Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Оценка 4.8

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
03.05.2018
Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Нормативное обеспечение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. О дистанционном обучении в России начали говорить в девяностых годах 20 века. Но долгое время не было нормативного обеспечения применения дистанционного обучения. Ситуация начала меняться значительно позже. С 2005 года на законодательном уровне было разрешено применять дистанционные образовательные технологии при очно-заочной и заочной формах обучения.
Электронное обучение нормативно-правовые и организационные основы.docx
Электронное   обучение:   нормативно­правовые   и   организационные основы. Нормативное   обеспечение   применения   электронного   обучения   и дистанционных образовательных технологий. О дистанционном обучении в России начали говорить в девяностых годах 20  века.  Но  долгое   время  не   было   нормативного   обеспечения  применения дистанционного обучения. Ситуация начала меняться значительно позже.  С   2005   года   на   законодательном   уровне   было   разрешено   применять дистанционные   образовательные   технологии   при   очно­заочной   и   заочной формах обучения.  В 2012 году с принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской   Федерации»  закрепляются   понятия   «электронное   обучение»   и «дистанционные   образовательные технологии. Наиболее  важными  являются статья   16.   Реализация   образовательных   программ   с   применением электронного   обучения   и   дистанционных   образовательных   технологий   и статья   17.   Формы   получения   образования   и   формы   обучения.   Кроме определения понятий, говорится, что электронное обучение и дистанционные образовательные   технологии   могут   применяться   при   реализации образовательных программ в любой форме. В 2014 году Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении порядка   применения   организациями,   осуществляющими   образовательную деятельность,   электронного   обучения,   дистанционных   образовательных технологий при реализации образовательных программ» даёт разъяснения по организации   и   сопровождению   образовательного   процесса.   Данный   приказ отменяет ранее действующий приказ №137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (2005 год). В приказе указано, что должны быть созданы   условия   для   функционирования   электронной   информационно­ образовательной среды, объем аудиторной нагрузки, обеспечена готовность сотрудников к данному виду деятельности.  Федеральные   государственные   образовательные   стандарты.   ФГОС указывает требования к материально­техническому и учебно­методическому обеспечению. В  Примерной образовательной программе  важным ориентиром являются   планируемые   результаты   обучения,   Программа   развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся   в   области   использования   информационно­коммуникационных   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности, технологий, Информационно­методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования. Законодательная база определяет, что: ­ Учебный процесс с применением электронного обучения и ДОТ может проводиться при всех формах обучения, включая сетевую форму реализации образовательных программ. ­   Основу   образовательного   процесса   с   применением   электронного обучения   и   ДОТ   составляет   контролируемая   самостоятельная   работа обучаемого.  ­   Обучающийся   с   применением   электронного   обучения   и   ДОТ   может осваивать   образовательную   программу   по   индивидуальному   плану   или   по индивидуальному графику. ­ Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение   объема   занятий,   проводимых   при   непосредственном взаимодействии   педагогического   работника   с   обучающимся,   и   учебных занятий   с   применением   электронного   обучения,   дистанционных образовательных технологий. ­ Допускается отсутствие аудиторных занятий. ­   Недопустимо   проведение   итоговой   и   промежуточной   аттестации   с применением электронного обучения и ДОТ. Документ,   играющий   регламентирующую   функцию,  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)». Наиболее значимыми в этом документе являются нормы времени беспрерывной деятельности ребенка со средствами ИКТ. На  институциональном   уровне  должно   быть   разработано   и утверждено   Положение   об   организации   учебного   процесса   посредством электронного   обучения   с   использованием   дистанционных   образовательных технологий.  Пример  положения  приведён  на стр. 61­70 в пособии Натальи Никуличевой   "Внедрение   дистанционного   обучения   в   учебный   процесс образовательной организации". В положении содержатся основные термины и определения,   принятые   сокращения;   цели   и   задачи;   регламент   применения электронного   обучения   и   дистанционных   образовательных   технологий   при реализации   образовательных   программ;   учебно­методическое   обеспечение; осуществление   хранения   и   отчета   при   ЭО   и   применения   ДОТ;   кадровое обеспечение; организационное, методическое и техническое обеспечение.  При необходимости могут быть разработаны:  ­ Положение о применении сетевой формы реализации образовательных программ. ­ Регламент размещения электронных изданий в системе дистанционного обучения и в фонде электронной библиотеки ОО. ­ Регламент создания и администрирования учетных записей сотрудников и обучающихся. ­ Положение об электронной библиотеке. ­   Положение   об   обеспечении   авторских   прав   при   реализации электронного обучения. ­ Инструкции для учителей, учащихся, родителей.     база     Нормативная является необходимым,   но   недостаточным условием перехода школы к применению ЭО   и   ДОТ.   В   школе   должны   пройти изменения организационной культуре.   Конечно,   работать   может   и один учитель, но наибольший эффект от внедрения   электронного   обучения получается   в   ситуации   изменения в   системы работы всей школы.  Организационная   культура   позволяет   идентифицировать   проблемы   и выработать пути их решения. Подробнее об этом и других  управленческих аспектах можно прочитать в книге «Шаг школы в смешанное обучение». Для   внедрения   электронного   обучения   должны   быть   созданы необходимые условия: ­ определение модели внедрения электронного обучения; ­ качественный интернет и, в том числе, беспроводная связь; ­ техническое оснащение или применение модели BYOD; ­ LMS/LCMS, сервисы, обеспечивающие совместную работу; ­ информационная безопасность; ­ ИКТ­компетентность участников образовательного процесса; ­   профессиональное   развитие   учителей   в   направлении   применения педагогических   технологий   деятельностного   типа   в   открытой информационно­образовательной среде (ИОС); ­ развитие ИОС всеми участниками образовательного процесса.   минуя   голову   учителя»   (К.Д. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле, ничего нельзя улучшить,   Поэтому основополагающим фактором успеха является компетентность учителя. Это обеспечивается постоянным обучением. Но обучение является не целью, а инструментом, обеспечивающим мотивацию и готовность учителя.    Ушинский). Алексей Крол в статье «Почему деградация неизбежна, как превратить ее в развитие, и что должно быть ядром любого обучения?»  отмечает, что «… 99%   видов   деятельности,   с   которыми   сталкивается   человек   в   своей жизнедеятельности, имеют две ярко выраженные фазы:  1.   Фазу   обучения,   адаптации,   когда   новая   модель   действия,   новый навык только формируется.  2.   Фазу   эксплуатации,   когда   новая   модель   или   навык   уже сформирован». Поскольку   школа   –   постоянно   развивающаяся   система,   эти   две   фазы постоянно   сменяют   друг   друга.   Поэтому   так   важен   постоянный   анализ ситуации и план.  Готовность   учителя   определяется   его   способностью   вносить   вклад   в развитие   информационно­образовательной   среды   школы,   разрабатывать учебные   ситуации,   организовывать   деятельность   детей   в   сети,   применять методы формирующего оценивания.  Обеспечить   готовность   учителя   к   работе   в   развивающейся   системе возможно, если он в своём развитии проходит «…три цикла: ученик — когда он учится, профессионал — когда он созидает, учитель когда он способен учить. Хорошо учить может только тот, кто постоянно проходит циклы профессионала   и  ученика»  (Алексей  Крол  «Будущая  система  образования 2.0»).  В   своей   книге  «1   ученик:   1   компьютер   —   образовательная   модель     школе»  Борис   Ярмахов   рассматривает   ключевые мобильного   обучения   в звенья развития компетентности учителя, работающего в одной из моделей электронного обучения.  Продолжая тему готовности учителя и обучения, необходимо отметить, что обучение  ­ это процесс  создания своей знаниевой сети  в глобальной системе знаний. Оно должно отвечать следующим принципам: 1. Обучение ­ это процесс соединения связями специализированных узлов или   источников   информации.   Учащийся   может   существенно   повысить эффективность своего обучения путем включения в уже существующие сети. 2.   Обучение   –   процесс,   который   происходит   в   неопределенной   и изменчивой   среде, в   которой   постоянно   идут   сдвиги   основных   элементов. Этот   процесс   не   может   находиться   полностью   под   контролем   личности. Обучение   может   поддерживаться   извне   и   состоит   в   сочетании информационных   источников.   Это   объединение   информационных   узлов позволяет нам подниматься на более высокий уровень понимания. 3. Обучение может находиться вне человека – в сообществах, сетях или базах данных (то есть в технических средствах в том числе). 4.   Способность   узнавать   нечто   новое   более   важна,   чем   то   знание, которым мы располагаем в текущий момент. 5.   Налаживание   и   поддержание   связей   необходимо   для   облегчения процесса обучения. (В. Бричник «О коннективизме»). Успешность   профессионального   развития   учителя   находится   в прямой зависимости от качества построения персональной учебной сети (PLE).   Если   выстроена   PLE,   то   при   появлении   цели,   учитель   идёт   не   в поисковик, а в свою сеть знаний, точно понимая, у кого в ленте можно найти необходимое,   у   кого   спросить.   Это   позволяет   получить   отфильтрованную, осмысленную информацию. ­   Человек   управляет   своей   персональной   учебной   сетью   (PLE).   PLE строится с опорой на личный опыт, цели, интересы, жизненные принципы. PLE сильна многообразием связей с другими людьми, «но только если я не потерял голос и личность в процессе» (Siemens G). Метафора PLE – стая птиц и я в ней вожак.    Для   эффективного   обучения   нужно   сообщество   (оно   может   быть временным и постоянным). ­ Человек остается в сообществе, в том случае, если оно согласуется с его целями (возможно, что и неосознанными). ­   Существующее   сообщество   укрепляется   и   развивается,   если   в   нем организуются обучающие мероприятия. В общем виде построение, развитие PLE и профессиональное развитие в индивидуальной образовательной сети, представлено на схеме:   Итак,   сегодня   обеспечена достаточная   нормативно­правовая база   для   применения   электронного обучения дистанционных образовательных   технологий.   Для развития информационно­ образовательной   среды   необходимо изменение   в   организационной культуре   школы,   взаимодействие всех   участников   образовательного и     процесса. Но тем рычагом, который поможет принципиально изменить ситуацию, является   учитель   ­   его   мотивация,   профессиональное   развитие   через построение персональной учебной сети (PLE), ИКТ­компетентность.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.

Электронное обучение: нормативно-правовые и организационные основы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018