Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
искусство
4 кл
31.03.2019
Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".
Публикация является частью публикации:
проект.docx

Надпись: Ермакова Надежда Алексеевна

 

 

Хантыйские узоры.

 

 

Руководитель:

Давлатова Альфия Магафуровна,

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №3»,

4 класс «Г»

 

 

 

г.Когалым

2019г.

Оглавление

1.      Введение.2

2.      История хантыйских узоров.3

3.      Основные элементы узоров.4

4.       Материалы для орнамента 7

5.      Выполнение изделий с использованием орнамента.10

6.      Вывод .12

7.      Приложения.13

8.      Список литературы..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 



 

Введение.

Я родилась и живу в самом красивом регионе России Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Красота югорского края воспета в стихах, песнях и поэмах, отражена на полотнах художников. Моя мама до переезда в Когалым жила в поселке Варьёган Нижневартовского района, ее корни хантыйские и ненецкие. Папа родом из поселка Тром- Аган. Наш род издавна занимается оленеводством. В поселке Аган в краеведческом музее находится родословная семьи Ермаковых, которую составил мой дядя Сопочин Андрей Еремеевич. Наше родовое угодье находится недалеко от города, и мы каждые выходные собираемся в большой деревянной избе. Здесь находятся избы наших родственников, некоторые из них живут постоянно в родовом угодье. На лето мы с сестрой перебираемся за город, чтобы помогать старшим ухаживать за домашним скотом, собирать ягоды, рыбачить, разводить дымокур для оленей. Вечером мы можем с мамой посидеть за рукоделием, украсить узорами одежду. С детства я видела у своих родных красивые расшитые платья, верхнюю одежду. Мама для меня и сестры шила платья, украшала шубы узорами. Я решила, что смогу освоить навыки украшения орнаментом.

Гипотеза: Но у меня возникли сомнения, будет ли смотреться такая одежда в современном городе?

Актуальность исследования. Культурные традиции народов Севера постепенно утрачиваются, поэтому сегодня важно их сохранение. Орнамент является огромной частью культуры хантыйского и мансийского народа. Это свой, особенный язык, говорящий о человеке много. Он богат и разнообразен.

Перед собой я поставила цель: научиться выполнять бисером хантыйский орнамент.

Для этого я решала следующие задачи:

1)      узнать, что обозначают узоры на одежде и домашней утвари,

2)      какие элементы встречаются чаще всего и почему,

3)      какие материалы используют современные ханты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История хантыйских узоров.

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Природа продиктовала свои узоры и на одежде коренного северного народа. Он использовал узоры для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красоту природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси? Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение – "украшение". Узоры не были самоцелью для народов Севера, они создавали их, чтобы что-то украшать. Также орнамент защищал человека от злых духов. Его использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир. Как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из постоянно повторяющихся частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные элементы узоров.

 Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Очень интересны хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности. Чаще всего орнаменты включали в себя символическое изображение представителей животного и растительного мира. Главной темой узоров является солнце, ведь в наших краях каждый его луч на вес золота. (Приложение 1.)

 Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов, т.к. для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. (Приложение 2.)

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. Очень часто у хантыйского народа использовался крест. С его помощью ханты старались оградиться от боли и укрыться от болезни. (Приложение 3.)

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.  (Приложение 4.)

 С ромбом у ханты связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. (Приложение 5.)

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у ханты. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек. (Приложение 6.)

 Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. На него похож топор, с которым у народов ханты много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка". (Приложение 7.)

Узор "заячьи ушки" применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием. (Приложение 8.)

Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предмета быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, которая считается хранительницей сна ребенка и его здоровья. (Приложение 9.)

Медведь почитается народом ханты. В честь этого зверя устраивали праздники. Его почтительно называли «хозяином». Образ медведя часто встречается в узорах. (Приложение 10.)

Ханты, как и другие народы, использовали и растительный орнамент. Эти узоры чаще всего встречаются на берестяных коробах.

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для орнамента.

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. У северных ханты бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет.

Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий.

Одним из немногих женских занятий народов ханты, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание из шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия. Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке.

С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику. На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках.

Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья. Основным материалом для теплой одежды ханты служили оленьи шкуры. У женской шубы впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям. У женщин было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами.

Моя мама сшивает куски шкур животных нитками из сухожилий оленя. Такие изделия очень прочные и служат годами. Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. «У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь», - так говорят хантыйские женщины.

Женщины вышивали по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом. Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей, сумок, рукавиц.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте. Цвета на узорах имеют свое значение: белый обозначает снег и удачу, красный – благополучие, синий – реки и озера, зеленый – тайга, желтый – солнце и радость. На сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. (Приложение 10.) И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя. В одной хантыйской песне поется: «Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение изделий с использованием орнамента.

Самостоятельно изготовить одежду или предметы быта я еще не могу. Поэтому помогаю маме нанизывать бисер, расшивать несложными узорами небольшие предметы. Для игр я изготовила несколько кукол из ткани, используя мех, бисер. Также помогала маме расшивать пояса для верхней одежды. Для такой работы нужна усидчивость, аккуратность, терпение. (Приложение 11.) При выполнении такой работы я поняла, что нужно обладать большим терпением и усидчивостью. Оказалось, что для выполнения даже небольшого узора затрачивается много времени. Сначала я выполняла легкие узоры и нашивала на изделия.

Затем с помощью мамы научилась вышивать более сложные узоры, используя бисер и полоски ткани. Это стало украшением платья для сестры.


Сложной работой стало украшение пояса для верхней зимней одежды. Мы с мамой подбирали орнамент, а потом определились с цветами бисера. В итоге получились очень красивые пояса, которые мы с сестрой с удовольствием носим.

 

А этот узор может стать украшением любой сумочки или чехла для гаджета.

 

 

Вывод.

В ходе работы над проектом я сделала вывод, что орнамент имеет большое значение в жизни северных народов. Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти.

Моя гипотеза о том, что национальный наряд смотрится в современном городе, подтвердилась. Я считаю, что Когалым является образцом такого города, хотя по размерам уступает более крупным городам. В нашем городе можно свободно ходить в национальной одежде не только в праздники. Жители не выражают недоумения при встрече с человеком в национальной одежде, чего не скажешь о других северных городах.

Я провела мастер-класс по выполнению хантыйских узоров для моих сверстников. Моим одноклассникам понравился рассказ о хантыйском орнаменте, и они с удовольствием выполняли работу гуашью и красками. Но самые простые узоры оказались трудными при выполнении. Пришлось приложить немалые усилия. (Приложение 12.)

Также я провела анкетирование по следующим вопросам:

1. Знаешь ли ты, как называется коренное население нашего округа?

2. Знаешь ли ты, что такое орнамент?

3. Знаешь ли ты, зачем ханты и манси украшали свою одежду орнаментами?

4. Вызывает ли удивление национальная одежда в городе?

5. Смог (смогла) бы выйти в национальной одежде на улицы города?

В опросе приняли участие 24 ученика нашего класса. На первый вопрос положительно ответили 17 человек (71%). На второй вопрос ответили «да» 20 человек, что составило 83%. На третий вопрос большинство (17 человек) ответили положительно (71%). Только у 5 человек (21%) не вызывает удивление появление в городе человека в национальной одежде. 14 человек (58%) смогли бы выйти на улицы города в национальной одежде без стеснения. (Приложение 13.) Меня порадовали ответы сверстников.

 Я считаю, что цель моего проекта достигнута, т.к. навыки работы с бисером и украшение национальной одежды пригодятся мне в жизни. А еще я смогу поделиться ими и заодно рассказать много интересного об орнаменте.

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Картинки по запросу узоры на одежде хантов

 

 

Приложение 2.

Картинки по запросу узоры на одежде хантовКартинки по запросу узоры на одежде хантов

                  Рога дикого оленя                                               Рога оленя самца.

 

 

Приложение 3.

Картинки по запросу узоры на одежде хантовКартинки по запросу узоры на одежде хантов

                            Маленький крест.                             Узор креста.

 

 

Приложение 4.

Картинки по запросу узоры на одежде хантов                           Картинки по запросу растительный орнамент хантов

                               Орнамент игольницы.                                Лягушка.

 

 

Приложение 5.

https://2.bp.blogspot.com/-6kt7EF3yBHM/UTsQT82MIeI/AAAAAAAADsc/tM-LPjzBDkw/s200/013.jpg

Жук.

 

 

 

Приложение 6.

Картинки по запросу зигзаг прямая в орнаменте хантыПохожее изображение

                      Зигзаг.                                                           Прямые в бордюрном орнаменте.

 

 

 

 

Приложение 7.

Картинки по запросу узоры на одежде хантов  Картинки по запросу утиный выводок в орнаменте ханты

                         Щучьи зубы.                                                 Утиный выводок.

 

 

 

 

Приложение 8.

https://4.bp.blogspot.com/-HOw1_6uZRec/UTsQScGCtBI/AAAAAAAADrw/9U66bS64fT4/s200/006.jpg

Заячьи ушки.

 

Приложение 9.

https://2.bp.blogspot.com/-ESf-voLltXE/UTsQYSXBzPI/AAAAAAAADuQ/lKUnujfICHY/s1600/029.jpg

Глухарка.

 

Приложение 10.

 

https://4.bp.blogspot.com/-c6nqxzQKmC4/UTsQWGgVuWI/AAAAAAAADtg/ROfMEEC8sPY/s320/022.jpg

Изображение божества Урта.

 

Приложение 11.

 

   

 

 

 

 

 

 

Приложение 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13.

 

          

 

 

           

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

·         Альбом хантыйских орнаментов. Сост. Н.В. Лукина. – Томск: изд-во Томского ун-та, 1979.

·          Вэлла, Ю.К. (Айваседа). Азбука оленевода.  Нижневартовск, Спб.: Мегасибпром, 2005.

·          Геннадий Райшев: каталог юбилейной выставки. Сост. Елена Соломина. – Екатеринбург: Пакрус, 2005. – 20с.

·         Игрушки обских угров. Ред. А.Д. Каксин. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

·          Нилов, В.Н. Северный танец: традиции и современность. В.Нилов. – М.: Северные просторы. 2005.  

·         Обские Угры.  Фотоальбом. Авт. – сост. А.Щукин. – Тюмень: ИФА Тюмень, 2005.

·          Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com

·         Орнаменты ханты и манси.  [Электронный ресурс]. URL: http: //ornament-ru

·         Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Введение. Я родилась и живу в самом красивом регионе

Введение. Я родилась и живу в самом красивом регионе

История хантыйских узоров. Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры

История хантыйских узоров. Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры

Основные элементы узоров.

Основные элементы узоров.

Узор "заячьи ушки" применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием

Узор "заячьи ушки" применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием

Ханты, как и другие народы, использовали и растительный орнамент

Ханты, как и другие народы, использовали и растительный орнамент

Материалы для орнамента. Северные народы по-своему представляли красоту

Материалы для орнамента. Северные народы по-своему представляли красоту

Моя мама сшивает куски шкур животных нитками из сухожилий оленя

Моя мама сшивает куски шкур животных нитками из сухожилий оленя

Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза

Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза

Выполнение изделий с использованием орнамента

Выполнение изделий с использованием орнамента

Сложной работой стало украшение пояса для верхней зимней одежды

Сложной работой стало украшение пояса для верхней зимней одежды

Вывод. В ходе работы над проектом я сделала вывод, что орнамент имеет большое значение в жизни северных народов

Вывод. В ходе работы над проектом я сделала вывод, что орнамент имеет большое значение в жизни северных народов

Приложения. Приложение 1.

Приложения. Приложение 1.

Приложение 5. Жук.

Приложение 5. Жук.

Приложение 9. Глухарка.

Приложение 9. Глухарка.

Приложение 12.

Приложение 12.

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Приложение 13.

Приложение 13.

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Проектно-исследовательская работа "Хантыйский узор".

Список литературы. ·

Список литературы. ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019