Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
|
|
|
Программа краткосрочного курса
«Мастерская кукольного театра»
для 1 класса
с легкой степенью умственной отсталостью
Составитель программы:
учитель высшей квалификационной категории
Козлова Людмила Геннадьевна.
Пермь, 2020
Программа краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра».
Пояснительная записка
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них. Занятия в театральном кружке способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Программа данного курса разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
Цель программы:
Приобщение младших школьников к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.
Задачи программы:
· Формировать практические навыки творческой деятельности.
· Развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
· Воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; воспитывать культуру поведения в театре.
В основу
деятельности обучающихся были положены следующие принципы:
- принцип системности –
предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип
дифференциации – предполагает выявление
и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип
увлекательности является одним
из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в
коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и
потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В деятельности используются разнообразные иллюстрации, диски , грамзаписи, интернет –ресурсы.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Учащиеся научатся
· правилам поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
· виды театрального искусства (опера, балет, драма и т.д.);
· чётко произносить в разных темпах 1-2 скороговорок;
· наизусть читать простые стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
· владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
· действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
· произносить скороговорку и стихотворный текст в движении с куклой- перчаткой;
· произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данному курсу можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы БУД.
1.Личностные результаты:
1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,
1.2 стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
2 .Регулятивные базовые учебные действия:
2.1 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
2.2 планировать свои действия на отдельных этапах работы;
3.Познавательные базовые учебные действия:
3.1 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
3.3 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм.
4. Коммуникативные базовые учебные действия:
4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
4.2 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
4.3 обращаться за помощью, слушать собеседника;
4.4 формулировать свои затруднения.
Тематическое планирование краткосрочного курса «Мастерская кукольного театра».
1 четверть.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Театр. Его истоки. |
1 |
2 |
Виды театров. Драматический театр. Наш театр в городе. |
1 |
3 |
Виды театров. Оперный театр. Наш театр в городе. |
1 |
4 |
Виды театров. Балетный театр. Наш театр в городе. |
1 |
5-6 |
Виды театров. Кукольный театр. Наш театр в городе. |
1 |
7 |
Виды театров. Театр юного зрителя. Наш театр в городе. |
1 |
8 |
Составление альбома «Виды театров». |
1 |
2 четверть
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
В театре. Как создается спектакль. Знакомство с профессией - писатель. |
1 |
2 |
Знакомство с профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, актер). |
1 |
3 |
Знакомство с профессиями людей, которые работают в театре ( бутафор, художник – декоратор) |
1 |
4 |
Музыкальное сопровождение во время спектакля. Звук и шумы. |
1 |
5 |
Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. |
1 |
6 - 7 |
Показ театральных миниатюр с использованием кукол. ( фрагменты мультфильмов) |
1 |
8 |
Составление альбома «Профессии в театре». |
1 |
3 четверть.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1-2 |
Знакомство с основной театральной лексикой. |
2 |
3 |
Знакомство с историей возникновения театральной куклы. |
1 |
4 |
Мимика. Язык жестов. |
1 |
5 |
Дикция. Интонация. |
|
6-7 |
Просмотр театральных постановок. Беседа после просмотра. |
1 |
8 |
Создание рисунка по представлению. Выставка рисунков «Мой театр». |
|
4 четверть.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Устное народное творчество. Потешка, скороговорка, чистоговорка. Работа над выбранным речевым материалом. |
1 |
2 |
Показ театральных постановок с использованием кукол. |
1 |
3 |
Выбор героя- куклы и речевого материала. Работа со скороговоркой. |
1 |
4 -7 |
Заучивание речевого материала, отработка с реквизитом. |
4 |
8 |
Мини-проект «Поскороговорим» с использованием куклы –перчатки. |
1 |
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат.
Приложение №1.Краткий словарь театральных терминов
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом
Акт
(Действие) – отдельная часть
сценического произведения
Актёр – исполнитель
ролей в театральных представлениях
Антракт – перерыв между
действиями спектакля
Аплодисменты – одобрительные
хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности
артистам и создателям спектакля
Афиша – объявление о
представлении
Диалог – разговор между
двумя или несколькими актёрами
Жест – движения рук,
головы, передающие чувства и мысли
Занавес – полотнище,
закрывающее сцену от зрительного зала
Звонок. Их в театре бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся - поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.
Мимика – мысли и чувства,
передаваемые не словами, а выражением лица
Монолог – речь одного
действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не
предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога
Режиссёр – лицо,
руководящее постановкой спектакля
Реквизит – предметы, необходимые
актёрам по ходу действия спектакля
Репетиция – основная форма
подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)
Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица
Роль – художественный
образ, создаваемый актёром
Труппа – коллектив
актёров театра
Ожидаемый результат
В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
об истории театральной куклы;
о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
об устройстве театра.
и умеет:
водить куклу над ширмой с одновременным проговариванием.
Список литературы
1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.
3. Газета «Начальная школа», №30, 1999.
3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.
4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=246:q-q&catid=98:2011-03-20-04-42-27&Itemid=58
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.