Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа п. Садовый"
Эссе по теме
«Инновационные подходы в преподавании.
Мои маленькие достижения!»
Выполнила
Серебрякова Н.В.,
учитель русского языка
и литературы
п. Садовый
2020 г.
Инновационные
подходы в преподавании.
Мои маленькие достижения.
Конспекты уроков, технологические карты, компьютерные презентации, тетради, дневники, перфокарты, тесты, оценки, отметки, многочасовые подготовки к урокам…. Все это - моя ежедневная работа. Я – учитель!
Для меня всегда это слово имело особое значение. Возможно, потому что мне повезло в детстве: меня учили настоящие профессионалы своего дела, знающие и умеющие привить ученикам интерес к своему предмету. Мы упорно грызли «гранит науки», стараясь не подвести своего педагога, доказав, что вместе с ним, при его умелом сопровождении, мы многое можем достигнуть и обязательно станем достойными людьми, хорошими специалистами и профессионалами своего дела.
Благодаря примеру своих наставников, я тоже решила стать педагогом. Приобрела профессию учителя начальных классов. А затем – учителя русского языка и литературы. К сожалению, по специальности я проработала недолго: жизнь распорядилась иначе. Но все же в моем случае справедливость восторжествовала. После долгого перерыва я вновь вернулась в школу. И снова учусь. Уже вместе с моими учениками, для которых я тоже хочу стать таким же добрым провожатым в мир новых знаний, в мир русского языка и литературы, как и мои учителя, мои добрые наставники.
На свой первый урок я шла с трясущими коленками и срывающимся от волнения голосом. Но заметив заинтересованный взгляд моих пятиклашек, у которых я к тому же являюсь классным руководителем, поняла, что вместе с у нас все получится. Нужно лишь заинтересовать, увлечь, пробудить желание учиться и познавать новое.
Для этого на всех этапах уроков я стала использовать игровые моменты, которые нравятся, как я поняла, учащимся всех возрастов. Нужно лишь подобрать подходящие задания. Игровые моменты я применяю во всех своих классах. Мы разгадываем загадки, решаем кроссворды, которые помогают обучающимся сформулировать тему урока, определить для себя его цели. Подобные формы работы – шарады, ребусы, кроссворды и другие – успешны как при постановке темы и определений целей, так и на этапах закрепления изученного материала, повторения.
Периодически на уроках мы «заглядываем» в нашу «волшебную шкатулку», в которой в зависимости от темы и задач урока лежат «наводящие вопросы», задания для индивидуальной и коллективной работы. С этой же целью я использую на уроке «ромашки», на лепестках которых написаны вопросы по теме, задания для работы. «Ромашка» выручает меня и на этапах закрепления материала, когда обучающиеся получают задания подготовить задания для одноклассников. После выполнения задания лепесток прикрепляется к «серединке», в результате в конце урока у нас получается целый букет цветов.
На уроках русского языка я часто использую прием нахождения учениками ошибок в заданном тексте. Такое задание способствует орфографической зоркости обучающихся и самоконтролю. С этой же целью применяю метод, когда проверку выполненного учеником у доски задания выполняют его одноклассники с объяснением ошибки и выставлением соответствующей оценки. Примечательно, что в роли учителя мечтают хотя бы раз побывать все ученики. И я с удовольствием предоставляю им эту возможность.
Уроки литературы предоставляют большие возможности для развития речи, дискуссий, проведения дебатов, когда каждая группа отстаивает свою очку зрения, а также игр, конкурсов, соревнований, для победы в которых необходимо хорошее знание материала. При изучении фольклора вместе с детьми по картинкам и фотографиям мы подбирали пословицы и наоборот. Делали зашифрованные коллажи на тему пословиц, сказок, которые предстояло «разгадать» детям.
Учитывая, что мы живем в век современных технологий и гаджетов, к выполнению задания в обязательном порядке подключаем компьютеры, телефоны и доступ в интернет.
Одной из популярных и, на мой взгляд, любимых форм работы для обучающихся является работа над проектами. Так дети получают опыт созидательной деятельности, приобретают уверенность в своих силах. Благодаря проектной деятельности, у учеников формируется привычка самостоятельно искать пути решения проблем в любых условиях. Они могут полнее раскрыть свой творческий потенциал, развить ораторское мастерство.
В зависимости от изучаемой темы форма деятельности при подготовке и защите проектов может быть разнообразной. Нередко ее определяют сами обучающиеся, учитывая свои способности и возможности. Так, в пятом классе, изучая русские народные сказки, обучающимся предлагалось сочинить свою волшебную сказку с соблюдением всех ее «составляющих». Все ребята подошли по-разному к выполнению задания: одни писали сочинения, другие представляли инсценировки отрывков сказки. Итоговой работой Серебрякова Ивана стало создание самодельной книги с иллюстрациями, которую мы потом преподнесли в дар первоклассникам. Также дети очень любят готовить вопросы и задания к викторинам и творческим конкурсам.
Шестиклассникам при изучении лексики я предложила исследовать лексику окружающих. Для этого необходимо было при помощи диктофона в телефоне выполнить запись разговора родственников, друзей, а затем произвести ее анализ, дать характеристику используемого говорящими набора слов. При изучении стилей речи обучающиеся получили задание подготовить презентацию по конкретному стилю. С желающими вместе после уроков занималась в кабинете информатики. Примечательно, что в работу активно включился ученик с низкой учебной мотивацией, которого трудно заинтересовать учебным процессом. В результате, он подготовил презентацию хорошего уровня и достояно защитил вой проект. Полученная высокая оценка работы стала хорошим стимулом для ученика, и он начал проявлять себя на уроке. И это я считаю своей пусть и небольшой, но победой.
Мне очень нравится мудрость, высказанная Конфуцием: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Поэтому в своей работе я стараюсь больше обращать внимание обучающихся на самостоятельную работу, поиск проблем и их решение.
Также я использую и другие технологии, которые позволяют быть «на одной волне» со своими учениками и при этом мотивировать интерес к обучению. Даже постоянное времяпрепровождение детей в телефонах (одна из проблем современности) я постаралась использовать в своих педагогических и образовательных целях. Зарегистрировав учеников на портале «Яндекс.Класс», я на этом сервисе формирую для них проверочные работы по изученным темам и делаю им рассылку. Данное задание не является для учеников обязательным. Но интерес и возможность проверить свои силы и заодно посоревноваться с одноклассниками берут свое. Примечательно, что активность в выполнении таких заданий проявляют и обучающиеся с крайне низкой учебной мотивацией. В результате школьники занимаются русским языком, повторяют и закрепляют пройденные темы и получают за них определенные баллы, которые затем превращаются в отметку в дневнике и классном журнале. Подобная форма работы, я считаю, является хорошим стимулом в обучении. И меня радует, что мои ученики просят новые задания. Значит, им это интересно.
Р. Олдингтон сказал: «Всему что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу…». Я в силу своих возможностей стараюсь показать моим ученикам верное направление, потому что хочу, чтобы они выросли не только грамотными, но и хорошими людьми.
И пусть пока из-за отсутствия опыта (а я работаю с 1 сентября 2019 года
) у меня еще не все получается. Но я стараюсь восполнить этот пробел: знакомлюсь с методической литературой, изучаю современные технологии и опыт коллег, занимаюсь самообразованием, участвую в дистанционных семинарах и вебинарах. Ведь учителю, особенно начинающему, нужно всегда заботиться о своей квалификации, чтобы соответствовать этому высокому знанию. И прикладываю для этого все свои силы и возможности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.