Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос-
нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.
Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе
эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от-
разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос-
редственном положительном или отрицательном значении различных явле-
ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор-
мозят наши действия.
Эмоциональная регуляция деятельности
Понятие эмоций
Эмоции психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос
нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.
Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе
эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от
разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос
редственном положительном или отрицательном значении различных явле
ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор
мозят наши действия.
Эмоция это общая, генерализованная реакция организма на жизненно
значимые воздействия (от лат. "emoveo" волную).
Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через со
ответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех
психических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность возникая при
соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор
ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный
стереотипный поведенческий акт.
Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции это эволю
ционнообобщенные способы поведения в типичных ситуациях.
"Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно
приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя
форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси
тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным
состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменате
лю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное
воздействие".
Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определен
ной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые
свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они
сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством
предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и
явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи
с актуализированными потребностями.
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны они или положи
тельные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют,
либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к
стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций
определяются общим законом психического развития человека высшие об
разования, высшие психические функции, формируясь на основе низших
функций, перестраивают их. Эмоциональнооценочная деятельность челове
ка неразрывно связана с его понятийнооценочной сферой. И эта сфера
сама влияет на эмоциональное состояние человека.
Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны,
побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим
эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирую
щим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все
возможные влечения.
Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу
получают эмоциональноимпульсивные действия. Эти действия не имеют
сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются созна
нием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия
(например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).
Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по
ведения: при дефиците информации для сознательного построения дейст
вий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это
не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеютэмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной осно
ве.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический по
тенциал и усиливают то направление действия, результативность которого
наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це
лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности челове
ка.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потреб
ностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится
к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезоргани
зует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональ
ных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям
личности.
Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях
побуждением к действию, фактором мотивации.
Различаются низшие эмоции, связанные с безусловнорефлекторной де
ятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмо
ции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно челове
ческие эмоции чувства.
Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребнос
тей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и
т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи,
т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или
иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны
ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прек
расное", "безобразное" и т.д.),
Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со вто
рой сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут
быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются
свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).