Эссе "Моя педагогическая философия"
Главное - никогда не терять достоинства
М.Булгаков
По словам Джованни Руффини, «учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Он дает ученикам «огонь» надежды и веры в свои силы, в то, что каждый из них может добиться самых высоких вершин, нужно лишь верить в это и надеяться, а также упорно идти к поставленной цели. Конечно, это сложная задача.
60 лет жизни… Пролетели, пробежали, пронеслись. Я, как и многие дети ходила в детский сад. 1969 году — первый класс и первый учитель! Мы с трепетом приходили к ней домой, она поила нас чаем, рассказывала о фронтовых дорогах, разрешала поиграть с биноклем, потрогать награды. Перьевая ручка ловко ныряла в чернильницу и выводила палочки и крючочки с пониманием того, что гордость за учителя, должна проявиться в хорошо выполненном домашнем задании.
Вот и закончена начальная школа, сделаны первые шаги в среднем звене, но переезд родителей на новое место жительства изменил все. Новая школа, новые друзья, новые учителя и эта маленькая, хрупкая учительница русского языка и литературы, которая каждый раз входя в класс, держала в руках большую коричневую тетрадь, на которую мы смотрели как на самый священный, недосягаемый предмет в ее руках. Да… Да… Да… Эта тетрадь была самой заветной мечтой каждого ученика нашего класса. Фрида Борисовна, так звали нашу учительницу, после написания нами сочинения, проанализировав наши работы, обязательно вручала тетрадь одному из нас для того, чтобы лучшая работа навсегда поселилась в рукописном журнале. Я очень старалась в работе над сочинениями, но каждый раз у кого-то из моих одноклассников работа оказывалась лучше. Однажды наступил и мой звездный час. Фрида Борисовна вручила мне заветную тетрадь… Я на всю жизнь запомнила тему сочинения «Новые люди в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Мой учитель словесности – замечательный человек с открытым и огромным сердцем. Она стала для меня примером любви к предмету, ученикам и делу, которым ты занимаешься. Она научила меня понимать значимость и красоту русского языка и литературы. Фрида Борисовна и сегодня помогает и подсказывает мне в моем педагогическом поиске, моя рабочая тетрадь по литературе, с пожелтевшими страницами и сегодня лежит у меня на рабочем столе.
Школьные годы бегут, оставляя в нашей памяти самые светлые минуты, и окончательное решение стать учителем пришло в 9 классе после поездки в поселок Павлыш на родину В.А.Сухомлинского.
- Что все решила одна экскурсия? – скептически спросите вы.
На это можно ответить так: поездка в школу и музей В.А.Сухомлинского стала той живительной силой, которая определила поиски в выборе жизненного пути. Но после окончания педагогического института школьным учителем я не стала. Хорошую студентку, участницу студенческих научных конференций оставили работать на кафедре общего языкознания.
…Потом жизнь сложилась так, что в 1993 году вместе с семьей переехала в г.Перевальск, казалось снова нужно начинать все сначала в чужом краю. Но жизнь бумеранг и Луганский край не был для меня чужим, потому что мой дед по папиной линии жил и работал в Луганске, там же родился мой отец и поэтому, несмотря на место рождения в метрике, Луганский край был для меня родным и принял меня с теплом, вниманием и добротой.
Всегда буду благодарна судьбе за то, что без долгих колебаний стала директором Алексеевской неполной средней школы им.Б.Гринченка. Школа-музей каждый день напоминала мне, что я не только директор, но и учитель, который каждый день «должен отдавать свое сердце детям». Затем - «Перевальская гимназия №1», «Перевальская школа №3», Алчевская гимназия им.П.Н.Липовенко…
Учитель… Необычная профессия, и не профессия вовсе, а образ жизни. Мой предмет самый чудесный. Я учитель словесности. Моя задача самая главная – воспитание Души...
«Душа должна трудиться и день и ночь…» А как же усталость, она говорит о себе, выбиваясь из сил над огромным количеством бумаг, сопровождающих работу педагога...
Детские души, не обремененные грузом житейских проблем, открыты для любви, сочувствия, познания, постижения красоты мира. Для чего я иду на урок? Чтобы вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Тургеневым и Толстым, Чеховым и Буниным, Достоевским и Булгаковым, ответить своим ученикам на вопросы: для чего человек приходит в этот мир? В чем значение и смысл человеческой жизни? Как оставить о себе добрую память на земле?
Оказывается, что ученики, окружающие тебя - это твои коллеги. Я учу детей и вместе с ними учусь сама. Я люблю прислушиваться к ним. Навсегда осталось воспоминание о том, как мой первый в педагогической практике девятый класс Алексеевской школы, цитируя В.Шекспира, доказывал тему «вечной любви» в трагедии «Ромео и Джульетта»…
А нынешние ученики 11 класса еще 4 года назад на уроке внеклассного чтения удивляли меня своим выбором произведений для прочтения. С каким упоением Тимур рассказывал о Чичикове из романа Н.В.Гоголя «Мертвые души»; София о Поллианне, главной героине Элинор Портер, а сегодняшние пятиклашки с замиранием сердца говорят о рассказе Михаила Самарского «Радуга для друга». И я понимаю, что идя на урок, я не должна обмануть их ожиданий.
Я стараюсь творчески подходить к планированию уроков русского языка и литературы, разнообразить их формы – это интегрированные уроки, уроки-мастерские, диспуты, уроки-исследования, уроки-проекты и т.д. Самым сложным этапом эффективной работы считаю участие в научно-исследовательской работе, в написании научных исследований, интерпретации, оформлении результатов и выступлений на различных конкурсах и конференциях, олимпиадах.
Свое педагогическое кредо я хотела бы выразить словами Т.Эдисона, «главная задача цивилизации – научить человека мыслить», добавив всего лишь одну фразу, чтобы помочь ему стать успешным.
Новое поколение учеников хочет видеть учителей, динамичными, готовыми к восприятию быстро обновляющейся научной информации, разбирающихся в актуальных проблемах в области своей специальности, пополняющих знания путём самообразования.
Я хочу быть современной, разговаривать с ребятами на одном языке. Владение компьютером ¾ это требование сегодняшнего времени. И я не стыжусь спрашивать, учиться у своих учеников. Путешествуя в паутине Интернета, мы создаем и защищаем мультимедийные презентации, осуществляем поиск информации для создания базы источников по различной тематике.
«Воспитывать средствами предмета»… Это педагогическое выражение звучит по-канцелярски, но непосредственно относится к моей педагогической философии. Каждым фрагментом урока, каждым предложением, записанным или произнесенным, я воспитываю чувство языка, чувство родины, способность видеть и ценить красоту, уважать людей…
Моя профессия делает меня успешной, потому что это огромное счастье – видеть, как растут и формируются мои ученики, как зреют их мысли, как формируется характер.
И самое удивительное! С каждым новым пятым классом все больше убеждаюсь, как это трудно – УЧИТЬ.
Открывая дверь класса, я вижу глаза, которые ждут заветного: «Доброе утро!» Ждут начала урока… Урока, который поможет им поверить в свои силы, возможности. Урок, после которого, мои семиклашки подбегут ко мне, обнимут и вместе со мной порадуются, что мы перевернули еще одну страничку в большой книге знаний.
Мне никогда не хотелось быть для учеников «лучшим», «оригинальным», «хорошим» педагогом. Я боялась быть плохим. Ведь, как сказал Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки».
Не дипломы и грамоты, не благодарности руководства являются оценкой моего труда, а то, что в конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо», - вдруг слышу: «Спасибо Вам!». Это значит, меня и мой урок ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖНА. Я – учитель!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.