ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 498 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСТРУКТОР УРОКА
Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета 2015
ББК 74.202.4я72
О-87
От цели до результата. Электронный конструктор урока. – СПб. : Изд-во Политехн. унта, 2015. – 32 с.
Авторский коллектив
Викторова Нина Андреевна, методист ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-
Петербурга, учитель русского языка и литературы
Дюкарева Анна Станиславовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга, учитель географии
Зорина Инна Евгеньевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования РФ
Поликарпова Валентина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга, учитель математики
Под редакцией
Медведь Нины Владимировны,
директора ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга,
Заслуженного учителя РФ
© ГБОУ гимназия № 498 Невского района
Санкт-Петербурга, 2015
© Санкт-Петербургский политехнический
ISBN 978-5-7422-4990-0 университет Петра Великого, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность электронного конструктора «От цели до результата» состоит в том, чтобы максимально сократить время проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС, и составления технологической карты урока.
Это представляется весьма важным, поскольку технологическая карта позволит учителю
• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
• координировать деятельность учителя и учащихся;
• на практике реализовать межпредметные связи;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Электронный конструктор урока, соответсвующего требованиям ФГОС ООО, включает в себя:
• положение о технологической карте урока с учетом требований ФГОС ООО (Положение о технологической карте урока с несколькими приложениями содержит подробные описания требований к уроку с учетом ФГОС, всех групп результатов (метапредметные, личностные и предметные), а также возможные формулировки УУД, целей уроков, этапов и т.п.);
• электронную форму для заполнения технологической карты урока (Конструктор технологической карты урока был разработан в формате Excel. Он включает в себя все необходимые формулировки УУД, целей, этапов и т.п., соответствующие положению о технологической карте урока);
• электронную форму для проведения самоанализа урока на соответствие требованиям ФГОС (В формате Excel представлена схема анализа урока, разработанная специалистами СПб АППО, для выявления соответствия урока требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО. Данную схему предлагается использовать учителю в качестве формы для самоанализа урока, в результате данного самоанализа учитель получает рекомендации по работе с технологической картой);
• инструкцию для учителя по использованию электронных форм.
Цель электронного конструктора урока. Систематизация и алгоритмизация деятельности учителя при подготовке урока, соответствующего требованиям ФГОС.
Задачи электронного конструктора урока.
• Проектирование урока, соответствующего требованиям ФГОС, с наименьшими временными затратами для учителя.
• Создание технологической карты урока, соответствующей нормативному документу ОУ, с формулировкой результатов каждого этапа урока.
• Подробное описание деятельности учителя и ученика, соответствующей концепции деятельностного подхода, определенного в качестве основного в ходе реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
• Проведение учителем самоанализа будущего урока с позиции соответствия урока требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Электронный конструктор урока позволяет учителю самостоятельно проектировать урок, выбирая из предложенных формулировок этапов урока, целей, результатов необходимые ему. Затем позволяетт проанализировать свой урок с точки зрения соответствия урока требованиям ФГОС. В результате учитель получит технологическую карту урока, соотвествующего новым требованиям.
Электронный конструктор урока предназначается учителям начальной школы и основной школы общеобразовательных учреждений всех видов. Электронный конструктор урока допускает изменение заложенных в него формулировок с учётом потребностей и особенностей конкретного ОУ.
Электронный конструктор урока
соответствует требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО.
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ УРОКА
1.1. Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.2. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя.
1.3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета.
1.4. Наличие технологической карты урока является обязательным для работы учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.
1.5. Основное назначение технологической карты:
— определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
— определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
— постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
— выбор вариантов деятельности учителя;
— выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.
2.1. В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать следующие узловые блоки:
— целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
— инструментальный блок (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
— организационно-деятельностный блок (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить).
2.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
• Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
• Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи – образовательной, развивающей, воспитательной. Цель урока включает также формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
• В планируемых результатах урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования необходимо отразить предметные, личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
2.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
• Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.
• Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
• Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.
2.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
• Основные понятия – определения, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
• Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности учителя и обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.
• Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
• Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
• Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
• Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
3.1. Технологическая карта урока разрабатывается учителем на каждый урок с учётом специфики преподаваемого предмета.
3.2. Технологическая карта урока хранится у
учителя и является обязательным документальным приложением к уроку.
П р и л о ж е н и е 1
П р и л о ж е н и е 2
Методические рекомендации по планированию этапов урока При составлении технологической карты урока могут быть спланированы следующие этапы урока:
• организационный момент;
• проверка домашнего задания;
• актуализация субъектного опыта учащихся;
• изучение новых знаний и способов деятельности;
• первичная проверка понимания изученного;
• закрепление изученного;
• применение изученного;
• обобщение и систематизация;
• контроль и самоконтроль;
• коррекция;
• домашнее задание;
• подведение итогов учебного занятия;
• рефлексия;
• физкультминутка.
П р и л о ж е н и е 3
• сформировать знания (УУД)…
• научить…
• закрепить…
• подвести к выводу…
• проанализировать степень усвоения материала…
• сформировать понятие…
• дать общую характеристику явления…
• устранить пробелы в знаниях…
• выработать знания и умения…
• изучить основные этапы творческого пути…
• исследовать зависимость…
• научить анализировать, выделять (главное, существенное)…
• охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…
• приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др…
• обобщить знания, умения…
• проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
• сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие УУД по данному учебному материалу.
Варианты формулировок развивающих целей урока
• развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
• развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
• формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;
• содействовать развитию воли и настойчивости;
• развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
• развивать интерес к предмету;
• развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
• развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
• учить вести и составлять конспекты, тезисы;
• учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
• учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
• учить устанавливать межпредметные связи;
• развивать у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
• развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
• формировать умение преодолевать трудности в учении. закалять волю.
Варианты формулировок воспитательных целей урока
• пробудить чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности);
• пробудить чувство ответственности, долга;
• вызвать чувство удивления и гордости…
• подвести учащихся к выводу…
• убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;
• показать учащимся…
• дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
• создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций;
• содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
• осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм. гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
• формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию
П р и л о ж е н и е 4
Условные обозначения: Личностные результаты – Л
Метапредметные результаты:
• регулятивные – Р
• познавательные – П
• коммуникативные – К
Личностные УУД
Условное обозначение |
Личностный результат |
«Расшифровка» личностного результата |
Л-1 |
Ценность Родины |
Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России (ее многонационального народа). Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах. Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной. Л-1.4. Учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом ,гражданами своей страны. Л-1.5. Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны. Л-1.6. Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению. |
Л-2 |
Ценность образования |
Л-2.1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Л-2.2. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к этим интересам. Л-2.3. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Л-2.4. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. |
Условное обозначение |
Личностный результат |
«Расшифровка» личностного результата |
|
Л-3 |
Ценность целостного мировоззрения |
лос — — |
Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное цетное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; |
|
|
— |
учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; |
|
|
— учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта. Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. |
|
Л-4 |
Ценность толерантности |
Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям. Л-4.2. — взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга; — учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях; |
|
|
|
— |
при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, |
|
|
— |
учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок. |
Условное обозначение |
Личностный результат |
«Расшифровка» личностного результата |
Л-5 |
Ценность социализации |
Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация). Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. Л-5.3. Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса. Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. Л-5.5. По мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.). Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права. Л-5.7. Учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.). Л-5.8. В процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с одной стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность. |
Л-6 |
Ценность добра и красоты |
Л-6.1. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте». Л-6.2. Различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного». Л-6.3. Стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям; Л-6.4. Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения. Л-6.5. Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми. |
Условное обозначение |
Личностный результат |
«Расшифровка» личностного результата |
Л-7 |
Ценность здоровья |
Л-7.1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Л-7.2. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих. Л-7.3. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. |
Л-8 |
Ценность природы |
Л-8.1. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Л-8.2. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. Л-8.3. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Л-8.4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Л-8.5. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. |
Л-9 |
Ценность семьи |
Л-9.1. Учиться самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье, не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших. Л-9.2. Учиться в своей роли (ребенка-подростка) предотвращать и преодолевать семейные конфликты; Л-9.3. Осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей. |
Условное обозначение |
Личностный результат |
«Расшифровка» личностного результата |
Л-10 |
Самооценка и самоопределение |
Л-10.1. Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки. Л-10.2. Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества). Л-10.3. Учиться разрешать моральные противоречия. Решать моральные дилеммы при выборе собственных поступков; в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов. Л-10.4. Объяснять оценки неоднозначных поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Л-10.5. Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место. Л-10.6. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (нравственных, гражданско-патриотических, ценностях разных групп). Л-10.7. Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами). Л-10.8. Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.). Л-10.9. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. |
Регулятивные УУД
Условное обозначение |
Регулятивные УУД |
«Расшифровка» регулятивных УУД |
Р-1 |
Умение определять и формулировать цель деятельности |
Р-1.1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Р-1.2. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р-1.3. Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно. |
Р-2 |
Умение составлять план действия по решению проблемы (задачи) |
Р-2.1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Р-3 |
Умение осуществлять действия по реализации плана |
Р-3.1. Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами. Р-3.2. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Р-3.3. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Р-3.4. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Р-4 |
Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
Р-4.1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Р-4.2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Познавательные УУД
– умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
|
Условное обозначение |
Познавательные УУД |
«Расшифровка» познавательных УУД |
|||
|
П-1 |
Умение извлекать информацию |
П-1.1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии. |
|||
|
П-2 |
Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания |
П-2.1. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. П-2.2. Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр. |
|||
Условное обозначение |
Регулятивные УУД |
«Расшифровка» регулятивных УУД |
|
|||
П-3 |
Умения добывать новые знания |
П-3.1. Умение наблюдать, читать, слушать |
|
|||
П-4 |
Умение перерабатывать информацию |
П-4.1. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. П-4.2. Умение применять смысловое чтение. |
|
|||
П-5 |
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя |
П-5.1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. П-5.2. Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. П-5.3. Умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, составлять план, тезисы, конспект. |
|
|||
Коммуникативные УУД – умения ОБЩАТЬСЯ и взаимодействовать с людьми
Условное обозначение |
Коммуникативные УУД |
«Расшифровка» коммуникативных УУД |
К-1 |
Умение организовывать учебное сотрудничество |
К-1.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. К-1.2. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. К-1.3. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. К-1.4. Умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТкомпетенции). |
К-2 |
Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы) |
К-2.1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. К-2.2. Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
П р и л о ж е н и е 5
Типы уроков
• Урок усвоения новых знаний.
• Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
• Урок применения метапредметных и предметных знаний.
• Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
• Урок повторения предметных знаний
• Контрольный урок
• Коррекционный урок.
• Интегрированный урок.
• Комбинированный урок.
• Учебная экскурсия.
• Лабораторный практикум.
• Урок решения практических, проектных задач.
П р и л о ж е н и е 6
Деятельность учителя
• Мотивирует учащихся.
• Приветствует учащихся.
• Проверяет готовность обучающихся к уроку.
• Озвучивает тему и цель урока.
• Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
• Создает проблемную ситуацию.
• Выдвигает проблему.
• Создает эмоциональный настрой.
• Формулирует задание.
• Предлагает индивидуальные задания.
• Проводит параллель с ранее изученным материалом. • Обеспечивает мотивацию выполнения задания • Контролирует выполнение работы.
• Осуществляет индивидуальный контроль.
• Осуществляет выборочный контроль.
• Побуждает к высказыванию своего мнения.
• Отмечает степень вовлеченности учащихся.
• Диктует.
• Комментарует домашнее задание.
• Организует взаимопроверку.
• Организует коллективную проверку.
• Организует проверку выполнения упражнения .
• Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
• Организует оценочные высказывания обучающихся.
• Организует обсуждение способов решения.
• Организует поисковую работу обучающихся.
• Организует самостоятельную работу с учебником.
• Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
• Подводит обучающихся к выводу.
• Помогает выявить причинно-следственные связи.
• Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Деятельность учащихся
• Приветствуют учителя.
• Готовятся к уроку.
• Записывают слова, предложения.
• Классифицируют.
• Выполняют упражнение в тетради.
• Высказывают трудности.
• По очереди комментируют.
• Приводят примеры.
• Пишут под диктовку.
• Проговаривают по цепочке.
• Работают на слух.
• Составляют схемы.
• Отвечают на вопросы учителя.
• Выполняют задания по карточкам.
• Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
• Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
• Озвучивают понятие.
• Выявляют закономерность
• Анализируют.
• Определяют причины.
• Формулируют выводы наблюдений.
• Объясняют свой выбор.
• Работают в паре.
• Работают в группе.
• Сравнивают.
• Читают текст • Составляют план.
• Делают конспект.
• Составляют определение.
• Находят понятие, информацию.
• Слушают доклад.
• Делятся впечатлениями.
• Высказывают свое мнение.
• Осуществляют самооценку.
• Осуществляют самопроверку.
• Осуществляют взаимопроверку.
• Осуществляют предварительную оценку.
• Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО
КОНСТРУКТОРА УРОКА «ОТ ЦЕЛИ ДО РЕЗУЛЬТАТА»
Уважаемые коллеги! Прежде чем приступить к использованию электронного конструктора урока рекомендуем изучить положение о технологической карте урока, принятое в ОУ, и рассмотреть этапы работы при проектировании урока.
Этапы работы при проектировании урока:
• Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
• Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
• Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
• Формулировка цели каждого этапа урока.
• Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
• Выбор форм работы на уроке.
• Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Электронный конструктор урока представлен в формате электронной таблицы Excel.
1. Откройте файл электронный конструктор урока.xls (смотри электронное приложение)
2. Работайте с листом «Конструктор»
3. Выберите предмет и класс
4. Введите № урока, дату урока и тему урока.
5. Определите цели урока, выберите формулировки из предложенного списка (не более трех целей каждого вида).
Подробнее с формулировками целей можно ознакомиться на листе «Общая информация» (см. Рисунок 1).
6. Определите и введите место урока в разделе.
7. Выберите тип урока из предложенного списка.
8. Введите основные термины и понятия, межпредметные связи и наглядность.
9. Выберите формы работы на уроке и оборудование из предложенных списков (можно вводить до 4 пунктов).
*Подробнее с формулировками типов урока, форм работы на уроке и списком оборудования можно ознакомиться на листе «Общая информация» (см. Рисунок 1).
10. Определите этапы урока, выбрав их из предложенного списка. (Есть возможность вводить свою формулировку).
11. Заполните графу «Время». Счетчик «Общее время» автоматически вычислит результат по всем этапам урока.
12. По каждому этапу урока выберите из предложенного списка виды деятельности ученика и учителя (до 3-х видов по каждому этапу урока).
*Подробнее с формулировками этапов урока, видов деятельности учителя и ученика можно ознакомиться на листе «Карта» (см. Рисунок 1).
13. Заполните самостоятельно разделы «Содержание» и «Предметные результаты» по каждому этапу урока.
14. Выберите из предложенного списка личностные и метапредметные результаты обучения по каждому этапу урока.
*Подробнее с формулировками личностных и метапредметных результатов обучения можно ознакомиться на листах «Личностные», «Регулятивные», «Познавательные», «Коммуникативные» (см. Рисунок 1).
15. Прежде чем сохранять и распечатывать технологическую карту урока рекомендуется обратиться к файлу схема самоанализа.xls (смотри электронное приложение) для самоанализа урока на соответствие требованиям ФГОС.
16. Проанализируйте разработанную Вами технологическую карту урока по приведенным в таблице параметрам, выставляя по каждому параметру от 0 до 2 баллов.
17. Следуйте рекомендациям, полученным в результате автоматического подсчета баллов схемы самоанализа.
18. Вы получили готовую тежнологическую карту для своего урока.
Печатные варианты технологической карты урока и схемы самоанализа урока представлены далее. Образцы технологических карт, созданных с помощью электронного конструктора урока «От цели до результата», также представлены далее.
Схема самоанализа урока
Пожалуйста, проанализируйте разработанную Вами технологическую карту урока по приведенным ниже параметрам.
Выберите в каждом пункте разделов одно из значений, используя следующие условные обозначения: «Да» - 2, «Частично» - 1, «Нет» - 0
Целеполагание |
|
|
||
Учитель объявляет цель урока |
|
|
||
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика |
|
|
||
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников |
|
|
||
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками |
|
|
||
Цели урока диагностичны, измеряемы |
|
|
||
Всего по разделу |
|
|
||
Информационное обеспечение |
|
|
||
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, раб. тетрадь) |
|
|
||
Используются разнообразные справочные материалы (словари, энцикл., справочники) |
|
|
||
Используются электронные учебные материалы и ресурсы Интернет |
|
|
||
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент |
|
|
||
Используются материалы разных форматов (текст, табл., схемы, графика, видео, аудио) |
|
|
||
Целесообразность использования ИКТ |
|
|
||
Всего по разделу |
|
|
||
Организация деятельности учеников |
|
|
||
Учитель НЕ дает подробные инструкции по выполнению заданий или алгоритмы деятельности, ученики имеют возможности действовать иначе |
|
|
||
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность |
|
|
||
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности |
|
|
||
Есть технологическая карта урока |
|
|
||
Всего по разделу |
|
|
||
Педагогические технологии |
|
|
||
Урок НЕ строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) |
|
|
||
На уроке используются активные технологии обучения: эксперимент., исследоват., игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах и т.д. |
|
|
||
|
Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции |
|
||
|
На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников |
|
||
|
Всего по разделу |
|
||
|
Оценка деятельности и рефлексия |
|
||
|
Учитель использует НЕ только стандартную 5-балльную шкалу оценки |
|
||
|
Учитель использует стандарт. 5-балл. шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла |
|
||
|
Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им |
|
||
|
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям |
|
||
|
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям |
|
||
|
Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке) |
|
||
|
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) |
|
||
|
Всего по разделу |
|
||
ИТОГО
Выводы 0 -15 Урок не соответствует требованиям ФГОС, вернитесь к технолои рекомендации гической карте урока, поработайте над ней еще раз.
16 – 36 Урок частично соответствует требованиям ФГОС, вернитесь к технологической карте урока, усовершенствуйте её. >36 Урок соответсвует требованиям ФГОС
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Викторова Н. А., Дюкарева А. С., Зорина И. Е., Поликарпова В. В.
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНСТРУКТОР УРОКА
Компьютерная верстка и дизайн обложки А. В. Уськовой
Подписано в печать 22.09.2015. Формат 60×84/8. Печать цифровая. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 2000. Заказ.
Отпечатано с готового оригинал-макета, предоставленного Издательством Политехнического университета, в Типографии Политехнического университета.
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29.
Тел.: (812) 552-77-17; 550-40-14.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.