Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.
Оценка 4.9

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
1 кл
14.04.2017
Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.
Описана четырехкомпонентная структура адаптации, которая включает мотивационный, когнитивный, эмоциональный и регулятивный аспект. К каждому из них подобраны диагностические методики, которые проводятся в течение года в режиме мониторинга. В конечном счете выявляется группа не адаптировавшихся детей, которым создаются условия развития и вне учебного процесса.Документ Word
Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников.docx
Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты. Ведина И.И., педагог­психолог МАОУ «Гимназия №19» г.Казани Адаптация   первоклассников   к   условиям   школы   продолжается   в   течение   всего учебного года. В этом процессе есть поступательное движение, но у отдельных учеников могут быть регрессивные явления.   Это зависит от множества факторов, все из которых отследить   невозможно.   Перед   школьным   психологом   стоит   задача   отбора   адекватного инструментария,   который   помог   бы   своевременно   отреагировать   на   трудности первоклассников. В противном случае, в определенный момент процесс может выйти из­ под контроля. Адаптация первоклассников имеет многокомпонентную структуру. В ней выделяют когнитивный, эмоциональный, мотивационный и регулятивный компоненты. Дезадаптация в когнитивной сфере – это недостаточное развитие мыслительных операций, таких как, обобщение, отвлечение, дифференциации признаков, способности выделять существенное в предметах и явлениях, способности устанавливать логические связи. Все эти параметры присутствуют   в   тесте   определения   уровня   умственного   развития   Замбицявичене, состоящий из четырех субтестов. Методика предназначена для детей 7­9 лет и хорошо себя зарекомендовала   как   для   отбора   способных   учащихся,   так   и   для   выявления   детей   с дефицитом в познавательной сфере. Тест умственного развития проводится только в конце учебного года. Его смысл состоит в том, чтобы сопоставить данные по нему с другими параметрами   адаптации.   Это   своеобразный   вектор   в   будущее   и   его   результаты   имеют характер прогноза: по этим данным можно судить, будут ли трудности у ученика при последующем обучении, и какого рода помощь ему нужна уже сейчас, чтобы их избежать.  Дезадаптация в эмоциональной сфере – это нарушение эмоционально­личностного отношения   к   отдельным   предметам,   школе   в   целом,   учителю   и   одноклассникам.   Для диагностики   эмоционального   благополучия   или   эмоциональных   затруднений   детям предъявляются   смайлики   с   веселым,   нейтральным   и   грустным   выражением,   которые должны быть отнесены к учителю, математике, русскому, чтению, окружающему миру и т.д. Эта методика используется несколько раз в год, чтобы отследить изменение эмоций, изменение   отношения   к   тем   или   иным   сторонам   школьной   жизни.   Полученные   данные обсуждаются с учителями и родителями, перед которыми стоит задача выяснить причину плохого   эмоционального   самочувствия   и   скорректировать   отношения.   Применение методики в режиме мониторинга позволяет отделить  ситуативные реакции от устойчиво плохого отношения.  Мотивационная составляющая   – это основа смысла всей учебной деятельности. При   дезадаптации   этот   смысл   теряется.   Бывает,   что   ребенок   приходит   в   школу   без мотивационной готовности, но в процессе школьного обучения обретает его. Но бывает и наоборот. Поэтому важно отследить изменения в этой области, чтобы скорректировать действия   учителя,   который   должен   предпринять   особые   действия     для   формирования высокой   и   хорошей   мотивации.   Для   такой   диагностики     используется  анкета     оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой в начале и в конце учебного года. Регулятивный компонент лежит в основе произвольных действий. Управление своим поведением и своими действиями делает учебу эффективной. Ученик по мере развития саморегуляции становится субъектом обучения. Для определения ее уровней используется методика «Тест простых поручений» в самом начале учебного года, а затем проводятся беседы   с   учителями   по   поводу   умения   соблюдать   школьные   правила   учащимися,   их поведения на уроках и переменах, умения слушать и понимать инструкции, действовать по образцу. Данные методики представляют достаточный комплекс для отслеживания процесса адаптации в течение года, ее коррекции, выявления учеников, которые так и не смогли приспособиться  к школе  за учебный  год,  а  также  особенностей  педагогического  стиля учителей, которые способствуют или не способствуют успешной адаптации. Наибольшее количество   раз   детям   предъявлялась   методика   эмоционального   самочувствия,   так   как эмоциональные реакции наиболее важны на первом этапе обучения. В  течение года можно было   заметить,   как   менялось   отношение   детей   к   предметам   (а   значит   и   к   учителям), одноклассникам   и   школе   в   целом.   С   целью   коррекции   нарушений   проводились консультации   с   учителями   и   родителями,   нацеленные   на   анализ   очень   конкретных трудностей ребенка в данный отрезок времени. Ближе к концу года отрицательные реакции у   большинства   носили   ситуативный   характер,   устойчиво   отрицательные   отношения исчезли.   Учителя   корректировали   свое   поведение   по   отношению   к   детям,   которые заявляли о негативных чувствах по отношению к предмету, родители выясняли причины отрицательных реакций и помогали в освоении материала, консультировали учителей по поводу индивидуальных особенностей их детей. По   результатам   обследования   мы   выявили   в   каждом   классе   группу   учащихся   с признаками   устойчивой   дезадаптации.   Их   оказалось   от   3­х   до   5­ти   человек   в   каждом классе. Это дети с низким уровнем развития, с эмоциональным неприятием множества предметов,   с   недостаточным   уровнем   мотивации   и   плохой   саморегуляцией.   Для   таких учащихся   простые   действия   по   коррекции,   которые   оказали   влияние   на   других   детей, оказались   недостаточными.   Здесь   потребовались     усилия   по   созданию   для   них   особых условий обучения и воспитания, а также применения дополнительных технологий. Для успешной   адаптации   этих   детей   необходимо   выйти   за   рамки   учебного   процесса, подключить   ресурсы   по   социализации,   расширить  сферу   их  деятельности.   Для  этого  в программу   по   адаптации   мы   включаем   социально­образовательные   проекты,   например, проект «Первоклассник пришел в детский сад». В рамках этой деятельности школьники выступают   перед   воспитанниками   детских   садов   в   роли   первоклассников.   Они   также получают  ответственные поручения в классе, участвуют в мини­тренингах, направленных на повышение самосознания и навыков самопрезентации, проводят самостоятельно часть урока, знакомятся со старшим другом – старшеклассником, который играет роль вожатого. Все   это   повышает   их   самооценку,     укрепляет     в   позиции   ученика,   развивает   навыки социального   взаимодействия,   расширяет   кругозор,   формирует   черты   характера, помогающие им преодолевать школьные трудности.

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.

Мониторинг процесса школьной адаптации первоклассников: методики и результаты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017