Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Оценка 4.6

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Оценка 4.6
Семинары
docx
экология
Детсад
02.09.2017
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста
В данной статье раскрыто понятие ТРИЗ-технологии, особенности использования данной технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста. Авторы считают, что совместная деятельность с применением элементов ТРИЗ снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышление, воображение, а так же, ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Татаренко, ТРИЗ_.docx
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста Татаренко Татьяна Николаевна   неоценимое   богатство   для нравственного,   речевого   и   интеллектуального   развития   ребенка.   Природа Природа   –   богатейшая   кладовая, привлекает   малышей   своей   красочностью,   динамичностью,   многообразием развивает любознательность, вызывает массу радостных переживаний. Экологическое   воспитание   детей   старшего   дошкольного   возраста расширяет   их   представления   о   природе,   знакомит   с   многообразием   родной природы, формирует представления о том, что человек — часть природы и что он   должен   беречь,   охранять   и   защищать   ее,   учит   устанавливать   причинно­ следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей), показывает детям взаимодействие неживой и живой природы.1 Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста носит эмоционально­действенный   характер   и   выражается   в   форме   познавательного интереса, практической готовности созидать.  Организация и проведение наряду   экспериментированием, с   традиционными   формами:   наблюдением, деятельностью в уголке природе, экскурсиями, использование занимательных с использованием   методов   теории   решения   изобретательских   задач   (ТРИЗ)   и развитие   творческого   воображения   (РТВ)   дает   возможность   превращать изучение   любой   темы   в   увлекательное   «мыслительное   конструирование», снимать психологическую инерцию. Целью использования данной технологии в ДОУ   является   развитие   у   воспитанников,   с   одной   стороны,   таких   качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит   посредством   сказочных,   бытовых   и   игровых   ситуаций   (дети усваивают   общественно   выработанные   средства   и   способы   умственной 1 Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников "Наш дом ­ природа". деятельности,  получают   новые   знания,  проявляют   собственную   инициативу   и активность в решении поставленных задач).  В совместной деятельности с детьми используем игры, ситуации по развитию творческого   воображения.     Данная   теория   дала   новые   подходы   к   подаче материала   по   экологии,   возможность,   приучать   детей   не   следовать   готовым штампам, образцам, а учить искать свои собственные решения, получать знания не   пассивно,   развивать   в   них   самостоятельность   мышления,   познавательные интересы.  Обязательным   условием   деятельности   с   применением   элементов   ТРИЗ является   естественность   обстановки,   которая   снимает   чувство   скованности, преодолевает  застенчивость. Если дети  видят  розыгрыш, они сразу  начинают шалить,   подыгрывать,   в   процессе   постепенно   развивается   фантазия,   логика мышления, воображение. ТРИЗ   дает   возможность   детям   проявить   свою   индивидуальность,   учит нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения   противоречия   является   изобретение.   Этому   дети   учатся   в   играх «Наоборот»,   «Хорошо   ­   плохо»,   «Письмо   SOS»   с  которыми   детей   знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. Следующий   этап   ТРИЗ   –технологии   –   это   решение   сказочных   задач   и придумывание   новых   сказок   с   помощью   специальных   методов.   Этот   метод заключается   в   том,   что   привычные   объекты   начинают   обладать   необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, коммуникативную, продуктивную.  Грамотное   применение   многообразия   методов   и   приемов   ТРИЗ   и   РТВ позволяет   заинтересовать   детей,   вызывает   желание   быть   исследователем природы.   Они   представляют   собой   систему   творческих   заданий.   В   основе каждого   задания   лежит   цепочка   мыслительных   операций,   решающая определенную   дидактическую   задачу.   Творческие   задания   не   требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности   с   детьми.   Творческие   задания   –   это   веселая   игра   и   серьезная   дающие   сильную   эмоциональную   реакцию, интеллектуальная   работа, оставляющую   след   на   всю   жизнь.   Имеется   в   виду   получение   сильного необычного   впечатления   от   самостоятельно   созданной   загадки,   сказки   или рассказа.   Удивление   и   радость,   испытанные   при   этом,   пробуждают любознательность   ребенка,   а   внимание   дошкольника   всегда   там,   где   ему интересно. Педагоги используют следующие методы и приемы ТРИЗ­технологии: Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по размеру, цвету, форме, запаху, функциям и др.), «Узнай по форме лист»;   используются   схемы,   модели,   символические   рисунки,   созданные совместно с детьми. Например, игра РТВ "На что похоже яйцо?" (по форме, размеру, по структуре и др.). Логическая цепочка по картинкам либо символам "Развитие яйца" в процессе рассказывания сказки "Курочка Ряба". Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются ….?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д.)…»  Метод мозгового штурма  – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда   пожар   пришел?»,   «Как   помочь   сломанному   деревцу?»,   «Кто   съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов 2. Метод   морфологического   анализа  –   с   помощью   таблиц   или   кругов   Луллия помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычное животное" (по картинкам, по признакам), Игры с кругами Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят дикие животные». Системный   оператор  или   «Волшебный   экран»,   который   учит   дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Системный оператор "Откуда книга к нам пришла?", «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части­целое», «Посадка лука», «Развитие утки», «Как добыть морковный сок?».  Метод маленьких человечков  – моделирование агрегатных состояний веществ, используется   для   демонстрации   свойств   и   результатов   опытов   со   льдом, сахаром, песком и водой 3.    Таким   образом   у   воспитанников   формируется   определенная   система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, понимание необходимости разумного потребления.  Список литературы:  1.  Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. ­ 2006. ­ № 1. ­ С.48­52. 2.   Гин   С.И.   Занятия   по   ТРИЗ   в   детском   саду:   пособие   для   педагогов дошкольных учреждений М.: 2008.  3.   Корзун   А.В.   Веселая   дидактика:   элементы   ТРИЗ,   РТВ   в   работе   с дошкольниками: Пособие для педагогов дошкольных учреждений­ 2­е изд.­ Мн.: Университетское, 2001.   4.  Николаева,   С.Н.   Экологическое   воспитание   в   рамках   Федерального государственного   образовательного   стандарта   дошкольного   образования   // Дошкольное воспитание. – 2014. ­ № 5. – С. 14­18. 5. Рыжова Н. "Наш дом ­ природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26­34.  2 Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ РТВ в работе с дошкольниками.  3 Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании  дошкольников старшего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017