ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
преподавание
Взрослым
01.02.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.
научная статья
формирование проф компетенц.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

Сулейменова М.Е., Сыздыкова М.А.

Новый качественный уровень обра­зования обеспечивается созданием образовательной системы, ориентированной на достижение ожидаемых результатов, открытость и интерактивность, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования.

Содержание образования ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества.

На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки современного специалиста  нового типа, обладающего глубокими знаниями владеющего специальными навыками и умениями для внедрения инновационных технологий в практику.

В идеале будущий специалист должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Непосредственное влияние на личность обучающегося, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность преподавателя.

Педагогическая компетентность преподавателя – это педагогический труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании обучающихся. При этом компетентность  самого преподавателя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализаций педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность имеет две составляющие: теоретическую и практическую. Взаимная связь этих двух сторон находит отражение в базовых планах и программах. Содержание педагогической деятельности и двуединая целостность профессионально значимых знаний позволяет вычленять составляющие компетентности и знаний как её ядра.

Для этого необходимо умение переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности, которые чётко выражены в выражении «Помоги мне это сделать самому». Таким образом, главная задача преподавателя  в современных условиях - быть помощником обучающемуся в его жизненном самоопределении, не быть перед учащимся чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с учащимися и самому учиться с ними. В современном мире велика роль педагога в развитии и становлении личности, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность педагога - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию колледжа к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности учащегося, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества учащегося и преподавателя. Во всяком деле профессионализм – умение решать стандартные профессиональные задачи выделяют  следующие уровни профессиональной деятельности:

·         становление деятельности;

·         успешное выполнение фиксированной нормы;

·         выполнение нормы с адекватной рефлексией;

·         рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы;

·         соучастие в постановке или снятии проблем;

·         полная рефлексивная самоорганизация.

Помимо этого уровень профессионализма преподавателя принципиально связан с тремя группами факторов. Во-первых, с существованием индивидуальных особенностей и их коррекцией в процессе жизнедеятельности, во-вторых, с внедрением педагога в социально-культурную среду, в-третьих, с демонстрацией оперирования социокультурными нормами в учебно-воспитательном процессе.

Учитель новой формации — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.

Профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Переход к новой системе среднего общего образования, ориентированного на результат, актуализирует проблему целей, содержания и технологий организации профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров. Одним из методологических решений является компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование профессионально-личностной компетентности руководителя, учителя, школьного психолога.

Специальная компетентность — способность заниматься собственно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность — способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения.

Образовательная компетентность — интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития субъектности и креативности, способность применять основы педагогической и социальной психологии.

Особая роль отводится деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. В соответствии с этим психолог должен владеть необходимыми методиками психодиагностирования, консультирования, коррекции и просвещения, как учителя, так и родителей и учащихся.

В любой сфере деятельности можно говорить о трех уровнях  компетентности: низкий, средний и высокий. Низкий уровень компетентности предполагает слабую ориентацию в ближайшем и отдаленном будущем. Такой человек «плывет по течению», живет по принципу «день прошел и, слава богу». Прогнозируются элементарные потребности, события. Знают и используют прогнозы погоды, читают и часто доверяют астрологические прогнозы. Основными методами прогнозирования являются различные приметы и интуиция.

Средний уровень  компетентности предполагает хорошую ориентацию в ближайшем и слабую в отдаленном будущем. Такой человек знает, что он хочет, как этого добиться и что это даст в будущем, умеет предвидеть к чему приведут те или иные простые действия, какие возникнут ситуации. Умеет найти выход из сложной ситуации. Стремится к объективному прогнозированию ближайшего и отдаленного будущего. Иногда, часто интуитивно, использует отдельные методы и приемы прогнозирования. Может назвать различные виды прогнозов: экономические, политические, демографические, экологические, технические, социологические, педагогические и другие.

Высокий уровень  компетентности предполагает хорошую ориентацию в ближайшем и отдаленном будущем, в предстоящих событиях. Может предвидеть адекватную реакцию окружающих на предстоящие события, действия, процессы. Знает и использует методы и приемы прогнозирования. Может предположить структуру ближайшего и отдаленного будущего, способен найти недостающее звено («белое пятно») в цепочке предстоящих событий. Опирается на объективные методики прогнозирования и исключает приметы и необоснованную интуицию. Конструирует будущее. Хорошее прогностическое мышление позволяет избегать сложных жизненных ситуаций.

В нашем колледже учебный процесс  огранизован с учетом систематического пополнения УМК преподавателей по дисциплинам, а также внедрением новых подходов в конструировании занятий, апробированием  и применением элементов различных методик преподавания.

Осуществление преподавателя функции эмоциональной поддержки предполагает то, что он не только обладает  знанием и опытом его передачи, но и умением  соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство».

Чтобы работать в русле личного роста,  педагогу необходимо овладеть умениями работать с эмоциональными проявлениями как с особым содержанием. Структуру этого умения составляют следующие умения:

·         Эмпатия (понимание чувств учеников);       уважение (принятие учеников как конструктивных личностей);

·         Искренность (открытое проявление своих чувств);

·         Конкретность коммуникации (избегание расплывчатых, обобщённых высказываний, точное описание чувств и переживаний).

Исследовательская функция педагога имеет три аспекта реализации его исследовательской активности. Первый аспект связан с тем, что в компетенцию входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности.

Второй аспект определяется использованием психодиагностических методов и процедур. Применяя их, преподаватель оказывается в роли реального исследователя, получающего доступ к специфической информации о развитии подростка. Соответственно, он должен быть способен как фокусироваться на исследовательской задаче и грамотно проводить процедуру исследования, так и выполнять ряд требований «Кодекса психолога».

Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Он практически постоянно находится в позиции исследователя по отношению к личностному развитию подростка, будучи во взаимодействии с ним. Естественно, что наиболее ярко исследовательская функция проявляется при работе собственно психологическими методами.

Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. Facilitate — облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать учащемуся условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом, учитель- фасилитатор — это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.

Очевидно, что фасилитация должна быть присуща учителю по определению. Этот процесс выражается уже в самом качестве взаимоотношения «учитель —учащийся», строящегося на искренности преподавателя, безоценочном положительном принятии им подростка, эмпатическом понимании. Преподаватель не отгораживается от учеников маской наставника. Он общается с ними как живой человек, открыто выражая свои чувства.

Преподаватель должен быть экспертом в педагогических проблемах. Экспертная (консультативная) функция вырастает из потребности учащегося в наставнике, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой педагог, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в экспертную сферу своих интересов.

Для реализации этих достижений, методической службой нашем колледже проводится следующая  работа, которая способствует профессиональному росту преподавателей: это, прежде всего конкурсы профессионального мастерства «Мастер своего дела»; организация и проведение конкурсов: «Толерантность-гармония мнообразия»; декады общеобразовательных и специальных дисциплин с проведением открытых уроков: «Мастер класс», «Дебют учителя»; выставки методического обеспечения; конкурс «Лучший куратор»; презентации творческих работ, творческий отчёт по  теме самообразования, организация и проведение научно исследовательской работы студентов совместно с руководителями. 

 Современная модель будущего специалиста ориентирована на ряд требований;

·         имеющей собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ

·         обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией.

·         должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке

·         проводить поисково-исследовательскую работу, укрепляющую интерес к учебному предмету.

Современный педагог — это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

 

 

 

Литература.

1.                 Журнал «12-летнее образование», №6 2005 г.

2.                 Журнал «12-летнее образование», №8 2007 г.

3.                 Журнал «12-летнее образование», №1 2007 г.

4.                 Журнал «12-летнее образование», №5 2008 г.

5.                 Журнал «12-летнее образование», №9 2008 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Помимо этого уровень профессионализма преподавателя принципиально связан с тремя группами факторов

Помимо этого уровень профессионализма преподавателя принципиально связан с тремя группами факторов

Стремится к объективному прогнозированию ближайшего и отдаленного будущего

Стремится к объективному прогнозированию ближайшего и отдаленного будущего

Очевидно, что фасилитация должна быть присуща учителю по определению

Очевидно, что фасилитация должна быть присуща учителю по определению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020