Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6

Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.6
docx
29.11.2022
Современные педагогические технологии как составная часть  системы обучения в рамках реализации ФГОС
Современные педагогические технологии.docx

Современные педагогические технологии как составная часть

системы обучения в рамках реализации ФГОС

 

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

·        научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  • процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

  • концептуальность;
  • системность;
  • управляемость;
  • эффективность;
  • воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,
  • взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

  • концептуальная основа;
  • cодержательный компонент обучения;
  • процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;
  • методы и формы учебной деятельности учащихся;
  • методы и формы работы преподавателя;
  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
  • диагностика учебного процесса.
  • cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.

Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения,  методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип системности обучения и связи теории с практикой;
  • принцип сознательности и активности обучающихся в обучении при руководящей роли педагога;
  • принцип наглядности;
  • принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся  в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.

К современным педагогическим технологиям относят:

— технологии личностно — ориентированного образования;

— игровые технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— технология активного обучения;

— проблемное обучение;

— информационные технологии;

интерактивные технологии обучения

технологию проектного обучения;

— технология развивающего обучения и многие другие.

 

Использование инновационных технологий в учебном процессе

Задача педагога – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей обучающихся, выбрать то, что помогает ему «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный педагог, и у каждого она своя».

Пройдёмся по основным этапам современного занятия и рассмотрим современные образовательные технологии в его рамках. Современный урок начинается с предварительной организации обучающихся. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на занятии. Именно интерактивные технологии позволяют этот этап сделать не только организационным и смотивировать обучающихся к плодотворной работе на занятии. В группах младшего возраста это может быть игровой момент, в старших стимулирование полученными знаниями,  подчёркивание важности изучаемого предмета, наконец ответ на «любимый» вопрос обучающихся: «Зачем мне знать или уметь это?».

Затем идёт очень важный этап, во время которого происходит актуализация базовых знаний обучающихся и определяются проблемы, которые необходимо решить в процессе занятия. Именно на этом этапе происходит подготовка к определению темы и задач урока. "Мышление начинается с проблемной ситуации". Этот тезис произносят в качестве психологической основы технологии проблемного обучения. Если педагог  грамотно подобрал задания для этого этапа, то необходимость изучения новой темы или закрепление пройденного материала возникает сама собой и обучающиеся сами формулируют задачи и тему занятия, а педагог  как будто соглашается с ними. На этом этапе кроме технологии проблемного обучения опять уместно интерактивная форма общения, причём на данном этапе может определиться круг заданий для учащихся, видов деятельности на занятии в зависимости от выбора обучающихся. Современный подход к занятию  позволяет нам это сделать: у педагога всегда должны быть готовы вариантные задания по сложности, по способам выполнения, что позволит ему корректировать занятие  в зависимости от ситуации и настроя обучающихся.

При изучении нового материала эффективны следующие виды деятельности обучающихся (именно деятельности обучающихся,  педагог на современном занятии  выступает лишь координатором деятельности обучающихся): работа в группах, в парах, исследовательская работа, практическая работа, самостоятельная работа с самопроверкой, с взаимопроверкой и т. д. Предлагая задания для перечисленных видов работ, педагог должен использовать технологию дифференцированного обучения.

Очень остро стоит необходимость применения здоровьесберегающих технологий на занятиях. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в образовательном учреждении.

Важным этапом является рефлексия. В течении всего занятия проводится рефлексия действий после выполнения различных видов деятельности, но очень важно оценить полученные знания, умения, атмосферу на протяжении всего занятия, подумать что не удалось и что необходимо для этого сделать.

 
Выбор технологий обучения педагог  осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим

инструментарием, требованиями ФГОС.

 


 

Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации

Современные педагогические технологии как составная часть системы обучения в рамках реализации

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению…

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению…

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и…

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и…

Пройдёмся по основным этапам современного занятия и рассмотрим современные образовательные технологии в его рамках

Пройдёмся по основным этапам современного занятия и рассмотрим современные образовательные технологии в его рамках

Предлагая задания для перечисленных видов работ, педагог должен использовать технологию дифференцированного обучения

Предлагая задания для перечисленных видов работ, педагог должен использовать технологию дифференцированного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022