ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
Оценка 4.9

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
06.09.2019
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
В данном материале рассмотрены аспекты разработки и внедрения электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в процесс обучения. Рассмотрена структура комплекса, составные части. Предложены к рассмотрению инструментальные средства разработки ЭУМК: универсальные языки программирования, специализированные программные средства и авторские средства разработки. На рисунках приведены примеры уже готовых ЭУМК.
статья.docx
ЭЛЕКТРОННЫЙ   УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ   КОМПЛЕКС   КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС Большакова­Стрекалова Анна Викторовна преподаватель информационных дисциплин Колледж информационных технологий и строительства г.Калининград Разработка профессиональных образовательных стандартов нового поколения, активное внедрение инновационных педагогических технологий и стремительное развитие инфо­ и телекоммуникационного оборудования требует   от   системы   профессионального   образования   совершенствования электронных образовательных ресурсов, их более активного использования и   применения   на   учебных   занятиях   с   целью   формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и рабочих. В   настоящее   время   профессиональное   образование   претерпевает   значительные изменения,   связанные   с   внедрением   стандартов   нового   поколения,   использованием инновационных педагогических и развитием информационных технологий. Профессиональные образовательные программы переориентированы на заявленные работодателями компетенции. Особая роль в реализации этого процесса отводится информационно­обучающей среде, которая   все   больше   и   больше   использует   дидактические   средства,   основанные   на высокотехнологичных   компьютерных,   мультимедийных   и   коммуникационных   технологиях. Такой   подход   к   организации   учебного   процесса   открывает   принципиально   новые образовательные   возможности,   требует   выявления   обоснованных   критериев   отбора   таких средств, их классификации, выработки соответствующих методик оценки качества. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) ­ это продукт, имеющий электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио­ и видео­файлы, тесты, тренажеры и т.д.  Электронные учебные издания (ЭУИ) ­ учебные издания, используемые в учебном процессе   и   представленные   в   электронном   виде   на   цифровых   носителях   (CD,   DVD): учебники,   учебные   и   учебно­методические   пособия,   учебно­методические   комплексы   и другие учебно­методические материалы.   Среди всей совокупности электронных образовательных ресурсов, востребованных современной   педагогической   практикой,   наибольший   интерес   представляют   электронные учебно­методические комплексы (ЭУМК). Электронный учебно­методический комплекс – это программный мультимедиапродукт учебного   назначения   (учебное   электронное   издание),   обеспечивающий   непрерывность   и полноту   дидактического   цикла   процесса   обучения   и   содержащий   организационные   и систематизированные   теоретические,   контролирующие   материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.   практические, Использование   такого   средства   в   процессе   самостоятельной   подготовки   студентов меняет типичную ситуацию в образовательной системе, когда обучающая функция полностью принадлежала   преподавателю.   Электронные   учебно­методические   комплексы   дают возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией   в   соответствии   с   их   индивидуальными   способностями,   при   этом   часть обучающих   функций   педагога   переходит   на   студента.   Преподаватель   лишь   поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем. Согласно   «Положения   об   учебно­методическом   комплексе   дисциплины»,   учебно­ методический комплекс дисциплины – совокупность взаимосвязанных учебно­методических материалов   на   различных   носителях   информации   по   учебной   дисциплине   конкретного учебного   плана   направления   (профиля,   специальности),   необходимых   для   организации   и осуществления учебного процесса. Электронный учебно­методический комплекс дисциплины – учебно­методический комплекс дисциплины, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания. Структура ЭУМК состоит из блоков: В идеале электронный учебно­методический комплекс должен включать в себя:  титульную страницу и выходные данные  пояснительную записку к ЭУМК  содержание дисциплины, объем дисциплины,  рабочую программу  библиографический   список,   перечень   основной   и   дополнительной   литературы, список основных обозначений, индексов и сокращений  толковый словарь терминов (глоссарий)  методические указания по выполнению практических /лабораторных работ  критерии оценки и индивидуальные ведомости студента  вопросы и задания для контрольной работы, зачета, экзамена  тест для промежуточной аттестации по дисциплине  тематику курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов и методические рекомендации по выполнению курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов  конспект   лекций/электронный   учебник,   презентационный   материал,   графический материал  справочник   (и),   методические   рекомендации   по   организации   самостоятельной работы студента по дисциплине и сведения о преподавателе – авторе ЭУМК В обязательный минимальный состав электронного учебно­методического комплекса дисциплины входят следующие компоненты:  – титульный лист ЭУМК дисциплины; – рабочая программа учебной дисциплины; – технологическая карта изучения дисциплины; – конспект лекций и лекционные презентации (последние желательно); – методические указания по проведению практических (семинарских) занятий; – описания лабораторных работ; –   варианты   индивидуальных   расчетных   заданий,   методические   указания   по   их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов; –   тематика   рефератов   и   методические   указания   по   их   оформлению   и   форме представления; – тематика курсовых проектов и работ методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов; –   контролирующие   материалы   в   соответствии   с   рабочей   программой   дисциплины: тестовые задания, вопросы контрольных работ, коллоквиумов, домашние задания, вопросы и задачи, выносимые на зачет и экзамен, экзаменационные билеты.  Достоинства ЭУМК: 1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио­, видео­, графической информации, схем, чертежей и т.п. 2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого 3.   Интенсификация   самостоятельной   работы   учащихся,   которая   заключается   в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого. 4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации 5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учащихся Использование   ЭУМК   в   организации   учебного   процесса   обосновано   рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения студентов: гарантированный доступ к учебным материалам из любой географической точки;   своевременная доставка электронных материалов;  упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;  возможность использования учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с подключением к сети Интернет и мобильным устройствам;  своевременное и оперативное обновление электронных материалов В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно­методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно­методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС). При   создании   электронного   учебно­методического   комплекса   следует   обратить внимание на некоторые важные моменты.  Содержание   ЭУМК   обязательно   должно   соответствовать   требованиям   стандартов нового поколения по указанной в описании специальности, а также современному уровню научно­технического прогресса в данной области знаний. Структура   электронного   учебно­методического   комплекса   должна   состоять   из логически   взаимосвязанных   элементов   или   модулей.   Каждый   отдельный   модуль   должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач.  Интерфейс   ЭУМК   выстраивается   таким   образом,   чтобы   он   имел   строгий   и выразительный   вид,   наглядные   панели   инструментов,   был   прост   в   освоении   технологии работы с ним пользователя. Программное исполнение ЭУМК должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем.  ЭУМК должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, иметь удобные средства поиска необходимой информации. Это   лишь   малый   перечень   требований,   предъявляемых   к   разработке   ЭУМК. Существуют критерии оценки эргономичности и дизайна, содержания и объема, размещения материала, цветового и шрифтового оформления, и многое другое.  За последние годы существенно изменилась технологическая основа ЭУМК. На смену комплексам,   содержащим   текстографическую   информацию,   приходят   мультимедийные   и интерактивные комплексы, содержащие звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы,   модули   поисковых   и   экспертных   систем   и   реализующие   через   внутренние программно­дидактические   алгоритмы,   нелинейное   взаимодействие   студент   –   педагог   – учебный материал. Этапы разработки ЭУМК: Программно­техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.  Средства   создания   ЭУМК   можно   условно   разделить   на   группы   по   комплексному критерию,   включающему   в   себя   назначение   и   выполняемые   функции,   требования   к техническому обеспечению и особенности применения. Исходя из этих показателей, возможна следующая классификация инструментальных средств разработки ЭУМК: 1. Универсальные языки программирования: JavaScript, PHP, VisualBasic, Delphi, C++, Python и т.д. 2. Специализированные программные средства (для быстрой подготовки определенных типов   гиперссылочных   и   мультимедийных   приложений):   MS   PowerPoint, AdobeCreativeCloude, EasyHelp, CorelPresentation, CamtasiaStudio, MySlideShow, Конструктор сайтов и т.д. 3.   Авторские   средства   разработки   (для   создания   программных   средств   учебного  Quest,  ToolBookAssistant,  AdobeDirector, назначения): AutoPlayMediaStudio, BookMaker и т.д.  HyperMethod,  HTML, При использовании языков программирования, в разработке ЭУМК участвует команда разработчиков, включая авторов учебного материала, методиста, дизайнера, программиста. В предельном случае команда разработчиков может включать в себя лишь двух человек: автора­ методиста и программиста­дизайнера. Не секрет, что одной из основных проблем, возникающих при разработке подобных продуктов,   является   проблема   взаимодействия   отдельных   групп   разработчиков:   авторы учебных   материалов   в   подавляющем   своем   большинстве   не   владеют   навыками программирования   или   использования   специализированных   программных   продуктов (например,   авторских   сред   разработки),   а   программисты   не   являются   специалистами   в различных предметных областях изучаемой дисциплины.  В настоящее время с использованием языков программирования разработаны ЭУМК по ряду дисциплин, преподаваемых в колледже: черчение, физика, учебный практикум по программированию и многие другие. Используя специализированные программные средства, сам преподаватель без участия команды разработчиков, способен создать свой ЭУМК. Наиболее   распространенные   в   силу   простоты   это   Microsoft   Power   Point,   а   так   же программы с основами языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language), применяемые по поиску, приему и передаче необходимой информации в международной сети Internet.  являются Исходными   данными   при   разработке ЭУМК   материалы, представленные в стандартном формате Microsoft   Word   и   содержащие специальную   разметку,   понятную   для оболочки. Разметка материала подразумевает выделение стандартными средствами   текстового   редактора Microsoft   Word   или   программы   создания   презентаций   Power   Point   базовых   структурных единиц   (раздел,   тема,   вопрос,   учебные   задачи,   контрольные   вопросы   и   др.),   ссылок   на глоссарий, вспомогательный материал и пр.   С  помощью  текстового  редактора   Microsoft  Word   возможно  создание   полноценных учебных комплексов, используя понятие гиперссылки. Единственное условие заключается в том,   что   каждый   документ   нужно   сохранить   в   формате   .html.   Главная   сложность   может возникнуть в правильной организации системы навигации по вашему учебно­методическому комплексу.    учебного   При   создании   ЭУМК  с   помощью  технологии   «Конструктор   сайтов»   нужно   пройти следующие этапы: Конструктор сайтов ­ это программный комплекс для создания, обновления и ведения электронных изданий в Интернете и на CD (сайтов, электронных курсов, пособий и т.п.). Электронное учебное пособие в данной программе создается по типу WEB­сайта. Идея   состоит     конструктора в использовании   типовых   элементов,   а   также типовых   шаблонов   оформления   для   создания   и редактирования сайтов.   позволяет следующие типовые страницы сайта: Конструктор создавать     обычная   (универсальная)   страница   с текстом, фотографиями, рисунками; новости;  фотоальбом;  прайс­лист;  тесты;  анкеты;  общение (создание видеоконференций). Для   новичка   –   Конструктор   дает   возможность   создавать   и   поддерживать   сайты профессионального вида, не имея знаний в области веб­дизайна. Для   профессионала   –   Конструктор   дает   возможность   создавать   сайт   значительно быстрее и избавляет от многих ошибок верстки. Создать сайт с помощью Конструктора достаточно просто. Единственное, что от вас требуется – занести содержание. В Конструкторе сайтов вы можете выполнить следующее: создавать сайты на основе встроенных шаблонов дизайна, сохранять проекты на дисках пользователя, добавлять в проект страницы различных типов, Заполнять страницы текстом, изображениями и т.п., конвертировать   (преобразовывать)   проект   в   формат   сайта   (HTML­формат)   и просматривать этот сайт, размещать сайт в Интернете.       Авторские средства разработки Основное   назначение   –   организация   красочного   интерфейса   для   перемещения   по ЭУМК.   Научиться   работать   с   такими   средствами   непросто.   В   основе   разработки   лежит понятие «объект», как и в объектно­ориентированном программировании. Однако, благодаря визуальному   представлению   объектов   и   информационных   составляющих   можно   создавать достаточно сложные конструкции с развитым сюжетом. Такие инструментальные средства в основном используются профессиональными разработчиками приложений. Наш колледж поэтапно вводит элементы дистанционного обучения студентов. В данном подходе электронные учебно­методические комплексы играют ключевую роль. На сайте колледжа http://kitis.ru/ есть раздел «Дистанционное обучение» и в разработке раздел «Электронная библиотека» для хранения и работы с готовыми ЭУМК. Таким образом, охватывая основные этапы педагогического процесса, ЭУМК является актуальным   средством   в   познавательном   процессе   и   позволяет:   сообщать   учебную информацию;   закреплять   и   совершенствовать   знания,   умения   и   навыки;   использовать информационные и коммуникационные технологии; обеспечивать дистанционное обучение и объективный контроль. Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к урокам с их применением, так и во время их проведения: 1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей. 2. Сложности в интеграции ЭУМК в поурочную структуру занятий. 3. Отсутствие доступа к кабинету информатики во время проведения урока. 4.   Недостаточная   мотивация   к   работе   у   студентов   и,   как   следствие,   частое   их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. 5. Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе. 6. Низкий уровень навыков владения ПК у студентов. Создание  библиотеки интеллектуальных  компьютерных учебников и  интерактивных учебно­методических материалов является важнейшей стратегической задачей и должно быть направлено   на   повышение   эффективности   образовательной   и   научно­исследовательской деятельности колледжа за счет оперативного использования электронных информационных ресурсов. Электронный учебно­методический комплекс должен предоставляться студентам на внешнем   носителе   и   свободно   распространяться   по   локальной   сети   и   глобальной   сети Интернет.   Информационный   банк   дисциплины   (электронные   учебники   и   пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно­методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять. Список использованных источников: 1.   Д.   Д.   Медведева,   А.   В.   Макаровский,   Н.   Е.   Копытова   Разработка   электронных учебно­методических комплексов для подготовки бакалавров – Психолого­педагогический журнал Гаудеамус №2, 2011 год 2.   А.   М.   Сидоренко,   В.   К.   Винник,   Н.   В.   Сочнева   Основы   создания   электронного учебно­методического комплекса для учебной платформы Moodle – Современные проблемы науки и образования, 2016 год 3.   Татаринцев   А.   И.   Электронный   учебно­методический   комплекс   как   компонент информационно­образовательной   среды   педагогического   вуза//Теория   и   практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт­Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.  4.   О.   А.   Михайленко   Электронный   учебно­методический   комплекс:   методические рекомендации и материалы по разработке и применению, Рос. гос. аграр. заоч. ун­т. М., 2006 5.   Хитринцева   А.В.   Электронный   учебно­методический   комплекс   как   средство обеспечения качества подготовки студентов колледжа//Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI­LVII  междунар. науч.­практ. конф. № 9­ 10(56). – Новосибирск: СибАК, 2015. 6. Бойко С.В., Панов Б.В.   Опыт разработки и внедрения в учебный процесс ВУЗа электронных учебно­методических комплексов, Журнал Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 5)

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
Скачать файл