Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.
1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная оценка, а как стимулятор.
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Основными элементами педагогической технологии являются
педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное
воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического
воздействия общение выполняют три функции.
1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать
ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в
результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не
завышенная оценка, а как стимулятор.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого
качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит “установить
степень, уровень, качество чегонибудь”. Учитывая такой подход к
педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог
формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой
отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем
беседы или урок.
Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне
ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по
освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесссамостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и
неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно
относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его
развития.
ФОРМЫ
Поощрения
Наказания
Одобрение
Похвала
Неодобрение
Замечание
Аргументированное поощрение Аргументированное неодобрение
Материальная форма
Лишение удовольствия (кроме
естественных потребностей)
При высоком уровне самосознания
Благодарность
Выговор
Присвоение звания
Исключение из коллектива
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе
воспитания социальнокультурной нормы отношения и поведения .
Отношения человека имеют субъективно свободную природу и
вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного
опыта. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формированиеценностных отношений позиций ребенка. Для этого необходимо представлять
себе соотношение между безусловными нормами и правилами.
Реализация требования, доступного в данный момент развития ребенка,
предусматривает и учет его психического состояния. Психика школьника
очень подвижна: настроение у детей может меняться очень часто.
Эффектность педагогического требования возрастает, если учитель
постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его
обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам,
позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на высоком уровне
культуры. Не следует пренебрегать обращениями к учащимся “Вы”,
“Пожалуйста” и т.д. Информативное речевое и демонстрационное
воздействие имеет свои закономерности, учет которых обеспечивает педагогу
возможность более тонкого прикосновения в работе с детьми.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в
двух понятиях – “наглядный” и “демонстрационный” материал.
Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно
воспринимается человеком. Наглядный материал должен обладать такими
характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Принцип
наглядности, как основной принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую
роль в учебном процессе отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные
закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил
информативного демонстрационного воздействия.1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост
и понятен.
2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный
или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально
возможное количество органов чувств.
3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в
сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление
предмета объяснения
4) Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с
соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную
емкость. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать
в правой верхней половине формы.
5) Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы
прямоугольником, овалом.
6) Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы
производимая запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение
букв повышает убедительность.
7) Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры)
облегчает восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.