Психологический аспект преподавания литературы у обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.7

Психологический аспект преподавания литературы у обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.7
docx
18.08.2020
Психологический аспект преподавания литературы у обучающихся с ОВЗ
ОВЗ.docx

Психологический аспект преподавания литературы у детей с ОВЗ.

Шатохина Г.М., учитель русского языка и литературы. МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги

 

  Каждый ребёнок особенный, но все дети равны.

  Именно эти слова становятся девизом новой школы. Новая школа - это школа для всех. В любом учебном заведении  должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать психологические особенности обучающихся и состояние их здоровья.

Приоритетной целью образования  при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Работая с детьми с ОВЗ на уроках литературы, особую ценность видишь в советах и рекомендациях психолога.
По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

Для визуалов доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. Аудиалы используют слуховую систему обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистоту. Для кинестетиков доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры, а для дигиталов – информация, связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать тот способ решения поставленной задачи, который соответствует их сегодняшнему состоянию и настроению.

Предлагаю несколько приемов работы на уроках литературы с детьми, имеющими особые возможности здоровья.

1)Первый прием анализа произведения,  о котором я хочу сказать, называется  раскрась свои чувства. Вообще  цвет активно воздействует  на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление, цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.

 

- Предлагается раскрасить чувства, которые  обучающийся  испытывает к герою в определенной ситуации.

Например, Л.Н. Толстой «Война и мир» (Болконский в Аустерлицком сражении).

- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета психологами.

- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?

2)  Следующий прием - мимическая гимнастика.   Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди  наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.

Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие  ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.

Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или  жеста.

Например, И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)

- Почему именно так Вы отреагировали на поступок Базарова?

- Что порадовало или оттолкнуло Вас в герое?

3) Ромб ассоциаций.

Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций

 Например, А.А. Блок «В ресторане»

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

.

4) Анализируя стихотворение А.А. Блока «Незнакомка», целесообразно использовать элементы персонализированного обучения.  Обучающийся сам может выбрать траекторию работы над произведением в зависимости от того, как ему легче воспринимать информацию.  

 

1.      Визуалы: выписать образы,  ключевые слова, раскрасить

2.      Аудиалы:  поработать со звукописью, определить звуковые ассоциации

3.      Кинестетики: представить запахи, текстуры предметов, «нарисовать» картину.

4.Дигиталы:  озвучить внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих

 

Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя  набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность. Это, на мой взгляд, способствует социализации ученика с ОВЗ.

 


 

Психологический аспект преподавания литературы у детей с

Психологический аспект преподавания литературы у детей с

Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у

Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.08.2020