Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой.
Элементы духовной культуры , которые возможно формировать в процессе
профессиональной ориентации.
Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических ,
нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач
профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать
будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны
вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной
культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны
между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не
упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И
сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая
другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим
космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.
Рассмотрим каждый элемент в отдельности , определим важность каждого из них и
покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.
4.1. Экологическая культура.
«Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.»
Е. Евтушенко
Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности,
настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к
каждому из людей. Но если слово « мир» издревле укоренилось в лексике разных народов ,
то термин «экология» ( в переводе с греческого – наука о доме , о местопребывании)
появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом
специалистами биологии. И действительно, планета Земля , её природа – материки и
океаны , зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей и
мастерская , в которой они трудятся , и кладовая жизненно необходимых ресурсов , и
источник здоровья , вдохновения. Вот
почему сохранение природных основ
жизнеобеспечения общества является глобальной , общечеловеческой задачей. Но ввиду
того, что научнотехническая революция и мировое производство не приобрели ещё
экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и
ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций:
загрязнение окружающей среды , нарушение экологического равновесия , уменьшение
способностей природных компонентов к самовосстановлению , истощение невозобновимых
ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик.
«Экологическая карта» нашей страны отражает и эти угрозы и разновеликие очаги
экологической напряженности в Отечестве.Экологическая культура – ёмкое понятие , но главное содержание фиксирует
особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие
между ними достигло небывалой остроты.
С одной стороны , «ответная реакция» природы на разрушительные действия даёт
мощный толчок , побуждающий , а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё
отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры
человеческих сил и способностей , встать на путь выработки экологической культуры.
С другой стороны , процесс формирования и развития экологической культуры
становится импульсом духовнопрактической деятельности , направленной на преодоление
кризисного состояния системы «обществоприрода» , на оздоровление этого состояния, а в
перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.
«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех
социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время
международной конференции учёных «Охрана окружающей среды и защита всеобщего
мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и
мира».
Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более
отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и
экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее
восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается
духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации
этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе весьма близкой –
возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители
человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за
порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием
гласности, ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную
потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.
Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической
обстановке, уяснить причины её неблагополучия , осмыслить способы её улучшения, а тем
самым «выводит» на экологические знания, стимулирует овладение ими.
В какой мере эта тенденция проявляется в молодёжном сознании ? Ряд
социологических исследований «Молодёжь и окружающая среда» проведённых группой
специалистов в том числе Ю.П.Ожеговым и Е.В.Никоноровой ,и изложенных в книге
«Экологический импульс», даёт следующие результаты.
Отвечая на вопрос : « Считаете ли Вы необходимым углублять свои экологические
знания ?» – 69,6% опрошенных юношей и девушек заявили «да». В их числе 77,6 %
школьников , 70 % студентов ,68,2 % учащихся профтехучилищ. Не видят необходимости
в углублении своих знаний 10,2 % опрошенных и 2,6 % затруднились ответить на вопрос ,
так как не задумывались над ним или не выработали определенного мнения.
В анкету был включен вопрос : « если вы считаете необходимым углублять свои
экологические знания , то для чего Вам нужны они?». Далее следовали девять вариантов
ответа на вопрос. Итак, что же побуждает молодёжь обращаться к различным источникам
знаний о состоянии природной среды , причинах её защиты от загрязнений и т.д.?
Самое высокое место в иерархии занял мотив , выраженный в ответе: «Эти знания
мне нужны для общего развития».Такой ответ дали около 30 % юношей и девушек , в том
числе 39,6 % школьников , 37 % учащихся ПТУ.
На второе место вышел ответ: « Такие знания помогают самостоятельно
разбираться в экологической обстановке» – 24,2 % опрошенных (31,5 % школьников , 26 %
студентов , 18,2 % учащихся ПТУ ).Третьим по степени распространения оказался мотив сформулированный в ответе: «
Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни». Этот вариант
ответа отметили 16,1 % респондентов. Из них –18 % школьников и студентов , 13,3 %
учащихся училищ.
Четвёртую позицию занял ответ : « Эти знания необходимы для удовлетворения
интереса к жизни природы», собравший 15,5 % голосов ( 23 % студентов, 17 %
школьников, 12 % учащихся ПТУ).
Лишь на пятом месте оказался мотив , производный от ярко выраженной
практической потребности : «Эти знания нужны для того, чтобы с пониманием участвовать
в экологической деятельности».
Этот вариант ответа выбрали 14,3 % опрошенных ( 20 % студентов, 15,1 %
школьников, менее 5 % учащихся ПТУ ).
Шестое место занял ответ : «Эти знания входят в изучаемые мною в школе (ПТУ,
техникумах, вузе) учебные предметы и курсы. Здесь возникает недоумение : почему лишь
18,5 % учащихся ПТУ , 13,7 % школьников , менее 6,6 % студентов испытывают тягу к
учебному материалу , несущему экологическую информацию, или , на худой конец, хотя
бы вынуждены осваивать его ? Не потому ли , что во многих учебных заведениях явно
недостаёт такого материала , или же преподносится он так , что не может пробудить
интерес учащихся.
Острую тревогу вызывает то , что только седьмое место занял мотив, порождаемый
профессиональными запросами реальной или будущей деятельности. Всего лишь 7,4 %
опрошенных выбрали вариант ответа : «Экологические знания требуются по роду
производственной деятельности».
Эти цифры – наглядное свидетельство того, сколь слабо ещё экологизирована , то
есть сопряжена с задачами охраны природы ; рационального использования её ресурсов ;
профессиональная деятельность учащихся.
Экологизация современного познания,
обусловленная общественными
потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую
ориентацию. Научное знание лежит в основе образования . в том числе и экологичес
кого.Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в
области окружающей среды и программы экологического всеобуча , разрабатываемые в
нашей стране.
В ходе учебного процесса и подготовки учащихся к выбору профессии необходимо :
1. Усиление экологомировоззренческой нагруженности образования , и прежде всего
более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы;
2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии, формирование
межпредметных связей , выявленных в ходе развития междисциплинарных
исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды ;
3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии,
которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания,
как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических
исследований ;
4. Включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в
области окружающей среды , которые связаны с регионально – отраслевой
специализацией.
Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс
образования ,но и объединять все те знания , которые усваивает молодёжь, сквозной
идеей о единстве общества и природы.