Программа краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра» для 1 класса с легкой степенью умственной отсталостью. Рекомендовано для работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися с сохранным интеллектом.
Оценка 4.8

Программа краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра» для 1 класса с легкой степенью умственной отсталостью. Рекомендовано для работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися с сохранным интеллектом.

Оценка 4.8
docx
20.01.2021
Программа  краткосрочного курса «Мастерская   кукольного театра» для  1  класса с легкой степенью умственной отсталостью. Рекомендовано для работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися с сохранным интеллектом.
КСК Мастерская куколпубликация.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Школа 154  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

 

 

 

 

 

Программа  краткосрочного курса

«Мастерская   кукольного театра»

для  1  класса

с легкой степенью умственной отсталостью

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

учитель  высшей квалификационной категории

Козлова  Людмила Геннадьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2020

 

 

Программа  краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра».

Пояснительная записка

     Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Программа данного курса разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 32 часа (1 час в  неделю).

Цель программы:

Приобщение младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

Задачи программы:

·        Формировать практические навыки творческой деятельности.

·        Развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.

·        Воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; воспитывать культуру поведения в театре.

 

 

        В основу деятельности обучающихся  были положены следующие  принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  деятельности используются разнообразные иллюстрации, диски , грамзаписи, интернет –ресурсы.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

 

Учащиеся научатся

·        правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

·        виды театрального искусства (опера, балет, драма  и т.д.);

·        чётко произносить в разных темпах   1-2 скороговорок;

·        наизусть читать простые стихотворения  русских  авторов.

Учащиеся будут уметь

·        владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

·        действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

·        произносить скороговорку и стихотворный текст в движении  с куклой- перчаткой;

·        произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

       Воспитательные результаты работы по данному курсу можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школь­ником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы БУД.

1.Личностные результаты:

1.1 потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, 

1.2  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

1.3  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

1.4  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

 

2 .Регулятивные  базовые  учебные действия:

2.1  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

2.2  планировать свои действия на отдельных этапах работы;

3.Познавательные базовые  учебные действия:

3.1  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

3.3  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм.

4. Коммуникативные базовые  учебные действия:

4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

4.2  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

4.3  обращаться за помощью, слушать собеседника;

4.4  формулировать свои затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра».

 

1 четверть.

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие. Театр. Его истоки.

1

2

Виды театров. Драматический театр. Наш театр в городе.

1

3

Виды театров. Оперный театр. Наш театр в городе.

1

4

Виды театров. Балетный театр. Наш театр в городе.

1

5-6

Виды театров. Кукольный театр. Наш театр в городе.

1

7

Виды театров. Театр юного зрителя. Наш театр в городе.

1

8

Составление  альбома  «Виды театров».

1

 

 

2 четверть

 

Тема занятия

Количество часов

1

В театре. Как создается спектакль. Знакомство с профессией - писатель.

1

2

Знакомство с  профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, актер).

1

3

Знакомство с  профессиями людей, которые работают в театре ( бутафор, художник – декоратор)

1

4

Музыкальное сопровождение во  время спектакля. Звук и шумы.

1

5

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

1

6 - 7

Показ театральных миниатюр с использованием кукол. ( фрагменты мультфильмов)

1

8

Составление  альбома  «Профессии в театре».

1

 

 

3 четверть.

 

Тема занятия

Количество часов

1-2

Знакомство с основной театральной лексикой.

2

3

Знакомство с   историей возникновения  театральной куклы.

1

4

Мимика. Язык жестов.

1

5

Дикция. Интонация.

 

6-7

Просмотр театральных постановок. Беседа после просмотра.

1

8

Создание рисунка по представлению. Выставка рисунков «Мой театр».

 

 

 

4 четверть.

Тема занятия

Количество часов

1

Устное народное творчество. Потешка, скороговорка, чистоговорка. Работа над выбранным речевым материалом.

1

2

Показ театральных постановок с использованием кукол.

1

3

Выбор героя- куклы  и  речевого материала. Работа со скороговоркой.

1

4 -7

Заучивание  речевого материала, отработка с реквизитом.

4

8

Мини-проект «Поскороговорим» с использованием куклы –перчатки.

1

 

 

    Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат.

 

 

Приложение   №1.Краткий словарь театральных терминов

 

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом

Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения
Актёр
 – исполнитель ролей в театральных представлениях
Антракт
 – перерыв между действиями спектакля
Аплодисменты
 – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия  или благодарности артистам и создателям спектакля
Афиша
 – объявление о представлении

Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами
Жест
 – движения рук, головы, передающие чувства и мысли
Занавес
  – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала

Звонок. Их в театре бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся - поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.


Мимика
 – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица
Монолог
 – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога 

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля
Реквизит
 – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля
Репетиция
 – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)

Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

Роль – художественный образ, создаваемый актёром
Труппа
 – коллектив актёров театра

 

 

Ожидаемый результат 

В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

 об истории театральной куклы;

 о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

 об устройстве театра.

и умеет:

 водить куклу над ширмой с одновременным проговариванием.

 

Список литературы

1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.

3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.

3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=246:q-q&catid=98:2011-03-20-04-42-27&Itemid=58  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г

Программа краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра»

Программа краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра»

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Учащиеся научатся · правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; · виды театрального искусства (опера, балет, драма и т

Учащиеся научатся · правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; · виды театрального искусства (опера, балет, драма и т

Познавательные базовые учебные действия: 3

Познавательные базовые учебные действия: 3

Тематическое планирование краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра»

Тематическое планирование краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра»

Мимика. Язык жестов. 1 5

Мимика. Язык жестов. 1 5

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля

Программа краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра» для 1 класса с легкой степенью умственной отсталостью. Рекомендовано для работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися с сохранным интеллектом.

Программа  краткосрочного курса «Мастерская   кукольного театра» для  1  класса с легкой степенью умственной отсталостью. Рекомендовано для работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися с сохранным интеллектом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2021