если вы вежливы

  • doc
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ezhei_vy_vezhlivy.doc

Внеклассное занятие о культуре поведения
   "Ежели вы вежливы"

 

Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:   Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.   Формировать положительные моральные качества.  Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать  свое мнение по теме.   Развивать творческие способности детей.
 
 Ход мероприятия:
На экране – I слайд презентации. Дорогие ребята, я рада видеть вас!

Сегодня на уроке мы повторим правила. Но не правила русского языка или математики, а правила этикета.

 

                            Что такое “этикет”? Это каждый знает: 
                            То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? 
                            Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
                            А теперь серьёзное дадим определенье.
Демонстрация II слайда презентации: “Этикет – это правила поведения человека среди других людей.” Кроме этого на слайде помещено определение этикета из “Словаря русского языка” Ожегова С.И.: “Этикет. Установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т. п.)”

Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? 
- Его называют культурным.  - Его называют воспитанным человеком.

 -Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе? “Случаи из школьной жизни” 

Демонстрируется III слайд презентации
              Друзья, вот вам на всякий случай
              Стихи о школьнике одном. Его зовут …, а впрочем, лучше
               Мы здесь его не назовем.
              “Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
             - Произносить он не привык,
               Простого слова “извините”
               Не одолел его язык.
               Ему бывает часто лень
              Сказать при встрече: “Добрый день!”
               Казалось бы, простое слово.
               А он стесняется, молчит,
              И в лучшем случае “здорово”
              Он вместо “здравствуй” говорит.
              А вместо слова “до свидания”
              Не говорит он ничего.
              Или заявит на прощанье:
              “Ну, я пошел, пока, всего…”
                Не скажет он друзьям по школе:
             “Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
               Своих друзей зовет он только:
              “Алешка, Петька, Ванька. Толька”

                Ребята, мы не можем тут
                Сказать вам, как его зовут.
                Мы честно вас предупреждаем,
               Что имени его не знаем.
                Но может быть, он вам знаком
                И вы встречались с ним где-либо,
               Тогда скажите нам о нем,
             А мы … Мы скажем вам “спасибо”. 

Внимание! Словарь вежливых слов! Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:
 Растает даже ледяная глыба  От слова теплого (спасибо).
 Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).
 Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече (здравствуйте)
 Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста)
 И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания)

Демонстрация IV слайда. 

Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет? А. Антонов “Вежлив Витя или нет” 
Малыша обидел Витя,
 Но перед школою в строю
 Витя просит: “Извините,
я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
 Следом Витя: “Извините,
я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
 И скажите  нам ответ.  
(Демонстрируется V слайд презентации).  Правила поведения в школе.  При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.  Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к различным неприятностям и даже травмам.  Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.  Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.

 

(Демонстрируется VI слайд презентации) “Мы пешеходы и пассажиры” Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди.

С. Маршака “Ежели вы вежливы”

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место, без сомнения,

 Уступите старухе. 

Ежели вы вежливы 

В душе, а не для вида,

 В троллейбус вы поможете

 Взобраться инвалиду.

 И ежели вы вежливы,

- Тому кто послабее,

Вы будете защитником,

 Пред сильным не робея.

(Демонстрируется VII слайд презентации).   Правила поведения в транспорте.  При входе в транспорт пропускай в дверях своего спутника,, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А при выходе подать руку своей спутнице.  В транспорте всегда уступайте место пожилым людям.  Соблюдай правила дорожного движения.  Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора!  Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!

 

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде.  Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица.   (Демонстрируется VIII слайд презентации)

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Слез ремень на левый бок.

 Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно

– Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

 Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

 Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей). “Экскурсия в салон моды”   Демонстрируется IX слайд презентации.  А теперь вспомним о том, какую одежду надо носить в школе и на занятия физкультурой. Если хочешь быть красивым.  Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и твоему возрасту.  Все предметы и части твоего костюма должны сочетаться друг с другом по цвету и по стилю.

 В одежде важны опрятность и аккуратность. Следи, чтобы твоя одежда всегда  была чистой и отглаженной. Твоя обувь должна быть тоже всегда начищена, независимо от погоды.

 

Демонстрируется X слайд презентации. В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему – то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон. Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

 ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

 Живет народ у нас такой

— Ответственные лица:

 Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

 Придут домой ученики —

 И начинаются звонки, 

Звонки без передышки. 

А кто звонит? Ученики,

 Такие же мальчишки.

— Андрей, что задано, скажи?..

 Ах, повторяем падежи?

 Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

 Я поищу тетрадку.

 — Сережа, вот какой вопрос: 

Кто полушария унес? 

Я в парте шарил, шарил, 

Нет карты полушарий!... 

   Не замолкают голоса,

 Взывает в трубке кто-то:

 — А по ботанике леса,

Луга или болото?

 Звонят, звонят ученики... 

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

 Ведь телефон-то рядом! 

Звони друг другу на дом!

 Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

 А первоклассник Колечка

 Звонит Смирновой Галочке

 —  Сказать, что пишет палочки

 И не устал нисколечко.

 

Демонстрируется XI слайд презентации.  Правила общения по телефону.  Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.  Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты».  Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.  Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

 

(Демонстрируется XIV слайд презентации) В народе говорят…  От вежливых слов язык не отсохнет.  Про доброе дело говори смело.  Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит.  Сумел провиниться, сумей и повиниться.  Спорить – спорь, а браниться – грех. 

Наша беседа о вежливости подошла к концу, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, способные всегда прийти на помощь и  защитить слабого. 

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

 И воспитанность, и ум.

 Во дворе и в школьном классе,

 Дома и когда в гостях

  Прост и вежлив оставайся

–  Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

 И улыбку не надо стеречь.

 Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

 Берегите, пожалуйста, речь!

 

Демонстрируется заключительный слайд презентации.
Подведение итогов.