Эмоциональная регуляция деятельности Понятие эмоций

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос- нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от- разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос- редственном положительном или отрицательном значении различных явле- ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор- мозят наши действия.
Иконка файла материала Эмоциональная регуляция деятельности.doc
Эмоциональная регуляция деятельности                            Понятие эмоций    Эмоции ­ психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос­ нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.    Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.  Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе  эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от­ разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос­ редственном положительном или отрицательном значении различных явле­ ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор­ мозят наши действия.    Эмоция ­ это общая, генерализованная реакция организма на жизненно  значимые воздействия (от лат. "emoveo" ­ волную).    Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через со­ ответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех  психических процессов.    Особенностью эмоций является их интегрированность ­ возникая при  соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор­ ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный  стереотипный поведенческий акт.    Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции ­ это эволю­ ционно­обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.    "Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно  приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя  форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси­ тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным  состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменате­ лю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное  воздействие".    Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определен­ ной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые  свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они  сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством  предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и  явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи  с актуализированными потребностями.    Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны ­ они или положи­ тельные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют,  либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к  стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций  определяются общим законом психического развития человека ­ высшие об­ разования, высшие психические функции, формируясь на основе низших  функций, перестраивают их. Эмоционально­оценочная деятельность челове­ ка неразрывно связана с его понятийно­оценочной сферой. И эта сфера  сама влияет на эмоциональное состояние человека.    Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны,  побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим  эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирую­ щим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все­ возможные влечения.    Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу  получают эмоционально­импульсивные действия. Эти действия не имеют  сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются созна­ нием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия  (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).    Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по­ ведения: при дефиците информации для сознательного построения дейст­ вий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это  не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеютэмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной осно­ ве.    В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический по­ тенциал и усиливают то направление действия, результативность которого  наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це­ лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности челове­ ка.    Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потреб­ ностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится  к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезоргани­ зует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональ­ ных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям  личности.    Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях  побуждением к действию, фактором мотивации.    Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно­рефлекторной де­ ятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмо­ ции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно челове­ ческие эмоции ­ чувства.    Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребнос­ тей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и  т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи,  т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или  иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны­ ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прек­ расное", "безобразное" и т.д.),    Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со вто­ рой сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут  быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются  свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).