Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)
Оценка 4.6

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
9 кл
05.03.2018
Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)
В ходе изучения художественных произведений вся система работы преподавателя должна быть подчинена созданию у подростков мотивированной потребности к развитию речевой деятельности. Исследование художественного текста определенного автора относится к одному из способов изучить человеческое мировоззрение. Бесспорным является тот факт, что художественный текст повести «Первая любовь» И.С. Тургенева подразумевает «индивидуальный» подход в интерпретации и понимании.
Восприятие подростками терминологии (1).docx
Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)  В ходе изучения  художественных  произведений    вся  система  работы преподавателя   должна   быть   подчинена   созданию   у   подростков мотивированной потребности к развитию речевой деятельности.  Прежде всего, следует отметить, что художественные тексты русских писателей   стимулируют   интерес   к   русскому   языку,   развивают   языковую интуицию,   закладывают   умение   думать   лингвистическими   понятиями, обладают воспитательным значением. В   художественных   текстах   не   только   передаются   типизированные ситуации общения, но и позитивное или негативное отношение к ним. Изучая художественные   тексты,   заметно   как   разные   народы   на   различных континентах   по­разному,   но   в   то   же   время   одинаково   модифицировали сходные   жизненные   ситуации,   явления   объективной   действительности, характеризуя   их   своеобразными   чертами1.   Каждая   культура   вырабатывает определенную   систему   норм   поведения,   обеспечивающую   психологическое равновесие в коллективе, социуме.   Сознание   носителей   определенного   языка   содержит   конкретные представления   о   речевом   поведении   в   разных   ситуациях.   Люди   имеют наглядно­ассоциативные представления о коммуникации в заданной ситуации. Современная наука о языке большое значение придает человеческому фактору: как люди коммуницируют в различных  ситуациях, какие языковые средства   применяют,   каким   образом   люди   различных   культур,   социальных слоев выстраивают свои высказывания. Исследование художественного текста определенного автора относится к одному из способов изучить человеческое мировоззрение.   В   них   авторы   обычно     осуществляют   оригинальный   отбор 1 Бачерикова В.Н. Художественная литература на занятиях по русскому языку: чтение и принципы отбора. Автореф. дисс. канд. педагог. наук. М., 2006. ярких   образов,   символов   как   результат   процесса   познания   и   культурной интерпретации мира. В художественном тексте как модели национального сознания автора архетипическими,   «наполнение»   национально­культурными,   идет экзистенциально­значимыми   концептами,   основанными   на   личном   опыте   и современной   ему   действительности.   Как   правило,   «моделями   ситуаций» являются культурологические, автобиографические сведения об авторе.  Бесспорным   является   тот   факт,   что   художественный   текст   повести «Первая любовь» И.С. Тургенева подразумевает «индивидуальный» подход в интерпретации и понимании.  «Первая любовь»   заключает в себе крупицы человеческой мудрости, традиции,   обычаи,   ценностные   ориентиры,   нравы,   юмор,   образ   мыслей, менталитет,   социальный   опыт.   Иными   словами,   повесть   отражает   душу народа, человеческий жизненный опыт, отношение к миру, философию бытия.  Линия   «романтического»   восприятия   женщины   через   Любовь определяет чувство подростка при случайной встрече с первого мгновения с девушкой в розовом платье, белом платочке. Романтическая линия собрана вокруг   взгляда,   переживаний   подростка,   детально   прописана   И.С. Тургеневым.  В   этой   связи   повесть     «Первая   любовь»   наиболее   четко   передает   индивидуальные   особенности   подростковой   аудитории, возрастные, содействует соблюдению принципа развития речи «от простого к сложному». Важно  не оставлять без внимания новые, непонятные подросткам.  Изучение   лексики   повести   «Первая   любовь»   развивает   внимание подростков к значениям, употреблению слов, воспитывает в них потребность в   выборе   подходящего   слова   для   выражения   мыслей   в   собственной   речи; позволяет   обосновать   систему   упражнений   над   изобразительно­ выразительными средствами произведения И.С. Тургенева, формирует умение пользоваться   толковым   словарем,   совершенствует   умение эмоционально, точно,   образно   передавать   свои   мысли,   чувства.   Интерес   к лексике повести развивает, прежде всего, интерес к литературному языку. Аспектное   изучение   произведения   «Первая   любовь»   И.С.Тургенева помогает лучше осознавать грамматические явления, понимать особенности функционирования   лексических   явлений   в   предложении,     обеспечивает систематическое   повторение   лексических   понятий   и   закрепление соответствующих умений при изучении грамматики.  Изучение   тем   в   рамках     повести   «Первая   любовь»   подразумевает лексическую работу, направленную на овладение понятий происхождения и употребления   слов,   и     предполагает   соблюдение   таких   этапов,   как: комплексный   комментарий,   толкование   новых   слов   с   помощью   словаря, подбор   к ним современных слов­аналогов; распределение в соответствии с предложенными тематическими группами, в соответствии с дифференциацией слов;   толкование   предложенных   слов   с   помощью   слов   для   справок, осмысление   процесса   перехода   слов   в   разряд   неологизмов;   написание сочинений­миниатюр. Так   как   любовь   рассматривается   как чрезвычайно сложное   явление, ее эмпирически могут сравниваться     лишь отдельные предпосылки, компоненты:   характер   отношений   юношей   и девушек, стиль общения, уровни их эмпатии, общительности и т.д. Но частные сопоставления имеют смысл лишь в пределах некоего целого. Стоит   также   отметить,   что   тенденция   в   развитии   гендерных исследований   должна   быть   в   рассмотрении,   изучении   девушек   и   юношей­ подростков как единого объекта социума, гармонично взаимодействующего, развивающего друг друга, т.е. в единстве как 2 «половинки» единого целого.  Гендерные   стереотипы   проявляются   и   в   любовных   установках,   что вовсе не означает тот факт, что все юноши проявляют в любви легкомыслие, а девушки   –   альтруизм.   Но   разница   в   установках   может   порой   порождать конфликты   в   любовных   отношениях.   Альтруистичная   девушка­подросток ждет   от   юноши   ответного   стремления   к   самопожертвованию,   а   юношу, настроившегося на флирт, такое стремление девушки раздражает, вызывает опасение, что им хотят командовать. Что   касается   уровней   общительности,   то   психологи   отдают предпочтение   юношам,   которые   с   раннего   возраста   активнее   девушек вступают в контакты с другими ребятами, организуют совместные игры и т.п. Чувство принадлежности к группе для юношей значительно важнее, чем для   Различия   в уровне   общительности между полами   скорее  девушек. качественные.   Общение   у   юношей   предметно   и   инструментально,   но   не экспрессивно.      Общение   девушек выглядит   более   дружественным,   избирательным. Девушки     вступают   в   контакт     в   основном   с   теми,   кто   им   нравится, содержание   совместной   деятельности   для   них     второстепенно.       Юноши тяготеют к более широкому, а девушки ­ к  более узкому кругу общения (по двое или по трое). Стиль, характер   межличностных отношений   зависят   от   особенностей воспитания   юношей и девушек,   их   половой принадлежности,   от   конкретной ситуации общения, особенностей собеседника, содержания коммуникации и т.п.  Стиль общения юношей направлен  на поддержание социального статуса, «сохранение лица», обязывает скрывать слабости, подчеркивать достижения, притязания. Стиль девушек нацелен на уменьшение социального расстояния, установление психологической близости с другими.  Девушки обычно описывают любовь в более психологических терминах, подчеркивая   ценность:   доверия,   эмоциональной   поддержки,   интимности; юноши   делают   акцент   на   солидарности,   взаимопомощи.   Данные   различия тесно связаны с развитием самосознания. При этом необходимо иметь ввиду,   у что сложные формы самосознания. девушек раньше,     чем у юношей,   появляются Девушки употребляют   более широкий набор понятий   при   описании сверстников,   их   описание   носит   более   дифференцированный, сложный характер: взаимоотношения 15­17­летних подростков психологически весьма напряжены. Менее уверенно юноши, девушки чувствуют себя в общении со сверстниками противоположного пола. Интерес к девушкам, число контактов с ними у юношей возрастают, их застенчивость не уменьшается. Девушки с юношами чувствуют себя увереннее. Для   исследования   ориентировки   подростков   в   содержании   понятия «любовь»   использовался   метод   культурной   провокации,   направленный   на выявление гендерных различий в реакциях, ассоциативно связанных с образом любви.  Девушкам   типичны   концепты,   ассоциативно   связанные   с идеалистически­романтическими   представлениями   о   любви,   их   опасения ассоциируются с возможными изменами юношей. Юношам характерны паллиативный выбор по формуле «и то, и это», не противопоставления категорического   содержащий   полярного   «женского»\«мужского» в инициации отношений и в рисках их разрушения. Основными   различиями   в   восприятии   текстов   из   повести   «Первая любовь»,   представленных   девушками   и   юношами,   выступили   следующие положения: ­ девушки обычно  строят свои истории на основе любовной фабулы ­ любви   2­х   героев.   В     их   историях   представлены   2   варианта:   истории   со счастливым финалом или драма героев, переживание чувства одиночества  ­ девушкам свойственно «идеалистическое» представление о любви; ­ для сознания юношей характерны более жесткие стереотипные схемы, претендующие на «реалистичность». Стоит   отметить,   что   романтические   позиции,   любовь,   отношения, гораздо важнее для девушек. Для юношей и девушек любовь ­ это «то, без чего   нельзя   быть   по­настоящему   счастливым»   ­   18,3%   против   17,8% соответственно.   15,2%   девушек   считают   любовью   взаимопонимание, поддержку, доверие между друг другом, чувством, делающим жизнь полнее ­ 9,5%.  В отличие от юношей, девушки придают любви ценность не только в жизни как таковой, но и в связи с жизненными планами, ориентировками на перспективы. Девушками любовь понимается как инструмент для создания благополучной   семьи,  они   прагматизируют   брак,  выстраивают   стратегию   в соответствии   с   представлением   о   желаемом   избраннике,   с   личным представлением   о   содержании   любви.   Дело   в   том,   что   девушки,   называя любовь основной мотивацией в ходе создания семьи, будут соотносить ее с доверием, взаимопониманием, поддержкой. Юноши, называя любовь целью, смыслом жизни, представляют ее возведенной в универсум.  Исходя из полученных данных, можно резюмировать, что скорее для юношей представления о любви выступают доминантными при выстраивании отношений. Юноши романтизируют образ любви, которая символизирует для них цель, смысл жизни. Девушки в основном подчиняют брачной перспективе свои представления о любви.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Авдулова   Т. П. Возрастная   психология   /   под   ред. 1. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2011. 250 с. 2. Бачерикова В.Н. Художественная литература на занятиях по русскому языку: чтение и принципы отбора. Автореф. дисс. канд. педагог. наук. М., 2006. 3. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 2000. 126 с. 4. 5. Вейнингер О. Пол и характер. ­ М.: Терра, 1992.­ 480с. Здравомыслова   О.М.   Семья   и   общество:   гендерное   измерение российской трансформации. М., 2003. 450 с. 6. Троицкая О.Г. Гендерные особенности коммуникации //Проблемы межкультурной коммуникации. ­ Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 374­380.

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь» (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)

Восприятие подростками концепта «любовь»  (на материале произведения Тургенева «Первая любовь»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018