ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Оценка 5

ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Оценка 5
Лекции +4
pdf
информатика +2
Взрослым
24.05.2017
ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Статья посвящена вопросу электронных и информационных дидактических пособий, которые вносят новые формы и приемы работы с современными дошкольниками. Информационные технологии, прочно вошедшие в наше сообщество, играют двоякую роль: могут формировать группы комплексов и отстраненность, или развивать познавательную активность, креативность, коммуникабельность. Образование 21 века не должно отставать от современности, напротив – должно способствовать открытому деятельному диалогу с информационными технологиями, направляя на развитие коммуникабельных, социальных, умственных, креативных, коммуникативных возможностей личности, а также самоорганизации и саморегуляции их использования.Статья посвящена вопросу электронных и информационных дидактических пособий, которые вносят новые формы и приемы работы с современными дошкольниками.
Статья Шевелев ПВ.pdf

ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

Шевелев Павел Владимирович

Россия, Иркутская область, город Черемхово,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 города Черемхово», музыкальный руководитель

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу электронных и информационных дидактических пособий, которые вносят новые формы и приемы работы с современными дошкольниками. Информационные технологии, прочно вошедшие в наше сообщество, играют двоякую роль: могут формировать группы комплексов и отстраненность, или развивать познавательную активность, креативность, коммуникабельность. Образование 21 века не должно отставать от современности, напротив – должно способствовать открытому деятельному диалогу с информационными технологиями, направляя на развитие коммуникабельных, социальных, умственных, креативных, коммуникативных возможностей личности, а также самоорганизации и саморегуляции их использования.

 

Ключевые слова: музыкальное воспитание, развитие, дошкольное образование, информационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

ELECTRONIC AND INFORMATION DIDACTIC

MEANS OF INCREASE IN INFORMATIVE ACTIVITY

PRESCHOOL CHILDREN ON MUSICAL OCCUPATIONS

 

Shevelyov Pavel Vladimirovich

Russia, Irkutsk region, city of Cheremkhovo,

"Kindergarten No. 3 of the City of Cheremkhovo" municipal preschool educational institution, musical director

 

Summary. Article is devoted to a question of electronic and information didactic grants which bring new forms and working methods with modern preschool children. The information technologies which strongly entered into our community play a double role: can form groups of complexes and dispassionateness, or to develop informative activity, creativity, skill to communicate. Formation of 21 centuries should not lag behind the present, on the contrary – has to promote open active dialogue with information technologies, directing to development of sociable, social, intellectual, creative, communicative opportunities of the personality, and also self-organization and selfcontrol of their use.

 

Keywords: musical education, development, preschool education, information technologies.

 

 

 

 

 

 

 

Повышение познавательной активности воспитанников требует от современного педагога творческого и междисциплинарного подходов, владение информационными технологиями и постоянного приобретения новых умений, как сущности ее проявления, так и условий развития этого системного качества психики. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональный стандарт способствует созданию педагога нового времени, так как в жизнь малышей уже крепко вошли электронные и информационные технологии. Социальное воздействие на ребенка повсеместно за частую оказывает пагубное влияние, что ведет к снижению познавательной активности, замещая ее на потребительскую.

Потеря простых форм передачи знаний и умений требует замещения новыми, способствующими полноценному всестороннему формированию личности, которые на ряду с приобретением необходимых навыков заложат и возрастающий интерес к познавательной активности.

Необходимо понимание того, что педагог для ребенка это прежде всего сотрудник, помощник. Познавая окружающую среду, ребенок раскрывает природное стремление своей личности слиться с кругами определенных знаний и деятельности, интересных ему, стремясь к самостоятельности.

В повышении познавательной активности важно не упустить возрастные психические изменения, которые способствуют ее развитию. Это особенно касается: личностных новообразований: субъектная позиция – «Я сам» и осознанное поведение в различных видах деятельности, определение мотивов поведения, формирование самосознания.

На музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях познание происходит не от потребности ребенка в приобретении знаний, а от потребности их передачи. Этот факт препятствует познавательному интересу, как и то, что многие дидактические материалы отстают от современности либо вовсе отсутствуют. Поэтому, музыкальному руководителю и воспитателю, требуется поиск новых форм и средств повышения познавательной активности, соответствующих современным, вызывающим интерес у ребенка, модным тенденциям.

Современный дошкольник уже знаком с различными электронными приспособлениями и информационными технологиями. Они привлекают его своей мобильностью, функциональностью, красками цветов и звуков, возможностью трансформирования, но самое главное, то что, они полностью удовлетворяют его потребности в уединении и (или объединении в группы по интересам), самосознания, позиции («Я сам») и изобретению (созданию, прохождения испытания, достижения цели, открытию), видеть и слышать (ощущать) полную палитру красок, звуков, движений, действий.

Пользуясь этими данными и используя современные технологии и средствами можно не только активизировать познавательную активность на музыкальных занятиях, но и постоянно повышать ее, вовлекая ребенка не только в самостоятельную, но и в групповую познавательную деятельность, помогая в приобретении им самим не только нового знания, а также и нового социального опыта в общении и совместной деятельности.

Изучением разработки и внедрения электронных и информационных дидактических и хрестоматийных средств занимаются в различных контекстах такие педагоги как (А.М. Афрнин, Е.В. Калинин, М.Л. Левина, И.А. Полякова и др.), что еще раз доказывает их необходимость и в дошкольном образовании.

Электронные средства по различным предметам – созданы для сопровождения соответствующих областей образовательной программы с опорой на повышение познавательной активности и индивидуализации образовательного процесса. Использование данных пособий активизирует творческое мышление и потребность в создании своих собственных продуктов деятельности, тем самым определяя личностный путь познавательной активности личности ребенка, удовлетворяя его потребности в познании. Это также способствует и саморазвитию педагога, препятствует эмоциональному выгоранию.

Работа по созданию и применению таких дидактических средств является весьма трудоемкой, однако, в них существует настоятельная необходимость: они служат обогащению образования и обеспечивают реализацию стратегии проблематизации, так как:

Во-первых, электронные и информационные средства обеспечивают доступность материала, необходимого при изучении многих предметов и понятий, которые отсутствуют или имеются в недостаточном количестве в натуральном виде, а также наглядно продемонстрировать абстрактные понятия.

Во-вторых, предоставляют возможность многократного использования тренинговых и тестовых заданий, что позволяет при необходимости повторить изученный материал, отработать практические навыки, придумать новое сочетание или назначение, поставить эксперименты.

В-третьих, создается возможность личного выбора по отношению к исследуемым материалам, темам. Существует определенная избыточность в подборе этих материалов, но все они вместе и каждый по отдельности представляют собой разнообразие сторон изучаемых вопросов, встречающихся в практике и жизнедеятельности ребенка.

В-четвертых, проблемная подача изучаемого материала позволяет выстраивать продуктивное познавательное, критическое отношение к изучаемому материалу, предмету, действию и т. д., что ставит его в открытую познавательную позицию.

В-пятых, электронные и информационные дидактические средства – это галерея идей, способствующая не только познавательной активности, но и творчеству, созданию чего-то нового.

В качестве примеров можем привести некоторые электронные (технические) и информационные средства, разработанные как педагогами или с их помощью, так и фирмами, производящими электронику, электронные игрушки, программное обеспечение:

-    перчатки-пианино – средство, позволяющее играть на любой поверхности как на пианино;

-    электронный синтезатор – клавишный инструмент, позволяющий не только получить навыки музицировали, но и ставить различные эксперименты с сочетанием звуков разных музыкальных инструментов и ритмов. Достоинством являются и то, что с этим инструментом могут заниматься дети не только по одному, но и малыми группами. Его соответствие ступеней звукоряду не нужно настраивать;

-    электронные музыкальные сенсорные коврики (синтезатор, барабанная установка, оркестр, звуки природы, танцевальный, твистер) – это средство для развития пластики движений, мелкой и крупной моторики, гибкости всего тела и музыкальности. Может иметь функции подсветки и сопряжения с другими устройствами;

-    интерактивная доска – средство для наглядной демонстрации предметов, образов, явлений и их свойств. В зависимости от программного обеспечения, набора коллекций картиной и звуков может превращать деятельность ребенка в любой вид;

-    программные средства:

1)    создание интерактивных презентаций с возможностью сенсорного управления: Microsoft PowerPoint или Prezi;

2)    создание анимированных шоу, мультфильмов, сказок, кукольный театр: Crazy Talk Animator, Театр кукол;

3)    интерактивные флэш игры (FlashPlayer): Пианино, Оркестр, Кукольный театр, Барабанная установка, Веселый Санта и его олени, Поющие лошадки, Отгадай ноту, Поиграем песенки, Звуки воды, Звуки природы, Чей звук, Угадай звук, Голоса животных.

В настоящее время имеется большой перечень электронных и информационных дидактических средств, способствующих повышению познавательной активности на музыкальных занятиях, но каждый педагог может самостоятельно изобретать подобные игры в зависимости от потребностей его воспитанников, используя из не только на занятиях и самостоятельной деятельности, но и на развлекательных мероприятиях.

Данные и другие средства электронных и информационных технологий познавательной активности, внедряются и при работе с детьми, имеющими различные отклонения в здоровье: нарушение речи, зрения, двигательных функций, задержки психического развития и т.п. благодаря современному разнообразному компьютерному оборудованию: сенсорные, тактильные и 3D-экраны, и различные манипуляторы. Это одно из решений инклюзивного образования. 

Таким образом, применение электронных и информационных образовательных средств позволяет трансформировать процесс индивидуальной и или совместной деятельности, реализовывать коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный, синергетический, компетентностного, дифференцированный подходы, информатизацию образования стимулируя устойчивое повышение познавательной активности дошкольников на музыкальных занятиях.

 

Список использованной литературы

 

1.     Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2012. – 220 с.

2.     Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский: [Кн.для учителя]. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

3.     Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –  272 с.

4.     Лохвицкая Л.В. Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста [сб. научных трудов Волынского государственного педагогического университета] / Л.В. Лохвицкая // Проблемы педагогических технологий. Киев: Волынский Академический Дом, 2014. Вып. 2. С. 19-25.

5.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для стулдентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. – М., 1999. – 224 с.

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. М.: Сфера, 2017. – 96 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ЭЛЕКТРОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ELECTRONIC AND INFORMATION DIDACTIC

ELECTRONIC AND INFORMATION DIDACTIC

Повышение познавательной активности воспитанников требует от современного педагога творческого и междисциплинарного подходов, владение информационными технологиями и постоянного приобретения новых умений, как сущности ее проявления, так…

Повышение познавательной активности воспитанников требует от современного педагога творческого и междисциплинарного подходов, владение информационными технологиями и постоянного приобретения новых умений, как сущности ее проявления, так…

Поэтому, музыкальному руководителю и воспитателю, требуется поиск новых форм и средств повышения познавательной активности, соответствующих современным, вызывающим интерес у ребенка, модным тенденциям

Поэтому, музыкальному руководителю и воспитателю, требуется поиск новых форм и средств повышения познавательной активности, соответствующих современным, вызывающим интерес у ребенка, модным тенденциям

Это также способствует и саморазвитию педагога, препятствует эмоциональному выгоранию

Это также способствует и саморазвитию педагога, препятствует эмоциональному выгоранию

В качестве примеров можем привести некоторые электронные (технические) и информационные средства, разработанные как педагогами или с их помощью, так и фирмами, производящими электронику, электронные игрушки,…

В качестве примеров можем привести некоторые электронные (технические) и информационные средства, разработанные как педагогами или с их помощью, так и фирмами, производящими электронику, электронные игрушки,…

Отгадай ноту, Поиграем песенки,

Отгадай ноту, Поиграем песенки,

Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию /

Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017