ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • docx
  • 12.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

 

 

Эмоциональное развитие дошкольников

через музыкальную деятельность

 

Только эмоции открывают в искусстве

действительный доступ к идее и образу.

 Л. С. Выготский

 

 Очень короткий отрезок в жизни человека - дошкольное детство, всего семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие вообще, и эмоциональное в том числе, идёт как никогда бурно и стремительно.

В художественно – эстетическом направлении ФГОС ДО одной из задач является эмоциональное развитие детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Я считаю, что музыкальная деятельность – одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, так как музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

 На первом месте в развитии эмоций стоит восприятие музыки. Именно в этом виде творчества музыка вызывает у детей различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.

В процессе восприятия музыки используются следующие виды уподобления музыке: вокальное, моторно-двигательное,мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое. Они варьируются и сочетаются друг с другом.

В музыкальный репертуар включаются произведения как классической, народной, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Для того чтобы ввести детей в мир эмоций, используются художественное слово, иллюстрации, декорации, световые эффекты. Применяются методы графического и цветового изображения характера пьесы.

Например, знакомство с творчеством А.Лядова проходит  в форме «Музыкальной гостиной», где дети на фоне музыки «Кикимора» слушают рассказ о ней, наблюдают (на мультимедийных слайдах, создаваемые  с помощью современных компьютерных технологий, которые помогают более полно раскрыть музыкальный образ), как загораются огоньки на каменных горах и блестит  хрустальная колыбелька. А в конце занятия можно предложить одной  группе детей изобразить   эмоции музыки в рисунке, а второй – цветными карточками. Дети знают, что цвет — это не просто оттенок на карточке, это характеристика музыкального произведения. Зная особенности каждого цвета, дети свободно формируют образ, передают определенные эмоции, ассоциации.

Красный – радость

Чёрный – страх

Зелёный – грусть

Синий – гнев

 

 

Огромное разнообразие эмоций испытывают и проявляют дети при исполнении разнохарактерных вокальных произведений: лирические песни, патриотические, игровые, потешки и дразнилки из детского фольклора. А чтобы научить детей исполнять песни более эмоционально, используются вокальные упражнения и фонопедические распевки, разработанные по методу В.Емельянова.  Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой.

Например:

«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны).

«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).

«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).

«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).

«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке).

«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение (танцы, игры, хороводы). Хороводы позволяют испытать различные эмоции.

Например, «Галя по садочку ходила»: 

Галя по садочку ходила, свой платочек там обронила.             - спокойствие

Обошла тут Галя садочек – ищет голубой свой платочек         - грусть

Не горюй, подруженька, Галя, мы платочек твой отыскали     - сопереживание

Под малиновым  кусточком,  под зелёненьким  листочком.

 

Во время исполнения хоровода дети переключают свои эмоции с грусти на сопереживание, а потом на радость.

        Музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции («Горелки»), от игр с переодеванием («Бабушкин сундук», «Рукавички»).

На развитие эмоциональной сферы детей влияют и Музыкально – дидактические игры. Для малышей доступна, например, игра «Солнышко и тучка»



Солнце, солнце веселилось, в небе солнышко резвилось.
Скачет солнце, пляшет, радость это значит.

Тучка, тучка рассердилась, в небе тучка заблудилась,

Злится тучка, плачет - грустно это значит.

 

 

 

 

 

Для детей старшего возраста, соответственно, подбираю игры с более сложным заданием.

 

 

 «Угадай настроение музыки»
Ход игры:
В игре учувствуют ведущий (ребенок или воспитатель) и игроки – все дети. 
Ведущий примеряет на себя маску - лицо, стоя к игрокам спиной и произносит текст.
«Маску на себя я примеряю, настроение мое отгадать вам предлагаю»

(поворачивается к игрокам)
Дети (игроки) отгадывают настроение.

 

 

Усложнение: показывают это настроение все вместе или каждый по желанию. 

 

       

 

С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах. Музицирование  доступно каждому, здесь не требуется особых вокальных и хореографических навыков. Конечно, можно просто рассмотреть инструмент, послушать его звучание, а можно  вместе с детьми озвучить сказки - шумелки, и придумать сказки о Музыкальной Стране, в которой живут музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свою эмоциональную окраску: барабан - шумный, иногда бывает сердитым, колокольчик – добрый, маракасы – озорные, а трещотки – настоящие болтушки. Все эти эпитеты сопровождаются не только звучанием инструмента, но и показом картинок с изображением эмоций и мимикой.

 

Например, сказка  «Добрая и сердитая мышка».

 

               

 

Одни дети озвучивают действия Мышки игрой на разных музыкальных инструментах, а другие - соответствующими картинками, или выкладывают музыкальную дорожку разноцветными нотками.

 

 

                  

         

 

 

 

 

 

 

Успех работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов дополнительного образования  (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда) Как вариант, можно создать проект по формированию эмоционально-чувственной культуры в форме музыкальной сказки «Путешествие  в Седьмое королевство».

Возможно, возникает вопрос: «Что это за Седьмое королевство?» Известно, что существует пять чувств восприятия окружающего мира,

обусловленные анатомически:

 

 

 

 

                         1 – обоняние

                         2 – осязание                                 

                         3 – слух

                         4 – зрение

                         5 – вкус

 

 

 

 

 

 

Шестое чувство – это интуиция. Ребёнок, как и взрослый человек, способен интуитивно чувствовать существующие или возможные ситуации.

И, наконец, седьмое чувство – эмоции.

 В  содержание сказки необходимо включить  разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети в роли артистов при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, диалогов, смогут продемонстрировать всё богатство знаний о мире эмоций и умение владеть средствами их выражения. А у  детей зрителей появится  возможность видеть и воспринимать эмоции.

Я считаю, что без чувств жить невозможно, нужно только уметь их найти.