Эссе на тему
«Что значат для меня слова «Сердце отдаю детям?»»
Иноземцева Олеся Евгеньевна,
педагог дополнительного образования МБУДО «Лянторский ЦДО»
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,действует, бегает, кричит, пусть он находитсяв постоянном движении.
Ж.Ж.Руссо
Я уже более 20 лет в педагогике. Обучаю детей основам аэробики и фитнеса, формирую навыки здорового образа жизни, учу добру и человечности.
Образование всегда было источником развития общества. Но и общество оказывает постоянное влияние на образование и его роль. Меняется мир, общество, люди в нем, меняются условия жизни. На мой взгляд, в современном обществе все более ценится человек, способный и готовый к самосовершенствованию, поиску новых знаний, умеющий мыслить нестандартно.
Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Мне повезло в жизни, потому что в школьные и студенческие годы наставниками для меня были поистине талантливые люди: мои бабушка и дедушка, мама, а еще учителя, которые отдавали себя нам – детям без остатка.
Я считаю, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему делу, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кого ты учишь и воспитываешь. Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школьном возрасте. А успешность работы педагога определяется тем, удалось ли ему своим личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой.
На мой взгляд, педагог, прежде всего, должен научить ребенка «учиться», работать самостоятельно. Поскольку мы имеем дело с обычными школьниками, которые при огромной загруженности в образовательной школе посещают ещѐ и дополнительные учебные учреждения, моя задача психологически разгрузить детей, по возможности, снять мышечную и мозговую напряжѐнность через свободу музыкально- двигательных упражнений, через приобщение к миру аэробики и фитнеса.
Эти задачи решают формы организации педагогического процесса: занятия, репетиции, постановочная работа, тренинги, концерты, внеклассные мероприятия, преследующие цели, тесно переплетающиеся между собой: обучать, развивать, воспитывать, формировать.
Познавая красоту и грациозность движений, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, формируются образные представления, мышление, воображение. Кроме того, планомерное спортивно-оздоровительное воспитание, оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.
Развиваться должен не только ученик, но и педагог. Живя в современном мире, я осознаю, что педагог должен дать детям больше, чем просто знания, сформировать больше, чем просто умения и навыки. Необходимо суметь сформировать личность ученика, мотивированного к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
Что для этого требуется? Находиться в постоянном творческом поиске оригинальных приемов, методик и технологий обучения. В моем педагогическом арсенале системно-деятельностный подход, технологии проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. Мои педагогические аксиомы просты:
- Если я хочу, чтобы ребенок любил спорт, я должна работать с ним в содружестве.
- Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.
- Если я хочу создать условия для личностного роста ребенка, то одним из принципов должно быть единение. Единение с теми, кто верит в тебя, для кого ты не просто педагог, но еще и старший товарищ, друг, помощник, член команды.
Воспитывающую деятельность строю на базовых человеческих ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа и человечество).Важным также считаю формирование готовности обучающихся к выбору профессии с учетом личных интересов и потребностей рынка труда. Воспитание через личный пример, милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка, учет личностных сфер и опору на сильные стороны ученика – вот условия успеха!
Самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганда здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций, воспитание гражданских идеалов – вот наиболее важные направления в воспитании молодого поколения. Одним из ведущих методов социализации учащихся, на сегодня, считаю метод социального проектирования и успешно применяю его. Использование в процессе обучения и воспитания данной педагогической технологии дает возможность учащимся самосовершенствоваться, развивать свой внутренний мир, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой. А самое важное, предоставляет учащимся самим оценить себя, включится в мир проблем, которые стоят перед нашим обществом, проявить независимость, самостоятельность, отстаивать собственную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности. Социальное проектирование позволяет познать доброту в реальной жизни, воспитать в себе честность, милосердие и другие важные качества личности.
Уверена, что настоящий учитель должен обладать высокой педагогической культурой. Эта характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с эффективным взаимодействием педагога с учениками. Считаю, что без такого взаимодействия педагогическая практика оказывается малоэффективной и бессмысленной. Педагогическое мастерство парализуется, если учитель лишен таких черт характера, как любовь к детям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность.
Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к системному обновлению образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Я стараюсь соответствовать всем этим требованиям, профессионально развиваюсь: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом. Ведь профессионалами не рождаются – ими становятся. «Так что же такое достижения, успех?», — еще раз задаю я себе вопрос. Титулы, звания, категории? Думаю, это всего лишь следствие. Успех складывается из своеобразных маленьких кирпичиков, направлений работы с педагогами, родителями и детьми. Достижения для меня – это возможность видеть счастливые улыбки детей при встрече с педагогом.
Моей профессии можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно, физически. Главное для меня, не останавливаться на достигнутом, а идти вперед, несмотря ни на что, в ногу со временем!
Талант плюс трудолюбие, плюс творчество –
Вот формула успеха педагога.
И с ней, мне в это верить хочется,
К вершинам приведёт всех нас дорога.
Учитель, сам не уставай учиться,
Ведь в жизни совершенству нет предела!
Иду вперёд, покой мне только снится.
Лишь только бы душа не оскудела.
Секрет успеха так же прост от века:
Трудись, твори, прокладывай свой путь!
Выращивая Человека,
Учитель, сам ты человеком будь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.