Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов медицинского колледжа
Оценка 4.9

Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов медицинского колледжа

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
преподавание
Взрослым
02.02.2020
Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов  медицинского колледжа
Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов 2.docx

 

Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов

медицинского колледжа

 

Подготовила: Бежанова Алина, студентка группы специальности

«Сестринское дело», 2 курс, группа 22М

Руководитель: Франке Наталья Александровна.,  

преподаватель обществознания, истории, основ философии

 

Ключевые слова: эмпатия, эмпатические способности, психологическая структура эмпатии, сочувствие, поддержка.

Актуальность темы исследования. Будущая профессия медицинской сестры имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности. Одним из таких качеств является эмпатия.

В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально- экономической структуры, перед людьми встает проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания. Проникновение в природу эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении медицинских работников.

Актуальность темы исследования обуславливается, с одной стороны, потребностями развития личности медицинского работника и ее профессионально важных качеств, с другой - тем, что при многообразии существующих теорий, формируется недостаток конкретных эмпирических данных о роли и месте эмпатии в профессиональной деятельности медицинских работников.

Медицинские работники осуществляют деятельность в системе «человек»-«человек», когда происходит мысленный процесс уподобления себя другому человеку, с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Во взаимодействии медицинского работника и пациента происходит проявление личностных характеристик субъектов. Значимость их личностных характеристик – это самый важный аспект в работе медицинского работника. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду, безусловно, положительное отношение к личности пациента.

Это означает наличие:

а) принятия личности этого человека в целостности;

б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем.

Эмпатия выступает неотъемлемой частью позитивного мышления (оптимизма) медицинского работника, в котором происходит поиск и предоставление особого, основанного на чувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации от пациента. Причем сбор и анализ информации производится двумя способами: мотивируя пациента на получение какой-либо информации для усиления собственной вовлеченности в процесс общения; действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию.

Влияние эмпатии на качество медицинской помощи имеет значение для завязки полезного и эффективного терапевтического отношения с больным, способствует принятию его чувств, потребностей и интересов.

Объектом исследования является эмпатия.

Предмет исследования служит эмпатия в будущей профессиональной деятельности студентов медицинского колледжа.

Целью настоящего исследования является изучение выраженности эмпатии у студентов Новороссийского медицинского колледжа.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать  теоретический материал по проблеме исследования.

2.  Определить методики для исследования эмпатии медицинских сестер.

3.  Провести анализ и интерпретацию данных, полученных в ходе исследования.

4. Разработать практические рекомендации для развития эмпатии у студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о взаимосвязи эмпатии и эффективности трудовой деятельности в ходе профессионализации студентов. 

Практическая значимость. Для достижения целей данной работы взяты две методики:  

-       методика В.В. Бойко  предназначена для диагностики уровня эмпатических способностей у студентов 

-       методика «Шкала эмоционального отклика» для оценки свойства эмпатии  по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.

Гипотеза исследования - существуют отличительные особенности правлений эмпатии у студентов первого курса медицинского колледжа, по сравнению со студентами четвёртого курса медицинского колледжа.

Понятие и роль эмпатии в психологии и ее влияние на профессиональную деятельность

Слово эмпатия происходит от греческой empatheia, что означает эмпатию.  В современной психологии эмпатия означает способность человека воображать себя на месте другого человека, понимать чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, позитивно относиться к соседу, к  испытывать подобные ему чувства, понимать и принимать его фактическое эмоциональное состояние.  Чтобы показать сопереживание по отношению к собеседнику, нужно смотреть на ситуацию с его точки зрения, чтобы «слушать» его эмоциональное состояние.

Одним из важных личностно - профессиональных качеств медицинского работника считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально - благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, человечное отношение к больному, этичность, наличие глубокой интуиции.

В медицине эмпатией является осознание эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого осознания. К примеру, при беседе медицинской сестры с больным проявление эмпатии означает осознание слов, эмоций и жестов больного, а еще убеждение больного в том, что медицинская сестра понимает его волнения .

Так как будущий врач или медсестра часто будут подвергаться  стрессовым ситуациям, то уже в университете необходимо обучаться особенному методу общения, уметь сдерживать собственные эмоции.

Понимание медицинской сестрой конкретного психического состояния больного, его личного склада считается немаловажным фактором, способным сделать лучше качество оказываемой врачебной помощи в излечении больных.

Эмпатия  - это  профессионально необходимое качество  будущего медицинского работника. Успешная деятельность специалиста не возможна при низком уровне развития эмпатии. Важно умение приблизиться к внутреннему миру другого человека в соответствии с его эмоциональным состоянием. Исследования показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому. С этим связана актуальность данной работы, в основе которой лежит изучение эмпатии у студентов – медиков.

Для проведения эмпиического исследования была проделана следующая работа:

-      Подбор и организация групп для проведения диагностического обследования.

-      Отбор методик, наиболее подходящих для группового исследования, интерпретируемые однозначно и точно.

-       Проведение диагностическое обследование выборки.

-       Интерпретация и анализ данных.

В ходе проведенных исследований на базе медицинского колледжа были выработаны рекомендации для многих профессий.

 

Если в списке профессий, которые связаны с эмпатическими способностями, есть ваша, или вы просто хотите лучше понимать других людей вокруг, эти несколько рекомендаций, возможно, будут полезными:

1.     Учитесь слушать. Это, пожалуй, одно из главных требований – не просто проявлять соучастие, а слышать партнёра. Слова, как известно, имеют силу, и зачастую способствуют не только лучшему пониманию сути доносимой информации, но и могут разбудить эмоции.

2.     Наблюдайте за людьми вокруг. Ожидая автобус, стоя в пробке, не доставайте мобильный или планшет, а посмотрите на людей вокруг вас, представьте себе, кем бы они могли быть, что они чувствуют и думают в данный момент, живут в вашем городе или откуда-то приехали, счастливы ли, был у них хороший день или не очень.

3.     Когда это возможно (поездка, очередь), проведите время за разговором с незнакомым человеком. Будьте любопытными – это способствует развитию эмпатии, ведь мы ведём диалог с людьми, которые находятся вне нашего привычного социального круга и, с высокой долей вероятности, имеют другие взгляды и интересы.

4.     Старайтесь ставить себя на место другого. Ещё один универсальный совет, так как данный навык помогает не только лучше понять людей, но и научиться смотреть на проблему под разными углами. Возьмите для просмотра психологический фильм, где перед главным героем стоит сложный выбор, либо где он вынужден действовать в быстро меняющихся условиях, и представьте, как бы вы поступили в сложившейся ситуации. Это будет отличная тренировка.

5.     Научитесь определять свои собственные чувства. Сложно понять то, чего сам никогда не испытывал, и никакие рекомендации и упражнения здесь не заменят опыт реальных ощущений. Поэтому развивайте свою эмоциональную память, запоминайте состояния и чувства – это поможет лучше понимать других.

В заключении хочется сказать, что в данной работе эмпатия рассматривается, как важное качество медицинской сестры в профессиональной деятельности. Эмпатия это то, что должна развивать в себе будущая медицинская сестра, если медицинская сестра не будет развивать в себе эмпатию, то она не сможет располагать к себе больных. Пациенты будут чувствовать, что медицинская сестра их не понимает, такой медицинской сестре они не откроются, что очень усложнит их прибывание в стационаре (больнице). Так как именно медицинская сестра помогает пациенту адаптироваться, вылечится. Поэтому медицинской сестре необходимо развивать в себе эмпатию.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1.                   Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики: Учебное пособие / Е.Ю. Артемьева. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

2.                   Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: Учебник для бакалавров / В.В Бойко. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.  

3.                   Ивашенцева, Т.А. Психология мотивации достижения: учебник / Т. А. Ивашенцева. – Москва: КноРус, 2016. – 284 с.

4.                   Ильин, А.И. Личность профессионала: взгляд через призму самоотношения человека./А.И. Ильин - М.: ООО «Новое знание», 2014. - 312 с.

5.                   Кузнецов, Е.П. Педагогическая психология: учеб. пособие / Е.П.Кузнецов, А.М.Дыбов. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 494 с.

6.                   Масалова, О.Ю. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности врача: учебник / О.Ю. Масалова. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

7.                   Мастепанов, А.М. Обучение паритетному диалогу с пациентом.: учеб. пособие/А.М. Мастепанов, В.В. Саенко, Ю.К. Шафраник- М.: Психология, 2013 г. – 476 с.

8.                   Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебно-методическое пособие / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. - М.: Педагогика и психология, 2002. - 576 c.

9.                   Хруцкий, В.Е. Адаптация методики измерения диспозиционного оптимизма/пессимизма: учебн. пособие / В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамонов - М.: Психология, 2013 - 252 с.

10.               Айзенберг, Ю.Б. Репрезентация социального интеллекта в структуре психологической культуры личности./ Ю.Б. Айзенберг, Е.Ю.Матвеева, Д.Д. Юшков//Психология. – 2016 - № 2. -С. 11-18.

11.                Чернявский, Психология труда врача / А.В. Чернявский, Д.В. Якобюк, И.В. Якобюк // Психология - 2015 - № 2 (133) - С. 41-45.

12.               Сазыкин, В.Г. Психология индивидуальности / В.Г Сазыкин., А.Г. Кудряков //Austrian Journal of Natural Sciences- 2014 - №11-12 - С 100-101

13.               Ломакин, В.В., Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого- психологического исследования) / В.В. Ломакин, М. В. Лифиренко, Р.Г. Асадуллаев// Социальные исследования - 2014 - № 11-11. - С. 2370-2374

14.               Лапир, М. А. Эмпатия как проблема общей психологии / М. А.Лапир // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 5. – С.4-5.

15.               Цакунов, С.В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии / С.В.Цакунов // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 2. - С. 36-41.

16.               Казаринов, Л.С. Психология личности/ Л.С. Казаринов, Е.В. Вставская, Т.А. Барбасова//Фундаментальные исследования – 2015 -№ 12-3 - С. 553-558.

17.               Коршунова, Л.А. Особенности Я-концепции медицинских работников / Л. А. Коршунова, Н. Г. Кузьмина //Известия Томского политехнического университета – 2013 - № 6/322 - С. 22-25.

18.               Антонычев, С. В. Психология личности в трудах отечественных психологов./ С. В.Антонычев // Психология. - 2016 - №7 - С. 30-36.

19.               Кожуховский, И. C. Основы общей психологии. / И. C. Кожуховский // Психология. - 2017. - №6 - С. 4-8.

20.               Злобин, А.А. Формирование конструктивного мышления как повышение адаптивности индивида в современном мире. / А.А. Злобин, В.Н. Курятов, Г.А. Романов // Психология. - 2012 -  № 4. - С.76-81.

21.               Прохоров, Е.Е. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни /Е.Е.Прохоров // ЖКХ: журнал руководителя и главного психотерапевта. – 2017. - № 10 – С. 6-8.

22.               . Сапронов, А.А. Пессимизм. История и критика / А.А. Сапронов // История. - 2011. - № 2. - С. 51-55.

23.               Коршунова, Л.А. Особенности Я-концепции медицинских работников / Л. А. Коршунова, Н. Г. Кузьмина //Известия Томского политехнического университета – 2013 - № 6/322 - С. 22-25.

24.               Кузнецов, С. В. Психология личности./ С. В. Кузнецов // Психология. - 2016 - №7 - С. 30-36.

25.               Левин, И. C. Основы общей психологии. / И. C. Левин // Психология. - 2017. - №6 - С. 4-7.

26.               Нестеров, А.А. Социализация в современном мире. / А.А. Нестеров // Психология. - 2017 -  № 4. - С.76-81.

27.               Яковлев, А.А. Эмпатия в медицине / А.А. Яковлев // История. - 2017. - № 2. - С. 51-55.

28.  Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов медицинского колледжа

Эмпатия как важнейший эмоциональный компонент студентов медицинского колледжа

Во взаимодействии медицинского работника и пациента происходит проявление личностных характеристик субъектов

Во взаимодействии медицинского работника и пациента происходит проявление личностных характеристик субъектов

Изучить и систематизировать теоретический материал по проблеме исследования

Изучить и систематизировать теоретический материал по проблеме исследования

Одним из важных личностно - профессиональных качеств медицинского работника считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие…

Одним из важных личностно - профессиональных качеств медицинского работника считается умение сопереживать и воспринимать чувственные состояния другого, то есть способность к эмпатии, а также наличие…

Отбор методик, наиболее подходящих для группового исследования, интерпретируемые однозначно и точно

Отбор методик, наиболее подходящих для группового исследования, интерпретируемые однозначно и точно

Это будет отличная тренировка

Это будет отличная тренировка

Кузнецов, Е.П. Педагогическая психология : учеб

Кузнецов, Е.П. Педагогическая психология : учеб

Цакунов, С.В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии /

Цакунов, С.В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии /

Нестеров, А.А. Социализация в современном мире

Нестеров, А.А. Социализация в современном мире
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020