Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе изучения художественных произведений вся система работы преподавателя должна быть подчинена созданию у подростков мотивированной потребности к развитию речевой деятельности. Исследование художественного текста определенного автора относится к одному из способов изучить человеческое мировоззрение. Бесспорным является тот факт, что художественный текст повести «Первая любовь» И.С. Тургенева подразумевает «индивидуальный» подход в интерпретации и понимании.
Иконка файла материала Восприятие подростками терминологии (1).docx
Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)  В ходе изучения  художественных  произведений    вся  система  работы преподавателя   должна   быть   подчинена   созданию   у   подростков мотивированной потребности к развитию речевой деятельности.  Прежде всего, следует отметить, что художественные тексты русских писателей   стимулируют   интерес   к   русскому   языку,   развивают   языковую интуицию,   закладывают   умение   думать   лингвистическими   понятиями, обладают воспитательным значением. В   художественных   текстах   не   только   передаются   типизированные ситуации общения, но и позитивное или негативное отношение к ним. Изучая художественные   тексты,   заметно   как   разные   народы   на   различных континентах   по­разному,   но   в   то   же   время   одинаково   модифицировали сходные   жизненные   ситуации,   явления   объективной   действительности, характеризуя   их   своеобразными   чертами1.   Каждая   культура   вырабатывает определенную   систему   норм   поведения,   обеспечивающую   психологическое равновесие в коллективе, социуме.   Сознание   носителей   определенного   языка   содержит   конкретные представления   о   речевом   поведении   в   разных   ситуациях.   Люди   имеют наглядно­ассоциативные представления о коммуникации в заданной ситуации. Современная наука о языке большое значение придает человеческому фактору: как люди коммуницируют в различных  ситуациях, какие языковые средства   применяют,   каким   образом   люди   различных   культур,   социальных слоев выстраивают свои высказывания. Исследование художественного текста определенного автора относится к одному из способов изучить человеческое мировоззрение.   В   них   авторы   обычно     осуществляют   оригинальный   отбор 1 Бачерикова В.Н. Художественная литература на занятиях по русскому языку: чтение и принципы отбора. Автореф. дисс. канд. педагог. наук. М., 2006.ярких   образов,   символов   как   результат   процесса   познания   и   культурной интерпретации мира. В художественном тексте как модели национального сознания автора архетипическими,   «наполнение»   национально­культурными,   идет экзистенциально­значимыми   концептами,   основанными   на   личном   опыте   и современной   ему   действительности.   Как   правило,   «моделями   ситуаций» являются культурологические, автобиографические сведения об авторе.  Бесспорным   является   тот   факт,   что   художественный   текст   повести «Первая любовь» И.С. Тургенева подразумевает «индивидуальный» подход в интерпретации и понимании.  «Первая любовь»   заключает в себе крупицы человеческой мудрости, традиции,   обычаи,   ценностные   ориентиры,   нравы,   юмор,   образ   мыслей, менталитет,   социальный   опыт.   Иными   словами,   повесть   отражает   душу народа, человеческий жизненный опыт, отношение к миру, философию бытия.  Линия   «романтического»   восприятия   женщины   через   Любовь определяет чувство подростка при случайной встрече с первого мгновения с девушкой в розовом платье, белом платочке. Романтическая линия собрана вокруг   взгляда,   переживаний   подростка,   детально   прописана   И.С. Тургеневым.  В   этой   связи   повесть     «Первая   любовь»   наиболее   четко   передает   индивидуальные   особенности   подростковой   аудитории, возрастные, содействует соблюдению принципа развития речи «от простого к сложному». Важно  не оставлять без внимания новые, непонятные подросткам.  Изучение   лексики   повести   «Первая   любовь»   развивает   внимание подростков к значениям, употреблению слов, воспитывает в них потребность в   выборе   подходящего   слова   для   выражения   мыслей   в   собственной   речи; позволяет   обосновать   систему   упражнений   над   изобразительно­ выразительными средствами произведения И.С. Тургенева, формирует умение пользоваться   толковым   словарем,   совершенствует   умениеэмоционально, точно,   образно   передавать   свои   мысли,   чувства.   Интерес   к лексике повести развивает, прежде всего, интерес к литературному языку. Аспектное   изучение   произведения   «Первая   любовь»   И.С.Тургенева помогает лучше осознавать грамматические явления, понимать особенности функционирования   лексических   явлений   в   предложении,     обеспечивает систематическое   повторение   лексических   понятий   и   закрепление соответствующих умений при изучении грамматики.  Изучение   тем   в   рамках     повести   «Первая   любовь»   подразумевает лексическую работу, направленную на овладение понятий происхождения и употребления   слов,   и     предполагает   соблюдение   таких   этапов,   как: комплексный   комментарий,   толкование   новых   слов   с   помощью   словаря, подбор   к ним современных слов­аналогов; распределение в соответствии с предложенными тематическими группами, в соответствии с дифференциацией слов;   толкование   предложенных   слов   с   помощью   слов   для   справок, осмысление   процесса   перехода   слов   в   разряд   неологизмов;   написание сочинений­миниатюр. Так   как   любовь   рассматривается   как чрезвычайно сложное   явление, ее эмпирически могут сравниваться     лишь отдельные предпосылки, компоненты:   характер   отношений   юношей   и девушек, стиль общения, уровни их эмпатии, общительности и т.д. Но частные сопоставления имеют смысл лишь в пределах некоего целого. Стоит   также   отметить,   что   тенденция   в   развитии   гендерных исследований   должна   быть   в   рассмотрении,   изучении   девушек   и   юношей­ подростков как единого объекта социума, гармонично взаимодействующего, развивающего друг друга, т.е. в единстве как 2 «половинки» единого целого.  Гендерные   стереотипы   проявляются   и   в   любовных   установках,   что вовсе не означает тот факт, что все юноши проявляют в любви легкомыслие, а девушки   –   альтруизм.   Но   разница   в   установках   может   порой   порождать конфликты   в   любовных   отношениях.   Альтруистичная   девушка­подростокждет   от   юноши   ответного   стремления   к   самопожертвованию,   а   юношу, настроившегося на флирт, такое стремление девушки раздражает, вызывает опасение, что им хотят командовать. Что   касается   уровней   общительности,   то   психологи   отдают предпочтение   юношам,   которые   с   раннего   возраста   активнее   девушек вступают в контакты с другими ребятами, организуют совместные игры и т.п. Чувство принадлежности к группе для юношей значительно важнее, чем для   Различия   в уровне   общительности между полами   скорее  девушек. качественные.   Общение   у   юношей   предметно   и   инструментально,   но   не экспрессивно.      Общение   девушек выглядит   более   дружественным,   избирательным. Девушки     вступают   в   контакт     в   основном   с   теми,   кто   им   нравится, содержание   совместной   деятельности   для   них     второстепенно.       Юноши тяготеют к более широкому, а девушки ­ к  более узкому кругу общения (по двое или по трое). Стиль, характер   межличностных отношений   зависят   от   особенностей воспитания   юношей и девушек,   их   половой принадлежности,   от   конкретной ситуации общения, особенностей собеседника, содержания коммуникации и т.п.  Стиль общения юношей направлен  на поддержание социального статуса, «сохранение лица», обязывает скрывать слабости, подчеркивать достижения, притязания. Стиль девушек нацелен на уменьшение социального расстояния, установление психологической близости с другими.  Девушки обычно описывают любовь в более психологических терминах, подчеркивая   ценность:   доверия,   эмоциональной   поддержки,   интимности; юноши   делают   акцент   на   солидарности,   взаимопомощи.   Данные   различия тесно связаны с развитием самосознания. При этом необходимо иметь ввиду,   у что сложные формы самосознания. девушек раньше,     чем у юношей,   появляютсяДевушки употребляют   более широкий набор понятий   при   описании сверстников,   их   описание   носит   более   дифференцированный, сложный характер: взаимоотношения 15­17­летних подростков психологически весьма напряжены. Менее уверенно юноши, девушки чувствуют себя в общении со сверстниками противоположного пола. Интерес к девушкам, число контактов с ними у юношей возрастают, их застенчивость не уменьшается. Девушки с юношами чувствуют себя увереннее. Для   исследования   ориентировки   подростков   в   содержании   понятия «любовь»   использовался   метод   культурной   провокации,   направленный   на выявление гендерных различий в реакциях, ассоциативно связанных с образом любви.  Девушкам   типичны   концепты,   ассоциативно   связанные   с идеалистически­романтическими   представлениями   о   любви,   их   опасения ассоциируются с возможными изменами юношей. Юношам характерны паллиативный выбор по формуле «и то, и это», не противопоставления категорического   содержащий   полярного   «женского»\«мужского» в инициации отношений и в рисках их разрушения. Основными   различиями   в   восприятии   текстов   из   повести   «Первая любовь»,   представленных   девушками   и   юношами,   выступили   следующие положения: ­ девушки обычно  строят свои истории на основе любовной фабулы ­ любви   2­х   героев.   В     их   историях   представлены   2   варианта:   истории   со счастливым финалом или драма героев, переживание чувства одиночества  ­ девушкам свойственно «идеалистическое» представление о любви; ­ для сознания юношей характерны более жесткие стереотипные схемы, претендующие на «реалистичность». Стоит   отметить,   что   романтические   позиции,   любовь,   отношения, гораздо важнее для девушек. Для юношей и девушек любовь ­ это «то, без чего   нельзя   быть   по­настоящему   счастливым»   ­   18,3%   против   17,8%соответственно.   15,2%   девушек   считают   любовью   взаимопонимание, поддержку, доверие между друг другом, чувством, делающим жизнь полнее ­ 9,5%.  В отличие от юношей, девушки придают любви ценность не только в жизни как таковой, но и в связи с жизненными планами, ориентировками на перспективы. Девушками любовь понимается как инструмент для создания благополучной   семьи,  они   прагматизируют   брак,  выстраивают   стратегию   в соответствии   с   представлением   о   желаемом   избраннике,   с   личным представлением   о   содержании   любви.   Дело   в   том,   что   девушки,   называя любовь основной мотивацией в ходе создания семьи, будут соотносить ее с доверием, взаимопониманием, поддержкой. Юноши, называя любовь целью, смыслом жизни, представляют ее возведенной в универсум.  Исходя из полученных данных, можно резюмировать, что скорее для юношей представления о любви выступают доминантными при выстраивании отношений. Юноши романтизируют образ любви, которая символизирует для них цель, смысл жизни. Девушки в основном подчиняют брачной перспективе свои представления о любви.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Авдулова   Т. П. Возрастная   психология   /   под   ред. 1. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2011. 250 с. 2. Бачерикова В.Н. Художественная литература на занятиях по русскому языку: чтение и принципы отбора. Автореф. дисс. канд. педагог. наук. М., 2006. 3. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 2000. 126 с. 4. 5. Вейнингер О. Пол и характер. ­ М.: Терра, 1992.­ 480с. Здравомыслова   О.М.   Семья   и   общество:   гендерное   измерение российской трансформации. М., 2003. 450 с.6. Троицкая О.Г. Гендерные особенности коммуникации //Проблемы межкультурной коммуникации. ­ Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 374­380.