Использование инновационных технологий в учебном процессе как необходимое условие при формировании будущего специалиста дошкольного образования.
М.Е.Сулейменова, магистр, преподаватель специальных дисциплин
Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»
г.Костанай
«Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в
действие – самая трудная вещь на свете» (И.Гете)
Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением государственной политики Республики Казахстан. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей имеет важное значение для общества, так как дети будущий интеллектуальный потенциал страны.
Современная образовательная политика Казахстана в связи с интеграцией в мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к поиску новых эффективных психолого-педагогических подходов, в первую очередь, к системе дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребенка.
Одной из выдвигаемых целей учебных программ по основным специальным дисциплинам в колледже у будущих специалистов специальности дошкольное воспитание и обучение является, развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и формирование знаний о целостной картине окружающего мира с применением инновационных методик и технологий. В связи с тем, что будущий специалист должен обладать необходимым арсеналом знаний и умений для успешного применения профессиональной деятельности. Преподаватели используют на практических занятиях элементы инновационных технологий.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей и задач.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одними из испрользуемых инновационных методик и технологий в дошкольном образовании являются следующие:
Методика Дьенеша
Геометрические блоки Дьенеша - познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, таки с точки зрения общего интеллектуального развития.
Технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Теория решения изобретательских задач используется для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диаклектического мышления. ТРИЗ помогает воспитателю не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием присходящихся процессов. Позволяют воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению
Методика Никитиных
Эта методика основана на совместных играх с ребенком, которые помогают развивать его интеллект. Это многочисленные головоломки, с определенным набором задач, которые малыш должен решить. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Взрослые ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах, подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Методика Зайцева
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики – кубики Зайцева.
Эта методика направлена на то, чтобы
обучить малыша чтению.
В основе обучения лежат следующие принципы:
· обучающий материал подается исключительно в виде игры;
· обучение проводится на наглядных материалах;
· занятия должны проводиться регулярно, продолжительность и время проведения – удобное для ребенка.
Методика Кюизенера
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Методика Домана
Методика Домана – это способ интенсивного интеллектуального развития детей с рождения. В её основе лежит обучение чтению целыми словами и количественному счёту, накопление энциклопедических знаний. Ребёнок будет отличаться удивительной памятью, высокой скоростью мышления, интересом к обучению. Всё это станет той интеллектуальной базой, которая поможет маленькому человеку в школе и жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.