Учитель биологии лицей «Эрудит г. Донецк
Бездверная Любовь Владимировна
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций дало возможность качественно изменить личность учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становиться возможным благодаря внедрению в
профессиональную деятельность неизвестных практики дидактических и воспитательных программ, которые способствуют развитию умения мотивировать действия самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного материала на потенциальные возможности и их реализацию. Использование инновационных технологий открывают для меня новые возможности в работе с детьми, обладающими высокими творческими способностями. Изучение биологии с использованием новых информационных технологий дает детям простор для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию их познавательной активности .
Поэтому я пытаюсь внедрить в практику такие инновационные технологии как:
-рейтинговая технология
-технология критического мышления
-кейс-технологии
Рейтинговая система контроля знаний – один из возможных способов оценки работы учащихся, является альтернативной формой контроля успеваемости обучающихся и оценки уровня подготовки учащихся, для активизации работы, развитие самостоятельности при освоении образовательных программ.
Рейтинговая система оценки основана на интегральной оценке всех видов учебной, научно-исследовательской деятельности учащихся. Данная система оценки успеваемости может быть использована в качестве механизма управления личностным ростом обучающегося. Учащейся по каждому виду контрольных испытаний набирает определенное количество баллов, которое в итоге суммируется и переводиться в традиционную пятибальную систему.
От 85-100 баллов-«5»
От 70-84 баллов-«4»
От 50-69 баллов-«3»
От 49 балла и менее-«2»
Рейтинг-план(календарно-тематическое планирование) составляется на основе рабочей программы, где отражены все темы, все виды семинарских, практических, лабораторных работ, все виды текущего контроля с указанием рейтинговых баллов. В качестве примера привожу календарное планирование темы № 4 Структурно-функциональная организация клетки (раздел 2)в 10 классе углубленного изучения предмета.
№ п/п (в теме) |
Тема |
Количество часов |
Максимальное количество баллов |
Дополнительные баллы |
Тема №4 Структурно-функциональная организация организация клетки |
17 |
100 |
|
|
1 |
История изучения клеточного уровня жизни. Клетка как элементарная биологическая система. |
1 |
|
Составление концептуальной таблицы |
2 |
Лабораторная работа Изготовление микропрепаратов и изучение клеток растений, животных, грибов под микроскопом. |
1 |
|
|
3 |
Поверхностный аппарат клетки. |
1 |
|
Мультимедийная презентация |
5 |
Типы межклеточных контактов. |
1 |
|
Составление толстых и тонких вопросов |
6 |
Подмембранные комплексы и их значение. |
1 |
|
Мультимедийная презентация |
7 |
Цитоплазма и ее компоненты. |
1 |
|
Составление кластера |
8 |
Лабораторная работа Движение цитоплазмы. Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках. |
1 |
|
|
9 |
Строение и функции одномембранных органелл клетки. |
1 |
|
Составление вопросов к изучаемому тексту |
10 |
Строение и функции двумембранных органелл клетки: митохондрии, пластиды. |
1 |
|
Составление опорного конспекта |
11 |
Немембранные органеллы клетки. Органеллы движения и их многообразие. |
1 |
|
Работа с «глухими интеллект-картами» |
12 |
Ядерный аппарат: структурная и функциональная организация. |
1 |
|
Мини проект |
13 |
Строение, типы хромосом. |
1 |
|
Составление кластера |
14 |
Кариотип. Идиограмма |
1 |
|
|
15 |
Практические работа Изучение хромосом на фиксированных микропрепаратах, микрофотографиях. |
1 |
|
Практические работа
|
16 |
Явление дезорганизации ткани. |
1 |
|
|
17 |
Доказательства единства органического мира. |
1 |
|
Экспресс-семинар Интерактивное тестирование(приложение «Plickers») |
В рейтинговой системе я использую Мобильное приложение «Plickers», позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Основная идея приложения заключается в сканировании и считывании QR-кодов с целью дальнейшей их обработки и вывода статистики по тестированию. Преимуществом сервиса является то, что все операции совершаются мгновенно, в реальном времени.
Минимальный средний балл, дающий право на положительную оценку согласно шкале перевода в традиционную систему равен 50 баллам. Каждый ученик имеет рейтинговую тетрадь, в которой фиксируются вся учебная деятельность на уроке и домашние задания.
Технология критического мышления. Используя данную технологию, я пытаюсь решить очень важные для себя задачи. Во-первых, использование приемов данной технологии делает процесс обучения познавательным. Во- вторых у учащихся формируются навыки работы с информацией, без которой современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в третьих происходит воспитание личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На стадии вызова учитель должен не только активизировать учащихся, мотивировать на дальнейшую работу, но и вызывать уже имеющиеся знания ,либо создавать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным направляющим фактором для дальнейшей работы. На данной стадии ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы на которые хотел бы получить ответ.
Прием «Ассоциации». Например, по теме: Задачи и методы экологии. Современная структура экологии и ее место в системе наук.
Учащимся предлагаю прочитать тему урока и ответь на вопросы : О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово экология? Учащиеся называют свои ассоциации, а учитель записывает их на доске в схему.
Обсуждаем ответы и формулируем определение термина экология.
На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией. Деятельность учителя на этой стадии заключается в сохранении интереса учащихся к теме, постоянное продвижение от знания «старого к новому» .На этом этапе я использую прием «Фишбоун»- это графический прием, где изученная информация систематизируется и конкретизируется. Основой схемы является рыбий скелет.
Алгоритм действия при работе со стратегией «Фишбоун»
1.Помещаем нашу проблему в голову рыбы
2.На верхних(или левых)»косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних(или правых)-факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.
3.Хвост рыбы-вывод
Этот вид схемы позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать свежие идеи.
Прием кластер развивает у учащихся строить прогнозы и обосновывать их, учить искусству аналогии ,устанавливать связи, навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимых при решение жизненных проблем. Сущность: в центре записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи к другим понятиям, связанных с ключевым словом. Пример кластера по теме : «Апоптоз и некроз клетки»
Приложение 4
Прием чтение с пометкой (инсерт)является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики ,работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки :
« V»-известная информация
«-«-противоречит моим первоначальным представлениям
«?»-непонятная информация
«+»-новая информация
Затем совместно обсуждаем проблемные вопросы и делаем соответствующие умозаключения.
При изучении большого объема материала с целью его систематизации использую прием «Зигзаг» .Он способствует формированию навыков сотрудничества. Для этой работы учащихся объединяю в группы. Учебный материал разбиваю на отдельные блоки. Группе предлагаю для изучения свой блок, изучая который она перерабатывает информацию и представляет ее в форме таблицы, кластера, блок- схемы» Фишбона». Затем отработанную информацию один из участников группы представляет всему классу. И в итоге выстраивается весь текст целиком только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. Данный прием использовала при изучении темы: »Особенности строения клеток прокариот « в 10 классе: первая группа изучала строение, вторая- размножение, третья -значение, четвертая многообразие прокариот.
На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется , творчески перерабатывается. Применяю различные приемы например, маркировочная таблица(ЗУХ): 3 колонки
Знаю V |
Узнал + |
Хочу узнать ? |
Кейс- технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приемов обучения, основанных на решении конкретных методов и приемов, задач.
Этапы реализации кейс технологии:
1.Подготовительный этап
Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию ,источником которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы
2.Основной этап
Учитель объявляет форму проведения мероприятия, передает кейс учащимся и, не оглашая тему, поясняет в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.
3.Заключительный этап
Учащиеся представляют свои работы. Проводиться дискуссия, конференция и другие формы работы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников.
Тема: «Апоптоз и некроз клетки»
По мнению академика Скулачева, клетки «уходят в апоптоз» по многим причинам. Одна из основных –появление «бездомных» клеток. Клетки в организме «привязаны» к определенному органу и существует только в соответствующем окружении. И если вдруг какая либо клетка попадает в «чужой» орган или ткань, то она быстро «кончает жизнь самоубийством».
Агонизирующая клетка отмирает очень аккуратно: как бы сама себя разбирает на части, которые соседние клетки используют в качестве строительного материала. Этим апоптоз отличается от травматической гибели клеток- некроза, когда разрывается клеточная мембрана и содержимое клеток выплескивается наружу. По мнению академика Скулачева, апоптоз нужен организму еще и для «дезинфекции». Клетка зараженная вирусом, тоже получает биохимический сигнал о самоуничтожении. Скулачев называет это «самурайским законом биологии»- лучше умереть, чем ошибаться. А на научном языке «самурайский закон» формулируется следующим образом: во всех живых системах , начиная с внутриклеточных органелл до организма, существует система самоликвидации.
Вопросы к обсуждению.
1.Согласны ли вы с утверждением академика Скулачева? Приведите доказательства »за» и «против» такого утверждения?
2.Всегда ли апоптоз является благом для организма?
3.Апоптоз это патология или физиология?
4.Какая связь между механизмом программированной клеточной гибелью и ритуальным самоубийством японцев?
5.Когда и при каких обстоятельствах в клетке включается программа апоптоза?
6.Что означает «апоптоз изнутри» и « апоптоз по команде»?
7.Какое место в жизни клетки занимает некроз ?
8.Существует ли связь между апоптозом и некрозом ?
9.Влияет ли апоптоз на продолжительность жизни ?
10.Каким образом с помощью знаний о механизмах апоптоза можно помочь раковому больному?
11.Составьте кластер : Механизм апоптоза и некроза
12.Составьте таблицу: Сравнение апоптоза и некроза
Благодаря данной системе работы :
- обеспечиваю стабильность качества знаний, о чем свидетельствуют победы на Республиканских олимпиадах разного уровня
- сформировано положительное отношение к предмету
- выпускники лицея выбирают биологию как отрасль будущей практической деятельности, обучаясь в Донецком национальном университете и в Донецком национальном медицинском университете, а также в Российских вузах
- позволяет мне сделать работу на уроках более эффективной и творческой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.