ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Оценка 4.6
Занимательные материалы +4
doc
биология
6 кл—8 кл
26.03.2017
Биологическое образование-является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие обучающихся. В целях решения стоящих перед человечеством экологических проблем, в формировании ответственного отношения к окружающей среде, культуры мышления и поведения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, а также способствовать развитию памяти, наблюдательности, познавательного интереса, творческих способностей, теоретического мышления, стремления к самообразованию и применению знаний биологии на практике. Для того, чтобы биологическое образование стало эффективным, необходимо в учебном процессе использовать различные методы обучения. Более действенным методом можно считать – наглядный метод обучения. При котором обучающиеся смогут наглядно рассмотреть и освоить дополнительные дидактические материалы. Взаимодействие школьников и студентов с природой можно организовать как в естественных, так и в «искусственных» условиях. К формам организации взаимодействия в «искусственных» условиях можно отнести – экскурсии в музее, где искусственно созданы природные ландшафты с их обитателями. Конечно, музей не может заменить те ощущения, эмоции, которое вызывает пребывание в природе. Но преимущество музея в том, что можно рассмотреть животных с близкого расстояния, что практически невозможно в природепреимущество музея в том, что можно рассмотреть животных с близкого расстояния, что практически невозможно в природе
динара б-12.doc
УДК 37.013
ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЕ АркГПИ – КАК ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.
Жанатауова Динара Максутовна
Аркалыкский государственный педагогический институт им.Ы.Алтынсарина.
Биологическое образованиеявляется одним из компонентов подготовки
подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами
оно обеспечивает всестороннее развитие обучающихся. В целях решения стоящих перед
человечеством экологических проблем, в формировании ответственного отношения к
окружающей среде, культуры мышления и поведения, здорового образа жизни,
гигиенических норм и правил, а также способствовать развитию памяти,
наблюдательности, познавательного интереса, творческих способностей, теоретического
мышления, стремления к самообразованию и применению знаний биологии на практике.
Для того, чтобы биологическое образование стало эффективным, необходимо в учебном
процессе использовать различные методы обучения. Более действенным методом
можно считать – наглядный метод обучения. При котором обучающиеся смогут
наглядно рассмотреть и освоить дополнительные дидактические материалы.
Взаимодействие школьников и студентов с природой можно организовать как в
естественных, так и в «искусственных» условиях. К формам организации
взаимодействия в «искусственных» условиях можно отнести – экскурсии в музее, где
искусственно созданы природные ландшафты с их обитателями. Конечно, музей не
может заменить те ощущения, эмоции, которое вызывает пребывание в природе. Но
преимущество музея в том, что можно рассмотреть животных с близкого расстояния,
что практически невозможно в природе[1].
Музей Аркалыкского государственного педагогического института, который
определен, как учебномузейный комплекс, позволяет в доступной интересной форме
вести образовательную и воспитательную работу со студентами и школьниками по
биологии, географии и истории. Огромный обучающий материал распределен по
тематическим разделам.
В зоологическом разделе музея АркГПИ представлены ландшафтные зоны,
которые характерны для области: степь, водоём, сосновый бор, пойма, разнообразие
фауны, виды отряда чешуекрылых, коллекция моллюсков, коллекция насекомых.
Животные представлены в характерных для них позах, показаны эпизоды из их жизни.
Созданные панорамные ландшафты удобны для обозрения, благодаря чему
институтский музей является важным звеном учебного процесса и хранилищем ценной
научной информации. Животный мир степи разнообразен, в экспозиции представлены
лисица, барсук, корсак, степной сурок Байбак, а также птицы – степная лунь, серая
куропатка, перепел, пустельга, шилохвость, широконоска, тетеревятники, журавль
красавка,богат и разнообразен животный мир водоёмов. В экспозиции представлено
многообразие пернатых населяющих озёра и речные протоки – белолобый гусь, кряква, баклан, чернеть, поганка Чомга, нырок, серебристая чайка, чирки, выпь, чибис, болотная
сова, ходулочник, травник, а так же Ондатра. Из крупных водоплавающих в экспозиции
представлены пеликан кудрявый, лебедь–шипун и колпица.Поистине уникальным
местом среди казахстанской степи являются участки соснового бора. Он является
местом обитания большого количества птиц и млекопитающих. Здесь можно встретить
белку–телеутку. В бору любят селится тетерев и фазан. Из хищников здесь можно
встретить горностая и хорька. Ярким представителем хищных птиц является филин.В
центре зоологического раздела музея представлена коллекция морских моллюсков,
звезд и кораллов. Коллекция раковин моллюсков представляет собой их большое
разнообразие по форме и размерам, которые колеблются от нескольких мм и могут
достигать 1 метра и более. Данная коллекция является начальным этапом в сборе более
обширной коллекции. Насекомые–Insecta–представляют собой самый многочисленный
класс из всего животного мира нашей планеты.В экспозиции музея представлена
коллекция жесткокрылых насчитывающая более ста видов жуков. Яркими
представителями являются жукголиаф Goliathusmeleagris, жукгеркулес
Dynasteshercules, жукносорог Chaleosomaatlas. Одним из крупнейших жуков в мире
является представленный в коллециижукслон Megasomaelephas. Из всех насекомых
бабочки пользуются наибольшей известностью. Вряд ли найдется на свете человек,
который не восхищался бы ими так же, как восхищаются красивыми цветами. Недаром в
древнем Риме верили в то, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.
Бабочки второй по количеству видов отряд насекомых после жуков. На сегодняшний
день описано около 160 тысяч видов бабочек обитающих на земле. В экспозиции музея
представлена коллекция насчитывающая более 300 видов бабочек,200 из которых
являются тропическими. У вас появляется прекрасная возможность познакомится с
самыми красивыми и знаменитыми бабочками мира. Они поражают своей красотой и
великолепием[2].
Палеонтологический раздел музея знакомит с этапами формирования жизни на
Земле. Здесь в хронологической последовательности представлены вымершие
организмы, отпечатки растительности и окаменелости. Палеозойская эра считается эрой
начала жизни. Это время бурного развития органического мира Земли. Одними из
первых живых существ были водные беспозвоночные животные, которые обитали на дне
морей, прибрежных отмелей. В экспозиции наглядно представлены окаменелости
девонского периода, возраст которых составляет более 500 млн. лет. Особенно ярко в
экспозиции представлен мир животных ледникового периода. В экспозиции
экспонируется профильная реконструкция скелета первобытного бизона, который
обитал на территории Казахстана 249 тысяч лет назад. Его высота в холке достигала 2
метров, вес от 800 до 1200 кг, размах рогов составлял 6090 см и более. Это был
крупный бык, хорошо приспособленный к жизни в открытых ландшафтах. Данная
профильная реконструкция первобытного бизона является единственной в
Казахстане[3].
Экспозиция музея естественной истории оформлена с применением
современного дизайна. Экспонаты этого музея являются прекрасной возможностью
узнать подробнее о естественных красотах нашей страны, а так же особенности местной
природы. Коллекции постоянно пополняются и обновляются, в музее проводятся
занятия со студентами. Музей дает возможность прикоснуться к бесконечному
многообразию и великолепию живой природы, удивиться, восхититься и проникнуться к ней любовью. Одна из основных функций музея АркГПИ – способствовать воспитанию
познавательноэстетического отношения к природе, оказывать помощь фондовыми
материалами в учебном процессе студентов биологического и других факультетов;
проведение учебной работы с учащимися средних школ, углубление знаний студентов и
учащихся, полученных при изучении теоретического курса зоологии и основ экологии,
воспитание у студентов и школьников бережного отношения к природе родного края.
Экспозиции зоологического раздела вызывают зрелищное и яркое восприятие
окружающего мира, и поэтому он мало кого оставляет равнодушными. Во время
экскурсий, при знакомстве с какимлибо животным посетители спешат поделиться
впечатлениями. Несмотря на то, что в данный момент очень много телевизионных
передач о живой природе многие не знают обитателей именно нашей (Кустанайской)
области. А зоологический раздел музея дает возможность оценить и восхититься
своеобразием и неповторимостью природы нашего края, понять необходимость его
сохранения. Зоологические экскурсииинформационно богатая форма изучения
объектов природы. Знания, полученные во время экскурсии наиболее полно
удерживаются в памяти учащегося, «Мало увидеть – нужно уметь смотреть»
М.Н.Скаткин. Практически все экскурсии должны носить комплексный характер,
последовательно раскрывая взаимосвязь в системе человекприродаобщество.
Наблюдая живописные уголки природы, показанные в панорамных витринах, и
обитателей различных ландшафтных зон учащиеся учатся понимать красоту: у них
развивается любовь к природе «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях
призвание, если не открываем молодежи глаза на красоты окружающего мира»
Н.П.Анучин[4].
Эстетическое воспитание посетителей музея – одна из важнейших задач
экскурсии В соответствии со школьной программой, учащиеся знакомятся с рядом
красивых форм, но не все учителя фиксируют их внимание на красоте животных. На
уроке изучаются детали морфологии, физиологии, экологии, филогении и
практического использования мира животных. Но красота природы не становится
предметом специального внимания учащихся и студентов. А животный мир нужно
стремиться показать ни как источник существования людей и как причину различных
стихийных бедствий и болезней. Нужно показывать его как источник наслаждения
красотой. От умения наслаждаться природой жизнь детей станет ярче, полнее; они
будут сильнее любить и больше ценить свою родную землю[5].
Таким образом, биомузей уникальный в своем роде, гордость республики,
призванный нести высокую образовательную и воспитательную функцию, эффективно
справляется с возложенной на него учебновоспитательной, просветительной, научно
исследовательской миссией. Экскурсии проводятся на казахском и русском языках.
Посещение музея всегда оставляет неизгладимый след у школьников и учителей, у
преподавателей и научных сотрудников, у делегаций разного уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1.В.Н.Алиясова. О роли музея природы в экологическом образовании и формировании
экологической культуры.//
2.В. Алиясова. Ж. Шаймарданов. Аркалыкский Государственный Педагогический
Институт. Путеводитель «музей естественной истории» С.634 3.О.Б.Гатилова. Зоологические экскурсии в музее КемГУ как элемент экологического
образования. // «Музей и наука», 2002. С.178183.
4.Б.Ислям. Павлодарский историкокраеведческий музей: научная методика и ее
разработка. // Музеи Казахстана, № 2 (3), 2003. С. 5758.
5.Н.В.Скалон, Г.В.Ефремова. Проблемы и перспективы развития эколого
зоологического отдела музея Кемеровского университета. // «Музей и наука», 2002.
С.188192.
Фамилия: Жанатауова
Имя: Динара
Отчество: Максутовна
Студент: 1 курс.
Специальность: 5В011300 «Биология»
Научный руководитель: Жылгельдина Макпал Акылбековна.
Секция: 4.Естественные науки.
mail:Dinara_Zhanatauova@mail.ru
тел:+77751902676
Аркалыкский государственный педагогический институт им. Ы.Алтынсарина,
г.Аркалык, Республика Казахстан Ауелбекова 17.
ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.