ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оценка 4.8

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ  ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья.docx

 

 

Эмоциональное развитие дошкольников

через музыкальную деятельность

 

Только эмоции открывают в искусстве

действительный доступ к идее и образу.

 Л. С. Выготский

 

 Очень короткий отрезок в жизни человека - дошкольное детство, всего семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие вообще, и эмоциональное в том числе, идёт как никогда бурно и стремительно.

В художественно – эстетическом направлении ФГОС ДО одной из задач является эмоциональное развитие детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Я считаю, что музыкальная деятельность – одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, так как музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

 На первом месте в развитии эмоций стоит восприятие музыки. Именно в этом виде творчества музыка вызывает у детей различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль.

В процессе восприятия музыки используются следующие виды уподобления музыке: вокальное, моторно-двигательное,мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое. Они варьируются и сочетаются друг с другом.

В музыкальный репертуар включаются произведения как классической, народной, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Для того чтобы ввести детей в мир эмоций, используются художественное слово, иллюстрации, декорации, световые эффекты. Применяются методы графического и цветового изображения характера пьесы.

Например, знакомство с творчеством А.Лядова проходит  в форме «Музыкальной гостиной», где дети на фоне музыки «Кикимора» слушают рассказ о ней, наблюдают (на мультимедийных слайдах, создаваемые  с помощью современных компьютерных технологий, которые помогают более полно раскрыть музыкальный образ), как загораются огоньки на каменных горах и блестит  хрустальная колыбелька. А в конце занятия можно предложить одной  группе детей изобразить   эмоции музыки в рисунке, а второй – цветными карточками. Дети знают, что цвет — это не просто оттенок на карточке, это характеристика музыкального произведения. Зная особенности каждого цвета, дети свободно формируют образ, передают определенные эмоции, ассоциации.

Красный – радость

Чёрный – страх

Зелёный – грусть

Синий – гнев

 

 

Огромное разнообразие эмоций испытывают и проявляют дети при исполнении разнохарактерных вокальных произведений: лирические песни, патриотические, игровые, потешки и дразнилки из детского фольклора. А чтобы научить детей исполнять песни более эмоционально, используются вокальные упражнения и фонопедические распевки, разработанные по методу В.Емельянова.  Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой.

Например:

«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны).

«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).

«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).

«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).

«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке).

«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят – сверху опускаются вниз).

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение (танцы, игры, хороводы). Хороводы позволяют испытать различные эмоции.

Например, «Галя по садочку ходила»: 

Галя по садочку ходила, свой платочек там обронила.             - спокойствие

Обошла тут Галя садочек – ищет голубой свой платочек         - грусть

Не горюй, подруженька, Галя, мы платочек твой отыскали     - сопереживание

Под малиновым  кусточком,  под зелёненьким  листочком.

 

Во время исполнения хоровода дети переключают свои эмоции с грусти на сопереживание, а потом на радость.

        Музыкальные игры вызывают у детей оживление, хорошее настроение, радость от проявленной ловкости, быстроты реакции («Горелки»), от игр с переодеванием («Бабушкин сундук», «Рукавички»).

На развитие эмоциональной сферы детей влияют и Музыкально – дидактические игры. Для малышей доступна, например, игра «Солнышко и тучка»



Солнце, солнце веселилось, в небе солнышко резвилось.
Скачет солнце, пляшет, радость это значит.

Тучка, тучка рассердилась, в небе тучка заблудилась,

Злится тучка, плачет - грустно это значит.

 

 

 

 

 

Для детей старшего возраста, соответственно, подбираю игры с более сложным заданием.

 

 

 «Угадай настроение музыки»
Ход игры:
В игре учувствуют ведущий (ребенок или воспитатель) и игроки – все дети. 
Ведущий примеряет на себя маску - лицо, стоя к игрокам спиной и произносит текст.
«Маску на себя я примеряю, настроение мое отгадать вам предлагаю»

(поворачивается к игрокам)
Дети (игроки) отгадывают настроение.

 

 

Усложнение: показывают это настроение все вместе или каждый по желанию. 

 

       

 

С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах. Музицирование  доступно каждому, здесь не требуется особых вокальных и хореографических навыков. Конечно, можно просто рассмотреть инструмент, послушать его звучание, а можно  вместе с детьми озвучить сказки - шумелки, и придумать сказки о Музыкальной Стране, в которой живут музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свою эмоциональную окраску: барабан - шумный, иногда бывает сердитым, колокольчик – добрый, маракасы – озорные, а трещотки – настоящие болтушки. Все эти эпитеты сопровождаются не только звучанием инструмента, но и показом картинок с изображением эмоций и мимикой.

 

Например, сказка  «Добрая и сердитая мышка».

 

               

 

Одни дети озвучивают действия Мышки игрой на разных музыкальных инструментах, а другие - соответствующими картинками, или выкладывают музыкальную дорожку разноцветными нотками.

 

 

                  

         

 

 

 

 

 

 

Успех работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов дополнительного образования  (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда) Как вариант, можно создать проект по формированию эмоционально-чувственной культуры в форме музыкальной сказки «Путешествие  в Седьмое королевство».

Возможно, возникает вопрос: «Что это за Седьмое королевство?» Известно, что существует пять чувств восприятия окружающего мира,

обусловленные анатомически:

 

 

 

 

                         1 – обоняние

                         2 – осязание                                 

                         3 – слух

                         4 – зрение

                         5 – вкус

 

 

 

 

 

 

Шестое чувство – это интуиция. Ребёнок, как и взрослый человек, способен интуитивно чувствовать существующие или возможные ситуации.

И, наконец, седьмое чувство – эмоции.

 В  содержание сказки необходимо включить  разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети в роли артистов при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, диалогов, смогут продемонстрировать всё богатство знаний о мире эмоций и умение владеть средствами их выражения. А у  детей зрителей появится  возможность видеть и воспринимать эмоции.

Я считаю, что без чувств жить невозможно, нужно только уметь их найти.

 


 

Эмоциональное развитие дошкольников через музыкальную деятельность

Эмоциональное развитие дошкольников через музыкальную деятельность

Красный – радость Чёрный – страх

Красный – радость Чёрный – страх

На развитие эмоциональной сферы детей влияют и

На развитие эмоциональной сферы детей влияют и

С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах

С особым желанием дети играют на детских музыкальных инструментах

Успех работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов дополнительного образования (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда)

Успех работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия педагогов дополнительного образования (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022