Современные педагогические технологии как составная часть
системы обучения в рамках реализации ФГОС
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
· научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.
Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
К современным педагогическим технологиям относят:
— технологии личностно — ориентированного образования;
— игровые технологии;
— здоровьесберегающие технологии;
— технология активного обучения;
— проблемное обучение;
— информационные технологии;
— интерактивные технологии обучения
— технологию проектного обучения;
— технология развивающего обучения и многие другие.
Использование инновационных технологий в учебном процессе
Задача педагога
– из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей обучающихся,
выбрать то, что помогает ему «приобрести специфическую способность к созданию
своей собственной методической системы преподавания. Такой системой,
разумеется, владеет каждый хороший, опытный педагог, и у каждого она своя».
Пройдёмся по основным этапам современного занятия и рассмотрим современные образовательные технологии в его рамках. Современный урок начинается с предварительной организации обучающихся. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на занятии. Именно интерактивные технологии позволяют этот этап сделать не только организационным и смотивировать обучающихся к плодотворной работе на занятии. В группах младшего возраста это может быть игровой момент, в старших стимулирование полученными знаниями, подчёркивание важности изучаемого предмета, наконец ответ на «любимый» вопрос обучающихся: «Зачем мне знать или уметь это?».
Затем идёт очень важный этап, во время которого происходит актуализация базовых знаний обучающихся и определяются проблемы, которые необходимо решить в процессе занятия. Именно на этом этапе происходит подготовка к определению темы и задач урока. "Мышление начинается с проблемной ситуации". Этот тезис произносят в качестве психологической основы технологии проблемного обучения. Если педагог грамотно подобрал задания для этого этапа, то необходимость изучения новой темы или закрепление пройденного материала возникает сама собой и обучающиеся сами формулируют задачи и тему занятия, а педагог как будто соглашается с ними. На этом этапе кроме технологии проблемного обучения опять уместно интерактивная форма общения, причём на данном этапе может определиться круг заданий для учащихся, видов деятельности на занятии в зависимости от выбора обучающихся. Современный подход к занятию позволяет нам это сделать: у педагога всегда должны быть готовы вариантные задания по сложности, по способам выполнения, что позволит ему корректировать занятие в зависимости от ситуации и настроя обучающихся.
При изучении нового материала эффективны следующие виды деятельности обучающихся (именно деятельности обучающихся, педагог на современном занятии выступает лишь координатором деятельности обучающихся): работа в группах, в парах, исследовательская работа, практическая работа, самостоятельная работа с самопроверкой, с взаимопроверкой и т. д. Предлагая задания для перечисленных видов работ, педагог должен использовать технологию дифференцированного обучения.
Очень остро стоит необходимость применения здоровьесберегающих технологий на занятиях. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в образовательном учреждении.
Важным этапом является рефлексия. В течении всего занятия проводится рефлексия действий после выполнения различных видов деятельности, но очень важно оценить полученные знания, умения, атмосферу на протяжении всего занятия, подумать что не удалось и что необходимо для этого сделать.
Выбор
технологий обучения педагог осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим
педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим
инструментарием, требованиями ФГОС.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.