Сулейменова М.Е., Сыздыкова М.А.
Новый качественный уровень образования обеспечивается созданием образовательной системы, ориентированной на достижение ожидаемых результатов, открытость и интерактивность, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования.
Содержание образования ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества.
На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки современного специалиста нового типа, обладающего глубокими знаниями владеющего специальными навыками и умениями для внедрения инновационных технологий в практику.
В идеале будущий специалист должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Непосредственное влияние на личность обучающегося, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность преподавателя.
Педагогическая компетентность преподавателя – это педагогический труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании обучающихся. При этом компетентность самого преподавателя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализаций педагогической деятельности.
Педагогическая компетентность имеет две составляющие: теоретическую и практическую. Взаимная связь этих двух сторон находит отражение в базовых планах и программах. Содержание педагогической деятельности и двуединая целостность профессионально значимых знаний позволяет вычленять составляющие компетентности и знаний как её ядра.
Для этого необходимо умение переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в выражении «Помоги мне это сделать самому». Таким образом, главная задача преподавателя в современных условиях - быть помощником обучающемуся в его жизненном самоопределении, не быть перед учащимся чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с учащимися и самому учиться с ними. В современном мире велика роль педагога в развитии и становлении личности, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность педагога - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию колледжа к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности учащегося, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества учащегося и преподавателя. Во всяком деле профессионализм – умение решать стандартные профессиональные задачи выделяют следующие уровни профессиональной деятельности:
· становление деятельности;
· успешное выполнение фиксированной нормы;
· выполнение нормы с адекватной рефлексией;
· рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы;
· соучастие в постановке или снятии проблем;
· полная рефлексивная самоорганизация.
Помимо этого уровень профессионализма преподавателя принципиально связан с тремя группами факторов. Во-первых, с существованием индивидуальных особенностей и их коррекцией в процессе жизнедеятельности, во-вторых, с внедрением педагога в социально-культурную среду, в-третьих, с демонстрацией оперирования социокультурными нормами в учебно-воспитательном процессе.
Учитель новой формации — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.
Профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.
Переход к новой системе среднего общего образования, ориентированного на результат, актуализирует проблему целей, содержания и технологий организации профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров. Одним из методологических решений является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование профессионально-личностной компетентности руководителя, учителя, школьного психолога.
Специальная компетентность — способность заниматься собственно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Социальная компетентность — способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения.
Образовательная компетентность — интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.
Особая роль отводится деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. В соответствии с этим психолог должен владеть необходимыми методиками психодиагностирования, консультирования, коррекции и просвещения, как учителя, так и родителей и учащихся.
В любой сфере деятельности можно говорить о трех уровнях компетентности: низкий, средний и высокий. Низкий уровень компетентности предполагает слабую ориентацию в ближайшем и отдаленном будущем. Такой человек «плывет по течению», живет по принципу «день прошел и, слава богу». Прогнозируются элементарные потребности, события. Знают и используют прогнозы погоды, читают и часто доверяют астрологические прогнозы. Основными методами прогнозирования являются различные приметы и интуиция.
Средний уровень компетентности предполагает хорошую ориентацию в ближайшем и слабую в отдаленном будущем. Такой человек знает, что он хочет, как этого добиться и что это даст в будущем, умеет предвидеть к чему приведут те или иные простые действия, какие возникнут ситуации. Умеет найти выход из сложной ситуации. Стремится к объективному прогнозированию ближайшего и отдаленного будущего. Иногда, часто интуитивно, использует отдельные методы и приемы прогнозирования. Может назвать различные виды прогнозов: экономические, политические, демографические, экологические, технические, социологические, педагогические и другие.
Высокий уровень компетентности предполагает хорошую ориентацию в ближайшем и отдаленном будущем, в предстоящих событиях. Может предвидеть адекватную реакцию окружающих на предстоящие события, действия, процессы. Знает и использует методы и приемы прогнозирования. Может предположить структуру ближайшего и отдаленного будущего, способен найти недостающее звено («белое пятно») в цепочке предстоящих событий. Опирается на объективные методики прогнозирования и исключает приметы и необоснованную интуицию. Конструирует будущее. Хорошее прогностическое мышление позволяет избегать сложных жизненных ситуаций.
В нашем колледже учебный процесс огранизован с учетом систематического пополнения УМК преподавателей по дисциплинам, а также внедрением новых подходов в конструировании занятий, апробированием и применением элементов различных методик преподавания.
Осуществление преподавателя функции эмоциональной поддержки предполагает то, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство».
Чтобы работать в русле личного роста, педагогу необходимо овладеть умениями работать с эмоциональными проявлениями как с особым содержанием. Структуру этого умения составляют следующие умения:
· Эмпатия (понимание чувств учеников); уважение (принятие учеников как конструктивных личностей);
· Искренность (открытое проявление своих чувств);
· Конкретность коммуникации (избегание расплывчатых, обобщённых высказываний, точное описание чувств и переживаний).
Исследовательская функция педагога имеет три аспекта реализации его исследовательской активности. Первый аспект связан с тем, что в компетенцию входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности.
Второй аспект определяется использованием психодиагностических методов и процедур. Применяя их, преподаватель оказывается в роли реального исследователя, получающего доступ к специфической информации о развитии подростка. Соответственно, он должен быть способен как фокусироваться на исследовательской задаче и грамотно проводить процедуру исследования, так и выполнять ряд требований «Кодекса психолога».
Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Он практически постоянно находится в позиции исследователя по отношению к личностному развитию подростка, будучи во взаимодействии с ним. Естественно, что наиболее ярко исследовательская функция проявляется при работе собственно психологическими методами.
Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. Facilitate — облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать учащемуся условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом, учитель- фасилитатор — это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.
Очевидно, что фасилитация должна быть присуща учителю по определению. Этот процесс выражается уже в самом качестве взаимоотношения «учитель —учащийся», строящегося на искренности преподавателя, безоценочном положительном принятии им подростка, эмпатическом понимании. Преподаватель не отгораживается от учеников маской наставника. Он общается с ними как живой человек, открыто выражая свои чувства.
Преподаватель должен быть экспертом в педагогических проблемах. Экспертная (консультативная) функция вырастает из потребности учащегося в наставнике, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой педагог, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в экспертную сферу своих интересов.
Для реализации этих достижений, методической службой нашем колледже проводится следующая работа, которая способствует профессиональному росту преподавателей: это, прежде всего конкурсы профессионального мастерства «Мастер своего дела»; организация и проведение конкурсов: «Толерантность-гармония мнообразия»; декады общеобразовательных и специальных дисциплин с проведением открытых уроков: «Мастер класс», «Дебют учителя»; выставки методического обеспечения; конкурс «Лучший куратор»; презентации творческих работ, творческий отчёт по теме самообразования, организация и проведение научно исследовательской работы студентов совместно с руководителями.
Современная модель будущего специалиста ориентирована на ряд требований;
· имеющей собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ
· обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией.
· должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке
· проводить поисково-исследовательскую работу, укрепляющую интерес к учебному предмету.
Современный педагог — это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
Литература.
1. Журнал «12-летнее образование», №6 2005 г.
2. Журнал «12-летнее образование», №8 2007 г.
3. Журнал «12-летнее образование», №1 2007 г.
4. Журнал «12-летнее образование», №5 2008 г.
5. Журнал «12-летнее образование», №9 2008 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.