Если ребенок сообщает о насилии
Оценка 4.7

Если ребенок сообщает о насилии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
27.03.2017
Если ребенок сообщает о насилии
Если ребенок сообщает Вам о насилии: Получив информацию о факте жестокого обращения, прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту. Если ребенок говорит об этом в классе, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине. Постарайтесь разговорить ребенка. Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему. Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, что он не виноват в совершенном насилии и что такое случается и с другими детьми. Сообщите ребенку, какие действия Вы намерены предпринять («Мне нужно сказать об этом сотруднику полиции (социальному педагогу и т.д.). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются тебе помочь»). Не давайте обещаний, которых Вы не сможете выполнить! Терпеливо и честно отвечайте на вопросы ребенка. Обязательно выясните у ребенка, сможет ли он подтвердить свое заявление в присутствии работников полиции и иных органов по защите детей, а также есть ли кто-то еще, кто сможет подтвердить эту информацию. Это поможет Вам определить алгоритм своих действий. Помогите ребенку подготовить план безопасности. Ребенку нужно: - Знать места, где он будет в безопасности. - Не пытаться самому остановить насилие. - Знать взрослого, к которому можно обратиться, или телефон, по которому можно позвонить. Поговорите с законным представителем или родственником ребенка (но не с агрессором!). В ходе беседы очень важно: - Не обвинять. - Дать гарантию конфиденциальности. - Говорить с позиции заботы о ребенке и матери (если она также является жертвой насилия). Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления). Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо: - наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение; - понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты; - уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите! Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
материалы для педагогов.docx
Алгоритм действия сотрудников образовательных учреждений: В  первую   очередь,   ребенок,   пришедший   в   школу   с  телесными   повреждениями,   должен   пройти осмотр медицинским работником для того, чтобы определить, может ли ребенок в таком состоянии заниматься   в   школе   и   не   требуется   ли   ему   немедленная   медицинская   помощь.   Одновременно телесные повреждения ребенка фиксируются в медицинской документации. О   предположительном   факте   насилия   следует   сообщить   директору   школы   путем   направления служебной записки. Директор обязан сообщить о данном факте в орган опеки и попечительства и/или орган внутренних дел (см. выше). При отсутствии на месте руководства школы, педагогу следует самостоятельно сообщить в указанные органы о данном факте. Следует планировать свои действия совместно с сотрудниками органа опеки или полиции. Нужно выяснить, собираются ли они приехать в школу или домой к ребенку и в какое время, а также выяснить  у ребенка,  хочет  ли он,  чтобы  с  ним находился  кто­то из  взрослых  при  разговоре  с представителем   компетентного   органа.   При   планировании   действий   следует   проявлять   особую деликатность,   поскольку   если   факт   насилия   не   будет   доказан,   а   ребенок   за   свое   заявление подвергнется еще большему насилию со стороны агрессора, это заставит его полностью потерять веру   в   возможность   выхода   из   ситуации.   Постарайтесь   «не   выдавать»   ребенка   –   агрессор,   по возможности, не должен знать, что информация исходила от него! Орган опеки должен провести немедленное обследование условий жизни ребенка, по результатам которого составляется акт обследования. По   итогам   проведенных   мероприятий   руководитель   образовательного   учреждения   немедленно направляет   в   правоохранительные   органы   информацию   о   выявлении   признаков   жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий   жизни   и   воспитания   ребенка,   оставив   копии   сообщений   и   прилагаемых   материалов   в документах по делопроизводству. Руководитель   образовательного   учреждения   направляет   информацию   о   выявлении   признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего  сообщения,  оставив  копии  сообщений и  прилагаемых  материалов   в документах  по делопроизводству. В силу п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители не вправе представлять интересы своих детей. Если законный представитель ребенка является агрессором, компетентный орган должен определить, кто будет представлять интересы ребенка. Последовательность действий педагога в случае выявления факта жестокости и насилия 1.   Постараться   «разговорить»   ребенка,   установить   контакт,   доверительные   отношения   с   ним. Оказать   эмоциональную   поддержку.   Здесь   необходимо   учесть,   что   взрослый   должен продемонстрировать   по   отношению   к   ребенку   интерес,   дружелюбие,   искренность,   теплоту   и эмпатию.   В   таком   случае   ребенок   почувствует,   что   данный   человек   действительно   слышит   и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения, не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.   Если   нет   возможности   устроить   его   на   ночлег   к   родственникам   или   в   другое безопасное место необходимо обратиться: ­        в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет   место   сочетание   ненадлежащего   исполнения   обязанностей   по   воспитанию   ребенка   с жестоким обращением; ­        в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы; ­        в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся   к   группе   риска   по   алкоголизму,   наркомании   или   психическим   заболеваниям   и невозможно их обучить родительским навыкам; ­        на консультацию к психологу, социальному педагогу. 2.   Рекомендовать   родителям   (законным   представителям)   проведение   диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее   насилие,   алкоголизм,   наркомания,   асоциальное   поведение   родителей,   психические заболевания). Обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам  снятия нервно­психического напряжения. Поэтому очень важно, чтобы педагоги и другие взрослые знали инстанции, куда они могут  обратиться за помощью: Органы опеки и попечительства. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Оказание психологической помощи жертвам насилия. Социально­реабилитационные центры. Службы юридической помощи. Службы экстренной психологической помощи. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку В беседе ­ противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лица Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение их Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве. Материал для педсовета РЕЗКОЕ СЛОВО ­ ТОЖЕ НАСИЛИЕ Право   на   образование   ребенка   следует   рассматривать   прежде   всего   как   право   на   уважение достоинства   маленького   человека,   уважительное   отношение   к   нему   со   стороны   персонала образовательного учреждения, как право на свободное выражение мнений и убеждений. В рамках школы   складываются   отношения,   которые   и   определяют   наличие   и   использование   характера управления образованием ребенка ­ насильственного или ненасильственного, что обнаруживает, в свою очередь, соблюдение прав ребенка. «Мы  ­  люди  ­  остались  такими  же,   какими  были  на  протяжении  миллионов   лет,  ­  бесконечно жадными,   завистливыми   и   агрессивными,   подозрительными,   полными   тревог   и   отчаяния.   Мы   ­ страшная смесь ненависти, страха и доброты, насилие и мир одновременно. Внешняя социальная культура   ­   результат   внутренней   психологической   структуры   наших   человеческих   отношений, каждый из нас ­ это склад всего прошлого» ­ так писал великий Кришнамурти, один из самых необычных восточных мудрецов XX века. Как утверждают психологи, в основе отношений «человек ­ человек» лежит управление собой и другими, цель которого ­ достижение желаемого стиля, вида, способа поведения, что и происходит в пределах школьного взаимодействия. При этом «нарушается благоприятное эмоциональное состояние школьника» (С.М. Тромбах), его эмоциональное   благополучие,   а   значит,   здоровье.   Размышляя   о   сути   человеческих   вза­ имоотношений, В. Франкл выделял три группы ценностей: ценность творчества, ценность пере­ живаний, ценность отношений. Забывая об этом, мы нарушаем право ребенка на самовыражение и самоопределение. Работа   по   совершенствованию   системы   управления   собой   и   другими   требует   знаний   и представлений   о   характере,   принципах   управления,   и   прежде   всего   ­   насильственном   и ненасильственном. В понятиях «насилие» и «свобода» есть нечто общее: и то, и другое строится на отношениях между людьми и с самим собой. «Ненасильственное управление предполагает делание, деятельность, общение с удовольствием для себя, что сохраняет здоровье во всех его проявлениях»     (Ю.М. Орлов). Но формами ненасилия человек пользуется редко. Проблема насилия рассматривается в науке широко. «Насильственное управление ­ это не только когда   убивают:   сказанное   резкое   слово   ­   тоже   насилие,   мы   подчиняемся   насильственному управлению   из  чувства   страха,   когда   нас   грубо  отстраняют,   чего­либо   лишают.   Насилие   ­   это тонкая и глубокая вещь» (Кришнамурти). Оно всегда ведет к нарушению прав человека. Если   вглядеться   в   историю   и   методологию   вопроса,   то   следует   сделать   вывод,   что   проблема насильственного управления сложна. На протяжении тысячелетий человек прибегал к насилию. Наказание   за   нежелательные   для   управителя   действия,   несмотря   на   свою   неэффективность, применяется   с   момента   возникновения   человечества.   Управленческое   поведение   как подчиняющего, так и подчиняемого выработано не ими, оно существовало до них и было усвоено через инстинкт и научение. Человек же принял эту модель в чистом виде и на протяжении долгого исторического времени прибегает   к   ней,   превзойдя   природный   инстинкт   животных,   поскольку   выработал   символы устрашения   более   разнообразные,   чем   существующие   в   животном   мире.   Эти   символы предупреждают необходимость практической реализации каких ­либо форм насилия немедленно и в разных ситуациях. Так, угрожающе звучат слова учителя: «Дневник на стол!» ­ которые лишь предваряют грядущую расправу, и можно представить, что творится в душе ребенка в этот миг и какими последствиями для здоровья это грозит. Как пишет И. А. Зимняя, мотивация педагогической деятельности связана с желанием власти. Г.А. Мюррей   еще   в   1938   г.   назвал   этот   мотив   потребностью   в   доминировании.   «Потребность   в доминировании» зачастую удовлетворяется в насильственном управлении. В ходе взаимодействия педагога   с   учениками   она   выражается   во   взглядах   (злых,   ироничных,   насмешливых, предупреждающих), в жестах, мимике, интонации, аффективной речи и т.д. Наблюдая за деятельностью студентов во время пробных уроков, мы пришли к выводу, что из всех методов   взаимодействия   в   семи   случаях   из   десяти   студенты   пользуются   предупреждающими жестами, мимикой, нежелательными для детей действиями, интонацией. Использование   вербальных   и   невербальных   средств   взаимодействия   создает   безграничные возможности применения способов управления через насилие. В свою очередь, наблюдая данные приемы в работе учителя, школьник переносит их в область собственной деятельности, что можно наблюдать на практике. Существуют два основных философских подхода в определении насилия. Один гласит: насилие ­ прирожденное свойство человека; другой утверждает: это результат социального и культурного влияния среды, в которой мы обитаем. Об этом пишет и Э. Фромм, объясняя отказ от свободы в пользу   деспотизма   разрушением   сообщества,   которое   жестко   программировало   жизненные проявления человека. В результате свобода оказывается не востребованной, так как человек не всегда готов к саморегуляции и нуждается во внешней силе, которая бы им управляла. Исследование,   проведённое   среди  выпускников   педагогического   колледжа,   показало,   что  из  43 опрошенных   выпускников   39   одобрили   концепцию   насилия   («хорошо,   что   заставляли,   ругали, наказывали, строго спрашивали...») и лишь четыре написали, что с удовольствием делали все сами. Таким   образом,   формула   «я   могу   сам,   я   хочу   сам,   я   буду   сам»   срабатывает   редко.   Человек одобряет, принимает модель насильственного управления и видит ее положительные результаты. Литературные   источники   подтверждают:   чем   выше   культура   человека,   общества,   культура отношений   в   системе   взаимодействия   «ученик   ­   учитель»,   тем   менее   значима   и   употребляема система насилия. Она имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Каждый педагог должен помнить, что тяга к насилию сидит внутри него самого, и чем умнее человек, тем более он способен стать выше насилия или использовать более тонкие и негрубые его формы. Так, студенты педагогического колледжа, изучая влияние эмоциональной памяти на результаты деятельности и активность младшего подростка, провели следующий эксперимент: первую неделю студенты вели уроки в обычном режиме, активно используя оценки и оценочные суждения; вторую неделю работали в режиме завышения отметок, а неудовлетворительный результат оценивался как отличный,   с   выдвижением   перспективы   роста;   третью   неделю   ­   в   режиме   безотметочном   и безмотивационном; четвертую ­ в режиме строгих требований выполнения норматива. Как   же   менялась   активность   детей   в   разных   ситуациях?   Оказалось,   что   уровень   активности соответствовал уровню использования системы насилия. Возможно ли применение ненасильственной формы управления в условиях профессионального и школьного обучения? Изучение   проблемы   насильственного   управления   (через   словесное   воздействие)   на   уроках физкультуры и спортивных занятиях показало, что на 45 пробных уроках в начальных классах, повышенная интонация использовалась 203 раза, насмешка ­ 24, морализирование ­ 13, придирки ­ 17, замечания ­ 392, оскорбление ­ 7, гнев ­ 19, одобрение ­ 28, похвала ­ 93, просьба ­ 12, юмор ­ 9, угроза ­ 13, поощрение самостоятельности ­ 16. Дети   реагировали   по­разному:   уходом   от   деятельности,   раздражением,   обидой,   молчаливым подчинением,   подавленным   состоянием,   равнодушием,   активной   деятельностью   при   похвале. Вывод понятен: насилие вызывает у ребенка негативную реакцию. В чем проблема? Дети неуправляемы или мы отмечены низкой культурой? У детей выработался стереотип к такому воздействию или нам не хватает ума на другие формы? Интересные ответы дали подростки из спортивной группе (ушу). Был задан вопрос: «Почему вы занимаетесь   спортом?».   70%   детей   ответили:   «Чтобы   уметь   защищаться»,   «Чтобы   ничего   не бояться », « Чтобы уметь дать сдачи». Вывод однозначен: ребенок испытывает на себе насильственное управление и затем берет его на вооружение. В этой ситуации следует говорить и о низкой правовой осведомленности детей. Ю.М. Орлов   выделяет   условия   процветания   насильственного   управления,   которые   хорошо прослеживаются в школе: ­ отрицание свободы управляемого, признание иллюзорности его существования; признание того, что его поведение ущербно и нуждается в управлении; ­   возведение эмоционального барьера и уменьшение проницаемости «я» управителя по отношению к обучающемуся, отрицание идентичности между управителем и тем, кем управляют;     повышенная   чувствительность   управителя,   страх   недостижения   цели   управления,   что ­   соответствует эмоциональной, социальной и духовной незрелости управителя. Изложенные   условия   взаимосвязаны,   основаны   на   особенностях   мышления   управителя   и управляемого. Существует   большое   количество   классификаций   видов   насильственного   управления,   явных   и скрытых.   Известное   изречение   «Похвала   ­   пилюля   для   дурака»   тоже   имеет   глубокий   смысл, корнями уходящий в суть насильственного управления. Его   распространенные   последствия:   садистское   поведение   и   приспособленчество,   постоянный страх и тревожность, работомания и суетливость ­ в основе реакций лежит синдром возмездия за насилие,   а   частая   похвала   приводит   к   тому,   что   ребенок   становится   «трудоголиком»,   теряя физическое и психическое здоровье. Примерная тематика занятий (родительских собраний) Варианты тем занятий Привлечение специалистов в ОУ и вне ОУ для подготовки и проведения занятий «Насилие в обществе как социально­психологическая проблема» юрист «Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок­взрослый» психолог «Безопасное поведение ребенка. Как защитить ребенка от насилия» психолог, сотрудники ОВД, «Воспитание у ребенка навыков терпимого отношения и ненасильственного поведения» Психолог «Права родителей и права ребенка» специалист по охране прав детства, социальный педагог Примерные темы занятий (классных часов) с учащимися Варианты тем занятий Привлечение специалистов в ОУ и вне ОУ для подготовки и проведения занятий Адресат «Насилие в обществе как социальная и психологическая проблема» педагог Учащиеся старших классов «Проблема ненасилия и гендерного равенства» психолог Учащиеся старших классов «Ненасильственные взаимоотношения (например: «Ребята.; давайте жить дружно!» ­ для учащихся начальной школы;   «Как справиться со своей агрессией» ­ для учащихся 5­9 классов)» психолог Учащиеся всех категорий «Как избежать насилия и защитить себя» (например, блок для девочек «Как не стать жертвой насилия») психолог, сотрудники ОВД Учащиеся средней и старшей школы «Толерантное   (терпимое)   отношение   как   форма   ненасильственного   поведения   по   отношению   к людям» психолог

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии

Если ребенок сообщает о насилии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017