ФРОММ ЭРИХ (1900-1980) -- психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на" (позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и отчуждение. Такая свобода -- бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера.
Эрих Фромм
ФРОММ ЭРИХ (19001980) психолог, философ, социолог, один из
основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г.
Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе
"Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках
проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "свободу на"
(позитивную). Обратной стороной "свободы от" является одиночество и
отчуждение. Такая свобода бремя для человека. Фромм описал три типичных
невротических механизма "бегства" (психологической защиты) от негативной
свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности
невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к
подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе.
Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть "как
все". Третий в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы
простор "свободе на" ("Душевно здоровое общество", 1945; "Искусство любить",
1956). Главная задача в построении душевно здорового общества это
воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность это
неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место
которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм
описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации
характера: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный.
Продуктивность это, напротив, способность человека любить, использовать
свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные принципы,
на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге
"иметь или быть?" (1976). Там он призывает заменить доминирующую ныне в
характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Важной темой творчества Фромма является религия ("Психоанализ и
религия", 1950). Он понимает под религией любую систему коллективных взглядов
и действий, которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения.
Религии подразделяются на авторитарные и гуманистические. Авторитарная
религия основывается на признании высшей силы, требующей от человека
подчинения и поклонения. В религии гуманистической главным выступает не
доктрина, а отношение к человеку. Бог здесь символ собственных сил
человека [1, с. 346347].
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.
Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические
проявления это следствие погруженности личности в различные социальные
среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования
того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из
двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и
"исторического". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он
относит два факта: 1) человек, по его словам, изначально находится между
жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и
"выбирается из него опять же случайно"; 2) существует противоречие между тем,
что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем
потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего
существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на
них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не
являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и
разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие
периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с
созданием нового гуманистического общества. В книге "Революция надежды"
(1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного
общества. Он возлагает большие надежды на введение "гуманистического
планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной
бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способапотребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его
пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые
должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого". Одновременно Фромм
выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою
собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих
"психодуховных ориентациях", напоминающих результаты и символы церковной
жизни