Психологический аспект преподавания литературы у детей с ОВЗ.
Шатохина Г.М., учитель русского языка и литературы. МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги
Каждый ребёнок особенный, но все дети равны.
Именно эти слова становятся девизом новой школы. Новая школа - это школа для всех. В любом учебном заведении должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать психологические особенности обучающихся и состояние их здоровья.
Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно
неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными
нарушениями развития: нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,
с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным
приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом
специфики психики и здоровья каждого ребенка. Работая
с детьми с ОВЗ на уроках литературы, особую ценность видишь в советах и
рекомендациях психолога.
По особенности восприятия информации психологи
выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики,
дигиталы
Для визуалов доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. Аудиалы используют слуховую систему обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистоту. Для кинестетиков доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры, а для дигиталов – информация, связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать тот способ решения поставленной задачи, который соответствует их сегодняшнему состоянию и настроению.
Предлагаю несколько приемов работы на уроках литературы с детьми, имеющими особые возможности здоровья.
1)Первый прием анализа произведения, о котором я хочу сказать, называется раскрась свои чувства. Вообще цвет активно воздействует на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление, цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.
- Предлагается раскрасить чувства, которые обучающийся испытывает к герою в определенной ситуации.
Например, Л.Н. Толстой «Война и мир» (Болконский в Аустерлицком сражении).
- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета психологами.
- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?
2) Следующий прием - мимическая гимнастика. Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.
Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.
Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста.
Например, И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)
- Почему именно так Вы отреагировали на поступок Базарова?
- Что порадовало или оттолкнуло Вас в герое?
3) Ромб ассоциаций.
Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций
Например, А.А. Блок «В ресторане»
Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
.
4) Анализируя стихотворение А.А. Блока «Незнакомка», целесообразно использовать элементы персонализированного обучения. Обучающийся сам может выбрать траекторию работы над произведением в зависимости от того, как ему легче воспринимать информацию.
1. Визуалы: выписать образы, ключевые слова, раскрасить
2. Аудиалы: поработать со звукописью, определить звуковые ассоциации
3. Кинестетики: представить запахи, текстуры предметов, «нарисовать» картину.
4.Дигиталы: озвучить внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих
Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность. Это, на мой взгляд, способствует социализации ученика с ОВЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.