.
Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Основа театрализации — образность (реальная и художественная), которая позволяет отобрать средства художественной выразительности, выстроить сценарную логику. Рыжкова Т. В. полагает, что театрализация — одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Рассмотрим такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование. Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц. Немало важную роль в театрализации на уроках литературного чтения играет оформительская работа. В нее включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений. Вся работа детей не должна остаться без внимания. В классе необходимо проводить защиту творческих
работ учащихся, только тогда эти задания будут эффективны. Придумывая афиши, обложки, ученик анализирует произведение результативнее и глубже. Рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе [2]:
1. персонификация — реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.
2. ролевое прочтение текста — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения. - ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».
3. историческая сценка — небольшое представление — способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
4. сценически — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Здесь могут использоваться такие виды упражнений как: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
5. драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.
Обратим внимание на такой элемент театрализации, как инсценирование текста. Инсценирование — перевод текстапроявлять в сценический вариант для постановки на сцене. (толковый словарь Ожегова). Работая над
инсценированием произведения или его эпизодом,творчества умел:
важно, чтобы ученик
1. определитьпоэтому главную мысль произведения и отношение автора к лицам и событиям.
2. определитьсвязана главных и второстепенных героев, понять их взаимоотношения, характер каждого.
Изучение литературы предусматривает широкиепроцессе межпредметные связи, поэтому привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важныхролевая аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этихактеры уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь [5].
Выделим этапы деятельностипрочтение учителя и учеников в процессе инсценирования [6]:
1. самостоятельное прочтение текста и осознание первого впечатления о прочитанном;
2. обмен мнениями;
3. аналитическая работа с текстом, обсуждение и распределение
ролейп;оведения
4. репетиции (актерская, режиссерскаят деятельность,
оформительская работа);
5. итоговое выступление в аудитории сверстников;
6. анализсоздавать выступления, обсуждение достиженийпричина каждого участника, формулирование выводов о произведении, героях, проблемах.
Младшие школьники обладают таким потенциалом, который активно проявляется в формах эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Дети легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передаватьявляются характер героев художественных произведений [2].
Ролевые игры является неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого ребенка, которые в свою очередь помогают ему освоить необходимые правила, законы и моральные нормы общества, членом которого он является. Когда дети только начинают играть в ту или иную игру у них складываются свои правила, свой сюжет игры, все зависит, на сколько,
развита фантазия ребенка.аналитическая Играя, ребенок, так или иначе, проявляет
копирование действий, слов, поведения родителей, любимых сказочныхзавлекает
персонажей, старшихполеднийс братьев и сестер, они стараются подражать им. Игры
детей младшего школьного возрастауроках близки с импровизированными театральными постановками. Младшийсоздание школьник во время игры может побывать в ролиролевого актера, танцовщика, певца, бизнесмена. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра [1]. Театрализованная деятельность способствует: – формированию нравственной модели поведения в современномдетям обществе; – обогащению культурной жизни младшего школьника, приобщению к духовным ценностям; – знакомству ученика с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа;
– совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживанийполучилось
, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев. Кроме вышеперечисленного, театрализованная деятельностьт развивает эмоциональную сферу ребенка. Младший школьник учится сочувствовать и сопереживать персонажам, ставить себя на их место, а также вникать в разыгрываемые события. Путь черезнаше игру, фантазирование, сочинительство является самым эффективным и результативным для достижения целейжизнью
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия его сжатостит,акие обучения
художественному воображению. Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и разносторонняя. В ней существуют такие направления, как кукольный театр, постановки, этюды, инсценировки и многое другое. Все это завлекает детей и оказывает помощь в их духовно-нравственном развитии. В процессе театрализованнойиногда деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной
речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность. Вначале подготовки к театрализованному представлению идет формирование образат на основе литературного произведения, затем обогащение, конкретизация образа в продуктивнойдействующих форме и заканчивается взаимообогащениемпроявлять и переносом средств выразительности из одного вида эстетической деятельности в другойчетко
. Театрализованная деятельность является одной из важных и доступных видов деятельности для младших школьников, в ходе которой дети знакомятся с миром прекрасного, активизируется мышление и воображение, она способствует социализации- процессу успешного вхождения в общество и принятия морали, принятой в этом обществе [2].
Детио,босновать участвующие в театрализованной деятельности, узнают много
нового, в особенности об окружающем их мире, который раскрывается во всем многообразие через различные звуки, образы, краски, а четко сформулированные вопросы заставляют их задуматься о чем-либо, что-то проанализировать, а всё это способствует развитию их умственных способностей. Именно через любовьпроявлять к театру у них остаются только яркие воспоминаниямассовые своего детства, которое выражается в ощущении праздника, проведенного вместе с родителями, педагогами и сверстниками в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность дает возможность для
развития своих творческих способностей,театральных так как этот вид деятельности
требует от ребят сообразительности, внимания, организованности, быстроты реакции, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью [3]. Не нужно склоняться к тому, что все детипостоянно хотят побывать на сцене, так как некоторым ребятам больше нравится организовывать различные постановки, выполнять какие-либо поручения или обязанности. Многим детям хочется побывать на месте сценариста или режиссёра, а кому-то ближе быть декоратором или
ответственными за свет и звуко.пределить Такая работа над организацией постановок
формирует у детей дисциплинированность, аккуратность, умение находить
выход из трудных ситуацийх.отят Дети приобретают опыт, играя в театре, в ходе
этого они учатся на своихчувствует ошибках и на ошибках своих товарищей. Поэтому следует с детьми постоянно подводить итоги своейбратьев деятельности, к примеру, провести беседу, и выслушатьвремя мнение каждого ребенка, что у кого получилось даже лучше, чем на репетициях, а у кого это получилось гораздо хуже и над чем еще нужно поработать. Такая беседа сможет помочь ребенку сделать выводы по своей деятельности, постараться доработать ее, чтобы в следующий раз его не отметилиобратим с худшей стороны. В театрализованной деятельности не всегдапотому всё проходит на «отлично». Иногда возникают такие моменты, когда во времят какого-либо выступления актёр выходит на сцену не вовремя (к примеру, не смог отыскать свой костюм), либо возникает паузасозданный в диалоге (потому что партнёр забыл свои слова). Именно такие ситуации формируют у детей дисциплину и чувство ответственности за себя, а также за своих товарищей.
Психологическую природу возрастных предпочтений различных видов творческой деятельности стремился выявить и обосновать известныйжизнью советский психолог Л.С.Выгодский. Он считал, скажем, что рисование является «типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного».*
С переходом в другую фазу возрастного развития изменяется и характер детского творчествазавлекает – наступает период литературного творчества,
«господствующий у подростков». Выгодский пытался раскрыть внутреннюю связь между потребностью в том или иномтеатр виде творчества и возрастным этапом развития. По его мнению, в основе этихэтот внутренних связей лежат возрастные потребности личности в том или ином способе постижения окружающего мира.стческая
Театральное творчество близко ребёнку по двум причинам. Во- первых, этот вид творческойавтора деятельности основан на действии, совершаемом самим ребёнком. Во-вторых, драматизация непосредственно
связана с игройрежиссерская – этим корнем всякого детского творчествау.читель Именно игру, по
мнению Выгодского, можно рассматриватьодни как первичную драматическую форму в творчестве детей. В процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для восприятия искусства. И в первую очередь – способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве. Ведь именно в игре ребёнок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного «как бы» и «понарошку».
В процессе игры складывается и способность к внутреннему действию. Минуя ряд последовательныхнеобходие ступеней развития, она постепенно превращается в важный элемент художественного восприятия.
Наконецд,етская способность к обобщению. Как раз в процессе игры
ребёнку приходится постоянно выделять существенные, наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их. Ребёноксозданный ведь играет не в
конкретного доктора, шофёра или лётчиказ,адания а в созданный в воображениилыбаз
обобщённый образ представителя этой профессии.
Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства: в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл.
Постепенно в процессе развития личности наступает этап, когда игра, выполнив своё назначение, шаг за шагом уходит из жизни детей. Но к этому периоду у них оказываются уже сформированными внутренние способности, которые при благоприятных условиях становятся важными элементами художественного восприятия. И в первую очередь это проявляется при овладении языком зрелищных искусств, театра в особенности.
Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актёр и режиссёр А.А.Брянцев совместно с известнейшими
психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформаций общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. Придя рядовым воспитателем в детский дом, Брянцев на собственном примере убедился в наличии у детей
«особого игрового инстинкта и влияния его на общее развитие детского
интеллектао»сновной . В двадцатые годы его опыт был широко распространён в
детских приёмниках и везде приносил заметные положительные результаты. Таким образом, привлекая детей к театральному движению,
решается одна из острейших социальныхразвитие проблем общества. Театральная
работа требует максимальной отдачи сил и временим.ежпредметные Поэтому занятия в
театре исключают возможность пребывания ребёнка «на улице», а, следовательно, являются профилактикойэтого антисоциального поведения.
В начале XX века театральные методики стали активно использоваться в терапевтических целях, появилось множество школобратим арттерапии. Уже в наше время, на рубеже XX и XXI века педагоги, психологи, деятели искусства стали использовать театральные методики для борьбы с наркоманией, для реабилитации молодых людей, стремящихся излечиться от наркозависимости. Причина успехов театральной педагогики в этой области, очевидно, заключается в том, что, прибегая к наркотикам, человек стремится расширить границы своего сознания, а театр даёт ему возможность осуществить это и без наркотиков.
В XX веке первый всплеск активности детского театрального движения приходится на 10-20 годы, а последний – на конец 80-х. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Здесь и театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и школьные театры, и театры в детских садах, и семейные театры, и театральные формы проведения уроков, и создание специальных детских театральных классов и школ, и массовые театрализованные игры, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями и многое другое.
Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированы, в них можно отметить одни и те же черты.
· Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
· Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
· Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.
· Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей
крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.
Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения (он замкнут в одновозрасном классе), общение с взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок практически лишён возможности, а потому и навыков спокойного созерцания, в большинстве его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированным оказываются физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат ребёнка и их взаимодействие.
Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.
Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия. Занятия театральным искусством включает в работу и физический,
и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
Литература, рекомендуемая для чтения
1. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
// Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 659-662. https://moluch.ru/archive/131/36572/
2. Малышева О. К., Жесткова Е. А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 471-474.
3. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.