Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности

  • docx
  • 18.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроке литературы как средства развития функционального чтения.

Шатохина Г.М., учитель русского языка и литературы. МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги

 

  Основная  задача каждого образовательного учреждения сегодня -  научить ребенка  применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому такой основополагающий навык, как чтение, не может более ограничиваться только академическими целями: скоростью, выразительностью, пониманием содержания.

  Главное  — заинтересовать  читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи, при этом научить находить  информацию для решения конкретной задачи. Этому служит функциональное чтение.

 Функциональное чтение предполагает владение определенным  навыком работы с полученной информацией. Учащийся должен уметь  интерпретировать текст, оценивать поступки героев и определять авторскую позицию, чтобы полученным из книги опытом воспользоваться в реальной жизни. Решению поставленных задач может способствовать формирование эмоционального интеллекта школьника.

 В современной школе обучается поколение, родившееся в информационном обществе. По мнению психологов, им присущ высокий интеллект, существенными качествами которого являются любопытство, глубина ума, его  гибкость и подвижность, логичность мышления и его критичность.

Но те же ученые отмечают, что современный подросток эмоционально нестабилен. В СМИ говорят о росте депрессий, о склонности к суицидам. Появился даже термин для обозначения нового вида депрессии— «фейсбучная депрессия». Она приводит к постоянному ощущению, что у других людей жизнь более насыщенная, чем твоя собственная. У подростков и взрослых  в последние годы возрастают тревожность и чувство одиночества, теряется ценность жизни. Они нуждаются в понимании и помощи. Поэтому пришло время говорить об эмоциональном интеллекте, группе ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Требования ФГОС к личностным результатам освоения Основной Образовательной Программы  отражают необходимость работы в этом направлении.

Личность с высоким эмоциональным интеллектом инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого эмоционального интеллекта  приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека.

Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни. Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».

«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.

По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

Для визуалов доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. Аудиалы используют слуховую систему обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистоту. Для кинестетиков доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры, а для дигиталов – информация, связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя.

1)Первый прием анализа произведения,  о котором я хочу сказать, называется  раскрась свои чувства. Вообще  цвет активно воздействует  на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление, цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.

 

- Предлагается раскрасить чувства, которые  Вы испытываете к герою, в определенной ситуации.

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Болконский в Аустерлицком сражении).

- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета психологами.

- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?

2)  Следующий прием - мимическая гимнастика.   Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди  наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.

Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие  ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.

Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или  жеста.

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)

- Почему именно так Вы отреагировали на поступок Базарова?

- Что порадовало или оттолкнуло Вас в герое?

3) Ромб ассоциаций.

Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций

 (А.А. Блок «В ресторане»)

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

.

4) А.А. Блок «Незнакомка» (работа в группах)

 

1.      Визуалы: выписать образы, раскрасить

2.      Аудиалы:  звуковые ассоциации

3.      Кинестетики: представьте запахи, текстуры предметов

4.      Обобщение и подведение итогов.

-Дигиталы:  озвучьте внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих

 

Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя  набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность. Это, на мой взгляд, способствует развитию функционального чтения.