Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
математика
5 кл
05.06.2018
Данное пособие предназначено для учителей математики, работающих в 5-х классов общеобразовательных учреждений. Главная цель – помочь в подготовке и проведении уроков по данному разделу. В работе представлен один из возможных вариантов тематического планирования по комбинаторике и логике. Тематическое планирование представлено в виде блоков и развёрнутого поурочного планирования.
элементы комбинаторики.doc
Элементы комбинаторики,
логики и теории вероятностей
в 5ом классе
Разработала учитель
математики
Чугунова Любовь Михайловна Предисловие
Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического
образования состоит во включении в школьные программы элементов
статистики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют
вероятностностатистические знания в общеобразовательной подготовке
современного человека.
Без минимально вероятностностатистической
грамотности трудно адекватно воспринимать социальную, политическую,
экономическую информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.
Современная физика,
весь комплекс социально
биология,
химия,
экономических наук построены и развиваются на вероятностностатистической
базе, и без соответствующей подготовки невозможно полноценное изучение этих
дисциплин уже в средней школе.
Изучение материала сквозной программы «Элементы логики, статистики.
Комбинаторика и теория вероятностей обязательно с 2006/2007 учебного года.
Данное пособие предназначено для учителей математики, работающих в 5
х классов общеобразовательных учреждений. Главная цель – помочь в
подготовке и проведении уроков по данному разделу.
В 5ом классе на изучение элементов комбинаторики, теории множеств и
теории вероятностей отводится 10 часов.
В работе представлен один из возможных вариантов тематического
планирования. Даны разработки всех десяти уроков с подробным решением
предлагаемых задач, контролирующим материалом.
При подготовке конспектов уроков использованы исторический материал
по данным вопросам, дидактические игры, тестовые задания. Предлагается
список литературы по комбинаторике и теории вероятностей. Тематическое планирование
Блок: «Перебор возможных вариантов», 4 часа.
Основные цели:
Сформировать первоначальные навыки решения
комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
В результате изучения данного блока учащиеся должны:
знать: о дереве вариантов как средстве организации полного перебора, о
неоднозначности выбора структуры дерева;
понимать:
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира,
правило произведения в комбинаторике;
уметь:
оценивать логическую правильность рассуждений,
использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для
опровержения утверждений,
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора
возможных вариантов и с использованием правила умножения.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
распознания логически некорректных рассуждений,
решения учебных и практических задач, требующих систематического
перебора вариантов.
Блок: «Случайные события», 2 часа
Основные цели: Сформировать на интуитивном уровне начальные
вероятностные представления.
В результате изучения данного блока учащиеся должны:
знать: термины теории вероятности, такие как случайные, достоверные,
невозможные, равновероятные события, а также их связь с известными из
повседневной жизни словами «часто», «редко», «всегда», «никогда»,
определяющие частоту наступления события;
понимать:
что вероятность наступления некоторых событий изменяется в
зависимости от условий, в которых они рассматриваются;
важность умения оценивать вероятность наступления события при
принятии обоснованного; уметь:
находить частоту события, используя собственные наблюдения и
готовые статистические данные;
в простейших случаях находить вероятности случайных событий.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
сравнения шансов наступления случайных событий,
оценки вероятности случайного события в практических ситуациях,
сопоставления модели с реальной ситуацией.
Блок: «Множества и комбинаторика», 4 часа.
Основные цели: Сформировать на интуитивном уровне начальные понятия
о множестве, решение простейших задач с помощью диаграмм Эйлера.
В результате изучения данного блока учащиеся должны:
знать: понятия множества, элемент множества, подмножество;
понимать: важность умения решения задач при помощи диаграмм
Эйлера;
уметь: находить объединение и пересечение множеств, решать задачи при
помощи диаграмм Эйлера;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
распознания
рассуждений
решения практических задач в повседневной и профессиональной
деятельности.
некорректных
логически а
т
а
Д
в Тема
учебного
занятия
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
Тип урока
Форма проведения
занятия
Методы
обучения
Форма
контроля
я
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
й
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
с
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
ь
т
с
о
н
д
я
л
г
а
Н
й
ы
н
ь
л
е
т
а
в
о
з
а
р
б
О
т
к
у
д
о
р
п
4 ч Перебор
возможных
вариантов
2 ч Комбинатор
ные задачи
1.Урок
ознакомления с
новым материалом.
Урок – практикум
(установочный)
2. Урок закрепления
изученного.
Урок–практикум
(обобщающий)
Частично
поисковый
Репродуктивный
Исследование
ситуаций,
решение задач,
работа со
словариком
математических
терминов
Обучающая
самостоятельная
работа
Учебник
Самоконтроль,
взаимоконтроль
Учебник
Самоконтроль,
внешний
Схемы решения
задач с
использованием
правил суммы и
произведения
я
и
ц
к
е
р
р
о
к
,
е
и
н
а
ч
е
м
и
р
П
я
а
н
ь
л
е
т
и
н
л
о
п
о
Д
а
р
у
т
а
р
е
т
и
л
(1)
(4)
(5)
(6)
(1)
(5)
(6) 2 ч Дерево
возможных
вариантов
1.Урок
ознакомления с
новым материалом
Частично
поисковый
2. Урок закрепления
изученного.
Урок –практикум
(обобщающий)
Репродуктивный
2 ч Случайные
события
Исследование
ситуаций,
составление
алгоритма
решения задач,
Проверочная
работа
Учебник
Самоконтроль,
внешний
Самоконтроль,
внешний
Карточки,
учебник
Алгоритм
решения задач,
составление
дерева вариантов
Составление
дерева вариантов
1 ч Возможные и
невозможные
события
Урок ознакомления
с новым материалом
Урокпрактикум
Объяснительно
иллюстративный
Работа со
словариком
математических
терминов
Учебник
Самоконтроль
Тезисы
Комбинированный
урокпрактикум
Репродуктивный Проверочный
тест
Учебник
Самоконтроль,
внешний
1 ч Достоверные
невозможные
и случайные
события
3 ч Множества и
комбинатори
ка
1 ч Множество.
Элемент
множества,
подмножесто
Урок ознакомления
с новым материалом
Урокпрактикум
(установочный)
Объяснительно
иллюстративный
Исследование
ситуаций, работа
со словариком
математических
терминов
Исследование
ситуаций.
Кодированные
Учебник
Самоконтроль
Тезисы
Учебник
Самоконтроль
Схемы, тезисы
2 ч Объединение
и
пересечение
1. Урок
ознакомления с
новым материалом.
Частично
поисковый
(1)
(4)
(5)
(6)
(1)
(5)
(7)
(1)
(4)
(5)
(1)
(4)
(1)
(4) упражнения
Репродуктивный
Карточки
Учебник
Взаимоконтрол
ь, внешний
Репродуктивный Решение задач,
дидактическая
игра
Карточки Самоконтроль,
взаимоконтроль
, внешний
(1)
(5)
Урокпрактикум
(установочный)
2. Урок применения
знаний, умений.
Урокпрактикум
(обобщающий)
Урок обобщения и
систематизации
знаний
множеств.
Диаграммы
Эйлера.
1 ч Повторитель
но
обобщающий
урок по теме:
«Элементы
комбинатори
ки, логики и
теории в 5ом
кл.» Литература
1. Бунимович Е.А., Булычев В.А.Вероятность и статистика 59 кл.: Пособие
для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2002.
2. Мухаметзянова Ф.С. Конструирование современного урока математики,
1997.
3.
Мухаметзянова Ф.С. и др. В помощь учителю, работающему по
базисному учебному плану: Сборник вариативных спецкурсов 511 кл.
Вып.2, часть 2, Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего
образования по математике /Автор Мухаметзянова Ф.С.; Под ред. Г.Ф.
Есенковой, В.В. Зарубиной. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004.
5. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей, 79
классы /Автор В.Н. Студенецкая, Волгоград: Учитель, 2005.
6. Энциклопедический словарь юного математика /сост. А.П. Савин.
Москва: Педагогика, 1989.
7. Каминская Е.В. Кружок по комбинаторике в 56 классах –
ж. «Математика в школе», 1993, №2.
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Элементы комбинаторики, логики и теории вероятностей в 5-ом классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.