Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности
Оценка 4.7

Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности

Оценка 4.7
docx
18.08.2020
Эмоциональный интеллект как средство формирования функциональной грамотности
статья.docx

Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроке литературы как средства развития функционального чтения.

Шатохина Г.М., учитель русского языка и литературы. МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги

 

  Основная  задача каждого образовательного учреждения сегодня -  научить ребенка  применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому такой основополагающий навык, как чтение, не может более ограничиваться только академическими целями: скоростью, выразительностью, пониманием содержания.

  Главное  — заинтересовать  читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи, при этом научить находить  информацию для решения конкретной задачи. Этому служит функциональное чтение.

 Функциональное чтение предполагает владение определенным  навыком работы с полученной информацией. Учащийся должен уметь  интерпретировать текст, оценивать поступки героев и определять авторскую позицию, чтобы полученным из книги опытом воспользоваться в реальной жизни. Решению поставленных задач может способствовать формирование эмоционального интеллекта школьника.

 В современной школе обучается поколение, родившееся в информационном обществе. По мнению психологов, им присущ высокий интеллект, существенными качествами которого являются любопытство, глубина ума, его  гибкость и подвижность, логичность мышления и его критичность.

Но те же ученые отмечают, что современный подросток эмоционально нестабилен. В СМИ говорят о росте депрессий, о склонности к суицидам. Появился даже термин для обозначения нового вида депрессии— «фейсбучная депрессия». Она приводит к постоянному ощущению, что у других людей жизнь более насыщенная, чем твоя собственная. У подростков и взрослых  в последние годы возрастают тревожность и чувство одиночества, теряется ценность жизни. Они нуждаются в понимании и помощи. Поэтому пришло время говорить об эмоциональном интеллекте, группе ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Требования ФГОС к личностным результатам освоения Основной Образовательной Программы  отражают необходимость работы в этом направлении.

Личность с высоким эмоциональным интеллектом инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого эмоционального интеллекта  приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека.

Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни. Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».

«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.

По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

Для визуалов доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. Аудиалы используют слуховую систему обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистоту. Для кинестетиков доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры, а для дигиталов – информация, связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя.

1)Первый прием анализа произведения,  о котором я хочу сказать, называется  раскрась свои чувства. Вообще  цвет активно воздействует  на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление, цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.

 

- Предлагается раскрасить чувства, которые  Вы испытываете к герою, в определенной ситуации.

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Болконский в Аустерлицком сражении).

- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета психологами.

- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?

2)  Следующий прием - мимическая гимнастика.   Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди  наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.

Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие  ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.

Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или  жеста.

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)

- Почему именно так Вы отреагировали на поступок Базарова?

- Что порадовало или оттолкнуло Вас в герое?

3) Ромб ассоциаций.

Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций

 (А.А. Блок «В ресторане»)

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

.

4) А.А. Блок «Незнакомка» (работа в группах)

 

1.      Визуалы: выписать образы, раскрасить

2.      Аудиалы:  звуковые ассоциации

3.      Кинестетики: представьте запахи, текстуры предметов

4.      Обобщение и подведение итогов.

-Дигиталы:  озвучьте внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих

 

Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя  набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность. Это, на мой взгляд, способствует развитию функционального чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроке литературы как средства развития функционального чтения

Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроке литературы как средства развития функционального чтения

По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020