«Нет двух отношений к ребенку – педагогического и
человеческого. Есть одно, и только одно, -
человеческое»
С. Л. Соловейчик.
За окнами вагона дрожали редкие огоньки далеких деревень и сел, мелькали города: маленькие и большие, которые удавалось увидеть с платформы. Поезд все дальше и дальше уносил меня. Уносил с родных мест, где оставались близкие мне люди, где мои коллеги-педагоги продолжали учить и воспитывать детей, которые для меня уже стали родными. А что ждет меня впереди в суровых далеких краях? Ведь это другая страна, другой город, другая школа, другие ребятишки.
Чужая страна для меня вскоре стала родной, небольшая школа с ребятами – домом. А я? А я – учитель.
Пожалуй, с самого раннего возраста я определилась с выбором профессии. В другом виде деятельности я просто себя не могла представить. Конечно, мой выбор не мог быть спонтанным, ведь хорошим примером для меня были мои любимые учителя. И я, еще девчонкой смотрела в глаза моих педагогов с обожание и восторгом, и мне уже тогда виделось, что и я также буду любить свою будущую профессию и, конечно же, каждого ученика. Каждый ребенок – целый мир разнообразных эмоций, а их глаза полны надежды, любви и счастья.
Мои родители и друзья, конечно же, интересовались, почему я выбрала именно эту специальность, ведь многие считают, что профессия «учитель» очень сложная и, порой, неблагодарная : проверка тетрадей до полуночи, подготовка к урокам и бесконечные школьные проблемы. Но я отвечала, что понимаю и осознаю, что смогу нести эту почетную ответственность перед государством, обществом и перед учеником. Учитель – это мое призвание. Я это чувствую, и я всегда буду благодарна всем моим наставникам, которые вложили в меня все то, что позволило мне в будущем стать хорошим учителем.
Учитель – это необыкновенная, удивительная профессия. Она востребована в развивающемся обществе, она никогда не утрачивала своего смысла, она ориентирована на не обычного ученика, выпускника, а на «нового» человека с четкой жизненной позицией, с нестандартным мышлением, с высокой нравственной культурой и умением молодого человека самореализоваться в современной жизни. А учитель всегда путеводитель в жизни школьника.
Жизнь без учителя просто невозможна, ведь без учителя не было бы других профессий: строителя, врача, инженера.
Жизнь без учителя невозможно представить. Во время учебного процесса учитель должен быть не только мудрым наставником, но должен быть и лидером и доброжелательным, отзывчивым другом.
Из чего состоит моя жизнь? Это уроки, тетрадки, внеклассные мероприятия, кружки, педсоветы и семинары, работа с родителями… Порой чувствуешь усталость, но завтра снова будут уроки , звонок позовет в класс неугомонное племя, и вся усталость чудесным образом куда-то исчезает. Тебя снова встречают любопытные глаза непосед, озорников, таких разных и таких уже родных. И задаешься вопросом: а я, действительно, тот учитель, который нужен современному ученику, и каким должен быть он, современный учитель.
Современный учитель – это тот, кто создает позитивный настрой, доброжелательность и отзывчивость. Я думаю, что он должен быть в меру строгим, но обязательно обладать чувством юмора. Современный учитель должен вести детей за собой, должен побуждать их к желанию получать новые знания и стремлению к успеху.
Герберт Спенсер говорил: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Эти слова раскрывают сущность моего подхода к работе. Каждый день, создавая урок, я задаю себе множество вопросов: как побудить заинтересованность в предмете; какой материал будет особенно ценен в достижении поставленной цели; какие методы и средства выбрать для отдельно взятых учеников, создавая мотивацию для дальнейшего развития личности. В основе каждого моего урока лежат принципы сотрудничества и деятельностного подхода. Ученик не пользуется готовым набором знаний, а сам учится добывать, а затем и использовать их на практике. На занятиях учу детей самостоятельно рассуждать, анализировать.
Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации для моделирования ситуации успеха в поиске решения учебных задач. На каждом уроке я планирую использование здоровьесберегающих технологий: динамические паузы, музыкальные паузы, физминутки. Постоянно слежу за своевременной сменой видов деятельности, выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процнесса. На своих уроках применяю различные виды проверки знаний. Это и устная проверка, и письменная, и практическая, и различные виды итоговых проверок. Большое значение и для меня, и для детей имеют текстовые проверки, которые помогают быстро устанавливать обратную связь и анализировать результаты. Важным считаю на каждом уроке включать рефлексию, которая учит детей делать выводы, лучше понимать самого себя.
Чтобы научить детей учиться, я сама постоянно повышаю свой профессиональный уровень: курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы. Я обладаю широким кругозором, интересуюсь не только учебной, но и научно-популярной литературой, владею компьютером, музыкальными инструментами. Чтобы заинтересовать детей, на всех уроках использую игровые технологии, т.к. игра является не только усвоением общественного опыта, но и самоуправлением собственного поведения.
Кроме того, что я учитель, я еще и классный руководитель, поэтому принимаю вместе с детьми активное участие в жизни школы, создаю в коллективе атмосферу жизнедеятельности, ведь самопознание, саморазвитие для каждого ребенка очень важно.
Размышляя о роли учителя в обществе, могу сказать однозначно: счастливыми являемся не только мы, учителя, получая ежедневно лучики счастья от своих учеников, но и дети, которых мы искренне любим, переживаем за них, вкладываем в них все самое доброе и светлое, что есть в этом мире. А о себе могу сказать смело: мой поезд прибыл в назначенный пункт.
Закончу свои размышления словами С. Л. Соловейчика: «Нет двух отношений к ребенку – педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, - человеческое». И я верю, что именно в руках педагога душа поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.