Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроке литературы Шатохина Г.М., учитель русского языка и литературы. МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги
В современной школе обучается поколение, родившееся в информационном обществе. По мнению психологов, им присущ высокий интеллект, существенными качествами которого являются любопытство, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность мышления и его критичность.
Но те же ученые отмечают, что современный подросток эмоционально нестабилен. В СМИ говорят о росте депрессий, о склонности к суицидам. Появился даже термин для обозначения нового вида депрессии— «фейсбучная депрессия». Она приводит к постоянному ощущению, что у других людей жизнь более насыщенная, чем твоя собственная. У подростков и взрослых в последние годы возрастают тревожность и чувство одиночества, теряется ценность жизни. Они нуждаются в понимании и помощи. Поэтому пришло время говорить об эмоциональном интеллекте, группе ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.
Требования ФГОС к личностным результатам освоения Основной Образовательной Программы отражают необходимость работы в этом направлении.
Личность с высоким эмоциональным интеллектом инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого эмоционального интеллекта приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека.
Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни человека. Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».
Но в современной школе наметилась тенденция преподавания литературы как точной науки, что проявляется, в первую очередь, в проведении на уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на владение литературоведческими терминами.
«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.
По особенности восприятия информации психологи выделяют основные 4 группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы
· Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
· Аудиалы. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
· Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
· Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя.
1)Первый прием анализа произведения, о котором я хочу сказать, называется раскрась свои чувства. Вообще цвет активно воздействует на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление (легкость, тяжесть и т.д.), цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.
Предлагается раскрасить чувства, которые ученик испытывает к герою, ситуации. (Л.Н. Толстой. «Война и мир». Болконский в Аустерлицком сражении)
2) Какой я – какой герой? Мимическая гимнастика. Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.
Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.
Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста.
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)
3) Ромб ассоциаций.
Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций (А.А. Блок «В ресторане»)
Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Этот прием удобно применять при подготовке к ЕГЭ в части С для выявления собственной позиции по проблеме.
По особенности восприятия информации выделяют основные 4 группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы
.
4) А.А.Блок «Незнакомка» (работа в группах)
Визуалы: выписать образы, раскрасить
Аудиалы: звуковые ассоциации
Кинестетики: представьте запахи, текстуры предметов
Дигиталы: озвучьте внутренний монолог лирической героини.
Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность.
В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
И.С. Тургенев. Отцы и дети.
Базаров стоял к ней спиною. — Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились. Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей... Одинцовой стало и страшно и жалко его.
— Евгений Васильич, — проговорила она, и невольная нежность зазвенела в ее голосе. Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор — и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь. Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней...
Л. Н. Толстой. Война и мир
Но прежде чем он договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
— Ребята, вперед! — крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненною уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его.
Чаще всего в психологии так интерпретируют цвета:
желтый – искренность, радость;
оранжевый – счастье, дружелюбие, доброжелательность;
зеленый – удовольствие, но и внимание, сосредоточение;
синий – грусть, печаль, тоска;
ярко-красный – гнев, раздражение;
коричневый – чувство вины, сочувствие, сострадание;
черный – страх, негатив;
розовый – мечта, фантазия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.