Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроке литературы как средства развития функционального чтения.
Шатохина Г.М., учитель русского языка и литературы. МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги
Основная задача каждого образовательного учреждения сегодня - научить ребенка применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому такой основополагающий навык, как чтение, не может более ограничиваться только академическими целями: скоростью, выразительностью, пониманием содержания.
Главное — заинтересовать читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи, при этом научить находить информацию для решения конкретной задачи. Этому служит функциональное чтение.
Функциональное чтение предполагает владение определенным навыком работы с полученной информацией. Учащийся должен уметь интерпретировать текст, оценивать поступки героев и определять авторскую позицию, чтобы полученным из книги опытом воспользоваться в реальной жизни. Решению поставленных задач может способствовать формирование эмоционального интеллекта школьника.
В современной школе обучается поколение, родившееся в информационном обществе. По мнению психологов, им присущ высокий интеллект, существенными качествами которого являются любопытство, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность мышления и его критичность.
Но те же ученые отмечают, что современный подросток эмоционально нестабилен. В СМИ говорят о росте депрессий, о склонности к суицидам. Появился даже термин для обозначения нового вида депрессии— «фейсбучная депрессия». Она приводит к постоянному ощущению, что у других людей жизнь более насыщенная, чем твоя собственная. У подростков и взрослых в последние годы возрастают тревожность и чувство одиночества, теряется ценность жизни. Они нуждаются в понимании и помощи. Поэтому пришло время говорить об эмоциональном интеллекте, группе ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.
Требования ФГОС к личностным результатам освоения Основной Образовательной Программы отражают необходимость работы в этом направлении.
Личность с высоким эмоциональным интеллектом инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого эмоционального интеллекта приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека.
Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни. Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».
«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.
По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы
Для визуалов доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. Аудиалы используют слуховую систему обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистоту. Для кинестетиков доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры, а для дигиталов – информация, связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя.
1)Первый прием анализа произведения, о котором я хочу сказать, называется раскрась свои чувства. Вообще цвет активно воздействует на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление, цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.
- Предлагается раскрасить чувства, которые Вы испытываете к герою, в определенной ситуации.
Л.Н. Толстой «Война и мир» (Болконский в Аустерлицком сражении).
- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета психологами.
- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?
2) Следующий прием - мимическая гимнастика. Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.
Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.
Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста.
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)
- Почему именно так Вы отреагировали на поступок Базарова?
- Что порадовало или оттолкнуло Вас в герое?
3) Ромб ассоциаций.
Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций
(А.А. Блок «В ресторане»)
Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
.
4) А.А. Блок «Незнакомка» (работа в группах)
1. Визуалы: выписать образы, раскрасить
2. Аудиалы: звуковые ассоциации
3. Кинестетики: представьте запахи, текстуры предметов
4. Обобщение и подведение итогов.
-Дигиталы: озвучьте внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих
Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность. Это, на мой взгляд, способствует развитию функционального чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.