Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Оценка 4.6
Семинары
docx
экология
Детсад
02.09.2017
В данной статье раскрыто понятие ТРИЗ-технологии, особенности использования данной технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста.
Авторы считают, что совместная деятельность с применением элементов ТРИЗ снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышление, воображение, а так же, ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Татаренко, ТРИЗ_.docx
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании
дошкольников старшего возраста
Татаренко Татьяна Николаевна
неоценимое богатство для
нравственного, речевого и интеллектуального развития ребенка. Природа
Природа – богатейшая кладовая,
привлекает малышей своей красочностью, динамичностью, многообразием
развивает любознательность, вызывает массу радостных переживаний.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
расширяет их представления о природе, знакомит с многообразием родной
природы, формирует представления о том, что человек — часть природы и что
он должен беречь, охранять и защищать ее, учит устанавливать причинно
следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность —
труд людей), показывает детям взаимодействие неживой и живой природы.1
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста носит
эмоциональнодейственный характер и выражается в форме познавательного
интереса, практической готовности созидать. Организация и проведение наряду
экспериментированием,
с традиционными формами:
наблюдением,
деятельностью в уголке природе, экскурсиями, использование занимательных с
использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и
развитие творческого воображения (РТВ) дает возможность превращать
изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование»,
снимать психологическую инерцию. Целью использования данной технологии в
ДОУ является развитие у воспитанников, с одной стороны, таких качеств
мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой –
поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте
происходит посредством сказочных, бытовых и игровых ситуаций (дети
усваивают общественно выработанные средства и способы умственной
1 Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников "Наш дом природа". деятельности, получают новые знания, проявляют собственную инициативу и
активность в решении поставленных задач).
В совместной деятельности с детьми используем игры, ситуации по развитию
творческого воображения. Данная теория дала новые подходы к подаче
материала по экологии, возможность, приучать детей не следовать готовым
штампам, образцам, а учить искать свои собственные решения, получать знания
не пассивно, развивать в них самостоятельность мышления, познавательные
интересы.
Обязательным условием деятельности с применением элементов ТРИЗ
является естественность обстановки, которая снимает чувство скованности,
преодолевает застенчивость. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают
шалить, подыгрывать, в процессе постепенно развивается фантазия, логика
мышления, воображение.
ТРИЗ дает возможность детям проявить свою индивидуальность, учит
нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и
разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому
мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и
сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?».
Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее
перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет.
Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды.
Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода.
Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Развитое мышление
предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом
решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх
«Наоборот», «Хорошо плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит
Гном из волшебной страны ТРИЗ.
Следующий этап ТРИЗ –технологии – это решение сказочных задач и
придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными
свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности
– игровую, коммуникативную, продуктивную.
Грамотное применение многообразия методов и приемов ТРИЗ и РТВ
позволяет заинтересовать детей, вызывает желание быть исследователем
природы. Они представляют собой систему творческих заданий. В основе
каждого задания лежит цепочка мыслительных операций, решающая
определенную дидактическую задачу. Творческие задания не требуют
специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной
деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная
дающие сильную эмоциональную реакцию,
интеллектуальная работа,
оставляющую след на всю жизнь. Имеется в виду получение сильного
необычного впечатления от самостоятельно созданной загадки, сказки или
рассказа. Удивление и радость, испытанные при этом, пробуждают
любознательность ребенка, а внимание дошкольника всегда там, где ему
интересно.
Педагоги используют следующие методы и приемы ТРИЗтехнологии:
Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что
похоже? (по размеру, цвету, форме, запаху, функциям и др.), «Узнай по форме
лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные
совместно с детьми. Например, игра РТВ "На что похоже яйцо?" (по форме,
размеру, по структуре и др.). Логическая цепочка по картинкам либо символам
"Развитие яйца" в процессе рассказывания сказки "Курочка Ряба".
Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются ….?», «Что было бы, если….»,
«Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д.)…»
Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики:
«Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел
белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием
опорных картинок, альбомов, фильмов 2. Метод морфологического анализа – с помощью таблиц или кругов Луллия
помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит
создавать новые. Например, игра "Составь необычное животное" (по картинкам,
по признакам), Игры с кругами Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу
приносят дикие животные».
Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника
закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать.
Системный оператор "Откуда книга к нам пришла?", «Что сначала, что потом?»,
«Дерево во все времена года», «Частицелое», «Посадка лука», «Развитие утки»,
«Как добыть морковный сок?».
Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ,
используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом,
сахаром, песком и водой 3.
Таким образом у воспитанников формируется определенная система
ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей
жизни, своего здоровья от ее состояния, понимание необходимости разумного
потребления.
Список литературы:
1. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов
ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. 2006. № 1. С.4852.
2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов
дошкольных учреждений М.: 2008.
3. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ, РТВ в работе с
дошкольниками: Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2е изд. Мн.:
Университетское, 2001.
4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования //
Дошкольное воспитание. – 2014. № 5. – С. 1418. 5. Рыжова Н. "Наш дом природа". Программа экологического воспитания
дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 2634.
2 Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ РТВ в работе с дошкольниками.
3
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.