Эпоха дворцовых переворотов
Оценка 4.8

Эпоха дворцовых переворотов

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
8 кл
08.04.2019
Эпоха дворцовых переворотов
Публикация является частью публикации:
Эпоха дворцовых переворотов.docx
16.02.19г. История – 8 класс Арби Дундаевич Шамаев Эпоха дворцовых переворотов Вид урока: Урок ­ практикум Цели  урока:  ­ определить причины дворцовых переворотов, ­ охарактеризовать  периоды правления  преемников Петра I, ­обобщить и подвести итог изучения школьниками основных  положений темы: «Эпоха  Дворцовых переворотов» Тип урока: лекция ­ практикум Оборудование урока:  компьютер, мультимедийный проектор. Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит.      Ход урока. Организационный момент: Здравствуйте ребята! Садитесь. Скажите, пожалуйста, кто  сегодня отсутствует на уроке Проверка домашнего задания Работа с заданиями из рабочей тетради и учебника 1. Интеллектуальная разминка (повторение). 1. Выбор словесных ассоциаций, связанных с родом деятельности людей: ­ Василий Васильевич Голицын – правитель России в период регентства         царевны  Софьи. ­ Петр I – император России. ­ Генерал Лефорт – руководитель Великого посольства.  ­ Карл II – шведский король. ­ Меншиков – полководец русской армии. ­ Кондратий Афанасьевич Булавин – казак, руководитель восстания. Назвать даты: ­ Северная война (1700­1721). ­ Восстание под предводительством К.А. Булавина (1707­1708). ­ Полтавская битва (1709, 27 июня). ­ Астраханское восстание (1705­1706) ­ Азовские походы (1695, 1696). 2. Вступительное слово учителя. Я не случайно начала урок с материала по эпохе Петра  I.Сегодня мы проводим обобщающий   урок   по   теме:   дворцовые   перевороты,   цель   которого   обобщить   и систематизировать ваши знания по этому периоду. Вы уже знаете, что отчасти, сам того не желая, Петр явился катализатором эпохи дворцовых переворотов.  Предлагается проблемное задание: — За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов.  Давайте посмотрим видеоролик Вопрос: ­ Вспомните, что было названо дворцовым переворотом? Ответ: ( Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков).  Вопрос: ­ Объясните, почему это стало возможным? Ответ:  В   январе   1725   года     умирает   Петр   l   .   Царь   не   успел   назначить наследника престола. Вопрос: ­ Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными? Учащиеся определяют эти причины: оо ао  .? 1) Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по  своему составу). 2) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право  передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г. 3) Появление дворцовых группировок, «партий», борющихся за власть. ео Вопрос: Что такое Верх вный Т йный Сов т Ответ: высшее совещательное государственное учреждение  Российской империи  в 1726—1730   гг.   в   составе   7­8   человек.   Создан   императрицей  Екатериной   I  как совещательный   орган,   решал   важнейшие   государственные   вопросы.   Ключевые позиции в нем поначалу имел  А. Д. Меншиков, после его падения (1727) — князья Долгоруковы и Голицыны. Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726­ 1730   гг.,   созданный   в   результате   борьбы   за   власть   между   группировками дворянства. Вопрос: Кто такой фаворит? Ответ:  лицо,   пользующееся   благосклонностью   правителя,   влиятельного   лица, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние. 3. Переходим к практической части. Практикум. 3.1.Задание№1: Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов. Имена:  Петр II  Екатерина I  Анна Ивановна  Петр III  Иван Антонович  Елизавета Петровна 1. 2. 3. 4. 5. 6. Екатерина I(1725­1727) Петр II (1727­1730) Анна Ивановна(1730­1740) Иван Антонович (1740­1741) Елизавета Петровна(1741­ 1761) Петр III (1761­1762) 3.2.Задание№2: Кем российские правители  приходились Петру I 1. Петр II ­ внук  Петра I, сын царевича Алексея 2. Анна Иоанновна – племянница, дочь Ивана V, брата Петра I, его соправителя в 1682 – 1696гг. 3. Елизавета Петровна – дочь Петра и Екатерины 4. Петр III – внук, сын второй дочери Петра Екатерины 5. Екатерина I – вторая жена Петра I 3.3.Задание№3: «Личности» 1.Вопрос: Назовите настоящие имя Екатерины I?  Ответ: Марта Скавронская  2.Вопрос: О ком идёт речь в тексте? «Малютку выносили на подушке, покрытой порфирой (длинная пурпурная мантия), на  торжествах царского двора вельможи и все государственные чины лобызали его ножку, его  показывали гвардии и народу в окно под громкое «ура!». И вдруг годом позже ребенок  император превратился в арестанта, причем строго скрываемого от внешнего мира» Ответ: Иван VI Антонович 3.Вопрос: Кому было предложено подписать «кондиции»? Ответ: Анне Иоанновне  4. Вопрос: «Не шляхтич и не курляндец, ­ писал о нем Бестужев, ­ пришел из Москвы  без кафтана и чрез мой труд принят был ко дворцу без чина и год от году, его любя,  по его прошению, производил и до сего градуса произвел его и , как видно, то он за  мою великую милость делает мне тяжкие обиды…»  Ответ: Бирон 5.Вопрос: Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на  престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего  великого отца Ответ: Елизавета Петровна 3.4.Задание№4: Даты 1.Вопрос: Назовите хронологические рамки дворцовых переворотов Ответ:1725­1762  2.Вопрос: Правление Петра II? Ответ: 1727­1730 3.Вопрос: Когда был создан Верховный Тайный совет? Ответ:1726  4.Вопрос: Когда произошел заговор гвардейцев, закончившийся свержением Петра  III? Ответ:1762 5.Вопрос: Царствование Ивана Антоновича? Ответ:1740­1741 4.Работа с документами. Далее для работы с документами учащимся предлагается разделиться на пары. Каждой  группе предлагается работа с документами. Задача групп – познакомиться с текстом  документа (то есть проанализировать), ответить на вопросы которые представлены в плане. План ответа по документам:1. Описание личности 2.Образование 3. Внутренняя  политика 4.Ваше отношение к исторической личности. 5.Рефлексия .Тестирование. 1.  Главная движущая сила дворцовых переворотов? а)  духовенство б)  крестьянство в)  гвардия 2.  Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха? а)  верховник б)  регент в)  рекрут 3. Фаворитом при Екатерине I был? а) Меншиков б) Бирон в) Разумовский 4.  Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне? а) установить патриаршество б) установить регентство в) подписать кондиции 5. Государственное устройство, при котором власть государя не ограничена? а) республика б) абсолютная монархия  в) парламент 6.Итог урока. Петр I создал разветвлённый административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь   на   этот   слаженный   административный   аппарат.   И   если   в   данное   время   для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального   монарха   на   другого,   отвечающего   интересам   определённой   придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь   игрушкой­марионеткой   в   руках   политических   сил.   1725   –   1762   гг.   –   время постоянных   дворцовых   переворотов,   интриг,   борьбы   за   власть,   попыток,   удачных   и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперёд. 7.Выставление оценок. 8.Домашнее задание: параграф 14  и вопросы после него письменно.

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019