Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой.
Иконка файла материала Элементы духовной культуры.doc
Элементы   духовной   культуры   ,   которые   возможно   формировать   в   процессе профессиональной ориентации. Всестороннее   развитие   личности   ,   формирование   эстетических,   экологических   , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить   красоту   в   жизнь,   в   труд   ,   в   отношения   людей.   Основные   элементы   духовной культуры   невозможно   формировать   каждый   в   отдельности.   Они   тесно   взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим   обитателям   ,   не   калеча   ,   не   разрушая   сотворённое   нашей   планетой   и   великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её. Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения. 4.1.        Экологическая культура.                              «Берегите эти земли, эти воды,                                даже малую былиночку любя.                               Берегите всех зверей внутри природы,                               Убивайте лишь зверей внутри себя.»                                                                      Е. Евтушенко Мир   и   экология.   Эти   слова   стали   своеобразными   лозунгами   современности, настоятельными   призывами,   обращенными   ко   всему   человеческому   сообществу   и   к каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось в лексике разных народов , то термин «экология»   ( в переводе с греческого – наука о доме , о местопребывании) появился   только   в   1866   году   и   до   недавних   пор   употреблялся   главным   образом специалистами   биологии.   И   действительно,   планета   Земля   ,   её   природа   –   материки   и океаны , зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и источник   здоровья   ,   вдохновения.   Вот     почему   сохранение   природных   основ жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду того,   что   научно­техническая   революция   и   мировое   производство   не   приобрели   ещё экологическую   ориентацию   и   по   прежнему   развёртываются   без   учёта   возможностей   и ограничений   природы   резко   усилились   негативные   последствия   этих   тенденций: загрязнение   окружающей   среды   ,   нарушение   экологического   равновесия   ,   уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых ресурсов.   Перечень   глобальных   и   региональных   экологических   угроз   очень   велик. «Экологическая   карта»   нашей   страны   отражает   и   эти   угрозы   и   разновеликие   очаги экологической напряженности в Отечестве.Экологическая   культура   –   ёмкое   понятие   ,   но   главное   содержание   фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные действия даёт мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры. С   другой   стороны   ,   процесс   формирования   и   развития   экологической   культуры становится импульсом духовно­практической деятельности , направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество­природа» , на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.             «Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных   групп   и   поколений,   но   особенно   молодёжи.   И   не   случайно   во   время международной   конференции   учёных   «Охрана   окружающей   среды   и   защита   всеобщего мира» (1986 г) был  проведен «круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и мира». Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически   безопасным.   Поколение,   вступающее   в   самостоятельную   жизнь   наиболее восприимчиво  к  новым   принципам  и   нормам   взаимоотношений  с  природой,  отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе   ­ весьма близкой – возьмут на себя   всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом   ощущений,   но   выявленные   в   результате   исследований   и   ставшие   достоянием гласности, ­ ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности. Эта   потребность   побуждает   новых   и   новых   людей   разобраться   в   экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем самым «выводит» на экологические знания, стимулирует овладение ими. В   какой   мере   эта   тенденция   проявляется   в   молодёжном   сознании   ?   Ряд социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых группой специалистов   в   том   числе   Ю.П.Ожеговым   и   Е.В.Никоноровой   ,и   изложенных   в   книге «Экологический импульс», даёт следующие результаты. Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические знания   ?»   –   69,6%   опрошенных   юношей   и   девушек   заявили   «да».   В   их   числе   77,6   % школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 % ­ затруднились ответить на вопрос , так как не задумывались над ним или не выработали  определенного мнения. В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым углублять свои экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее следовали девять вариантов ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.? Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе:  «Эти  знания мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ. На   второе   место   вышел   ответ:   «   Такие   знания   помогают   самостоятельно разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 % школьников , 26 % ­ студентов , 18,2 %  ­ учащихся ПТУ ).Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: « Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни». Этот вариант ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % ­ школьников и студентов , 13,3 % ­ учащихся училищ. Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для удовлетворения интереса   к     жизни   природы»,­   собравший   15,5   %   голосов   (   23   %   ­   студентов,   17   %­ школьников, 12 %  учащихся ПТУ). Лишь   на   пятом   месте   оказался   мотив   ,   производный   от   ярко   выраженной практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать в экологической деятельности». Этот вариант ответа выбрали  14,3 % опрошенных ( 20 % ­ студентов, 15,1 % ­ школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ). Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ, техникумах, вузе)  учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь 18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее 6,6 % студентов испытывают тягу к учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно недостаёт такого материала  , или  же преподносится он так , что не может пробудить интерес учащихся. Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый профессиональными  запросами  реальной  или  будущей  деятельности.  Всего лишь  7,4 % опрошенных   выбрали   вариант   ответа   :   «Экологические   знания   требуются   по   роду производственной деятельности». Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ; профессиональная деятельность учащихся. Экологизация   современного   познания,   обусловленная   общественными потребностями,   выдвигает   задачу   –   придать   системе   образования   экологическую ориентацию.   Научное   знание   лежит   в   основе   образования   .   в   том   числе   и   экологичес­ кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в нашей стране. В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии необходимо : 1. Усиление   эколого­мировоззренческой   нагруженности   образования   ,   и   прежде   всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы; 2. Сопряжение   различных   школьных   предметов   с   вопросами   экологии,   формирование межпредметных   связей   ,   выявленных   в   ходе   развития   междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды ; 3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания, как   становление   и   развитие   целостных   комплексных   сфер   экологических исследований ; 4. Включение   в   экологическое   образование   результатов   тех   научных   исследований   в области   окружающей   среды   ,   которые   связаны   с   регионально   –   отраслевой специализацией. Эти   линии   экологического   образования   должны   не   только   пронизывать   процесс образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.