должны быть
созданы условия для функционирования электронной информационно
образовательной среды, объем аудиторной нагрузки, обеспечена готовность
сотрудников к данному виду деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС
указывает требования к материальнотехническому и учебнометодическому
обеспечению. В Примерной образовательной программе важным ориентиром
являются планируемые результаты обучения,
Программа развития
универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций
обучающихся в области использования информационнокоммуникационных
учебноисследовательской и проектной деятельности,
технологий, Информационнометодические условия реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
Законодательная база определяет, что:
Учебный процесс с применением электронного обучения и ДОТ может
проводиться при всех формах обучения, включая сетевую форму реализации
образовательных программ.
Основу образовательного процесса с применением электронного
обучения и ДОТ составляет контролируемая самостоятельная работа
обучаемого.
Обучающийся с применением электронного обучения и ДОТ может
осваивать образовательную программу по индивидуальному плану или по
индивидуальному графику.
Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и
соотношение объема занятий,
проводимых при непосредственном
взаимодействии педагогического работника с обучающимся, и учебных
занятий с применением электронного обучения,
дистанционных
образовательных технологий.
Допускается отсутствие аудиторных занятий.
Недопустимо проведение итоговой и промежуточной аттестации с
применением электронного обучения и ДОТ.
Документ, играющий регламентирующую функцию,
Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110
"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября
2015 года)». Наиболее значимыми в этом документе являются нормы времени
беспрерывной деятельности ребенка со средствами ИКТ.
На институциональном уровне должно быть разработано и
утверждено Положение об организации учебного процесса посредством
электронного обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий. Пример положения приведён на стр. 6170 в пособии Натальи
Никуличевой "Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс
образовательной организации". В положении содержатся основные термины и
определения, принятые сокращения; цели и задачи; регламент применения
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ; учебнометодическое обеспечение; осуществление хранения и отчета при ЭО и применения ДОТ; кадровое
обеспечение; организационное, методическое и техническое обеспечение.
При необходимости могут быть разработаны:
Положение о применении сетевой формы реализации образовательных
программ.
Регламент размещения электронных изданий в системе дистанционного
обучения и в фонде электронной библиотеки ОО.
Регламент создания и администрирования учетных записей сотрудников
и обучающихся.
Положение об электронной библиотеке.
Положение об обеспечении авторских прав при реализации
электронного обучения.
Инструкции для учителей, учащихся, родителей.
база
Нормативная
является
необходимым,
но недостаточным
условием перехода школы к применению
ЭО и ДОТ. В школе должны пройти
изменения
организационной
культуре. Конечно, работать может и
один учитель, но наибольший эффект от
внедрения электронного обучения
получается в ситуации изменения
в
системы работы всей школы.
Организационная культура позволяет идентифицировать проблемы и
выработать пути их решения. Подробнее об этом и других управленческих
аспектах можно прочитать в книге «Шаг школы в смешанное обучение».
Для внедрения электронного обучения должны быть созданы
необходимые условия:
определение модели внедрения электронного обучения;
качественный интернет и, в том числе, беспроводная связь;
техническое оснащение или применение модели BYOD;
LMS/LCMS, сервисы, обеспечивающие совместную работу; информационная безопасность;
ИКТкомпетентность участников образовательного процесса;
профессиональное развитие учителей в направлении применения
педагогических технологий деятельностного типа в открытой
информационнообразовательной среде (ИОС);
развитие ИОС всеми участниками образовательного процесса.
минуя голову учителя» (К.Д.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле, ничего нельзя
улучшить,
Поэтому
основополагающим фактором успеха является компетентность учителя.
Это обеспечивается постоянным обучением. Но обучение является не целью, а
инструментом, обеспечивающим мотивацию и готовность учителя.
Ушинский).
Алексей Крол в статье «Почему деградация неизбежна, как превратить ее
в развитие, и что должно быть ядром любого обучения?» отмечает, что «…
99% видов деятельности, с которыми сталкивается человек в своей
жизнедеятельности, имеют две ярко выраженные фазы:
1. Фазу обучения, адаптации, когда новая модель действия, новый
навык только формируется.
2. Фазу эксплуатации, когда новая модель или навык уже
сформирован».
Поскольку школа – постоянно развивающаяся система, эти две фазы
постоянно сменяют друг друга. Поэтому так важен постоянный анализ
ситуации и план.
Готовность учителя определяется его способностью вносить вклад в
развитие информационнообразовательной среды школы, разрабатывать
учебные ситуации, организовывать деятельность детей в сети, применять
методы формирующего оценивания.
Обеспечить готовность учителя к работе в развивающейся системе
возможно, если он в своём развитии проходит «…три цикла: ученик — когда
он учится, профессионал — когда он созидает, учитель когда он способен
учить. Хорошо учить может только тот, кто постоянно проходит циклы
профессионала и ученика» (Алексей Крол «Будущая система образования
2.0»).
В своей книге «1 ученик: 1 компьютер — образовательная модель
школе» Борис Ярмахов рассматривает ключевые
мобильного обучения в звенья развития компетентности учителя, работающего в одной из моделей
электронного обучения.
Продолжая тему готовности учителя и обучения, необходимо отметить,
что обучение это процесс создания своей знаниевой сети в глобальной
системе знаний. Оно должно отвечать следующим принципам:
1. Обучение это процесс соединения связями специализированных узлов
или источников информации. Учащийся может существенно повысить
эффективность своего обучения путем включения в уже существующие сети.
2. Обучение – процесс, который происходит в неопределенной и
изменчивой среде, в которой постоянно идут сдвиги основных элементов.
Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности.
Обучение может поддерживаться извне и состоит в сочетании
информационных источников. Это объединение информационных узлов
позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания.
3. Обучение может находиться вне человека – в сообществах, сетях или
базах данных (то есть в технических средствах в том числе).
4. Способность узнавать нечто новое более важна, чем то знание,
которым мы располагаем в текущий момент.
5. Налаживание и поддержание связей необходимо для облегчения
процесса обучения. (В. Бричник «О коннективизме»).
Успешность профессионального развития учителя находится в
прямой зависимости от качества построения персональной учебной сети
(PLE). Если выстроена PLE, то при появлении цели, учитель идёт не в
поисковик, а в свою сеть знаний, точно понимая, у кого в ленте можно найти необходимое, у кого спросить. Это позволяет получить отфильтрованную,
осмысленную информацию.
Человек управляет своей персональной учебной сетью (PLE). PLE
строится с опорой на личный опыт, цели, интересы, жизненные принципы. PLE
сильна многообразием связей с другими людьми, «но только если я не потерял
голос и личность в процессе» (Siemens G). Метафора PLE – стая птиц и я в
ней вожак.
Для эффективного обучения нужно сообщество (оно может быть
временным и постоянным).
Человек остается в сообществе, в том случае, если оно согласуется с
его целями (возможно, что и неосознанными).
Существующее сообщество укрепляется и развивается, если в нем
организуются обучающие мероприятия.
В общем виде построение, развитие PLE и профессиональное развитие в
индивидуальной образовательной сети, представлено на схеме:
Итак,
сегодня обеспечена
достаточная нормативноправовая
база для применения электронного
обучения
дистанционных
образовательных технологий. Для
развития
информационно
образовательной среды необходимо
изменение в организационной
культуре школы, взаимодействие
всех участников образовательного
и
процесса.
Но тем рычагом, который поможет принципиально изменить ситуацию,
является учитель его мотивация, профессиональное развитие через
построение персональной учебной сети (PLE), ИКТкомпетентность.
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.