ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ
Оценка 4.7

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ

Оценка 4.7
docx
29.11.2022
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ
_Индивидуальная форма организации познавательной деятельности обучающихся.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Иноземцева О.Е., педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная форма познавательной деятельности предполагает, что каж­дый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источ­никами (справочники, словари, энциклопедии, хрестома­тии и т.д.); проведение всевоз­можных наблюдений, выполнение какой либо индивидуальной работы и т.д. Широко используется индиви­дуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида инди­видуальных форм организации выполнения заданий: ин­дивидуальную и индивидуализированную. Первая характе­ризуется тем, что деятельность обучающегося по выполнению общих для всей группы заданий осуществляется без кон­такта с другими обучающимися, но в едином для всех тем­пе, вторая предполагает учебно-познавательную деятель­ность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого обучающегося сообразно его подготовке воз­можностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности обучающихся на занятии являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от ме­ханической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной само­стоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль педагога за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возни­кающих у обучающихся затруднений. Причем для слабоуспе­вающих обучающихся дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи педагогом. Он наблюдает за их рабо­той, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие учащиеся не справляются с заданием, педагог мо­жет прервать индивидуальную работу и дать всей группе дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах занятия, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для об­общения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы обучающихся при закреплении, повторении, орга­низации различных заданий. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Степень самостоятельности индивидуальной работы обучающихся в этих случаях является разной. "Первоначально обучающиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подра­жая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По ме­ре овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: обучающиеся могут работать по более общим, не детализиро­ванным заданиям, без непосредственного вмешательства педагога. Например, получив такое задание, каждый обучающийся сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной по­следовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа исследовательского ха­рактера".

Для слабоуспевающих учащихся необходимо состав­лять такую систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задания, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие обучающему шаг за шагом решить определенную задачу — различные теоретические сведе­ния, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопостав­лять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая органи­зация учебной работы обучающихся на занятии дает возмож­ность каждому обучающемуся в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углуб­лять и закреплять полученные и получаемые знания, вы­рабатывать необходимые умения, навыки, опыт познава­тельной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы обучающихся, в этом ее сильные стороны.

Индивидуально-обособленная форма имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения обучающихся. Познавательная задача в этом случае не выступает перед группой как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого обучающегося самостоятельно, без непосредственного его общения с другими обучающимися. Индивиду­альная форма особенно удачно используется во время самостоя­тельного выполнения какого либо вида деятельности.

Педагогическая ценность этой формы организации познава­тельной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого обучающегося сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем педагога за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи обучающемуся. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возмож­ности для самостоятельной работы, способствует воспитанию са­мостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий са­мообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формирова­нию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответ­ственность за выполнение порученного дела и т. д.

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоя­тельности обучающихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Здесь обучающиеся работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в объединении дополнительного образования преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении обучающегося.

Эти недостатки можно ком­пенсировать в практической работе педагога сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы как фронтальная и групповая.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Индивидуальная форма познавательной деятельности предполагает, что каж­дый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями

Индивидуальная форма познавательной деятельности предполагает, что каж­дый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями

По ме­ре овладения учебными умениями степень самостоятельности воз растает: обучающиеся могут работать по более общим, не детализиро­ ванным заданиям, без непосредственного вмешательства педагога

По ме­ре овладения учебными умениями степень самостоятельности воз растает: обучающиеся могут работать по более общим, не детализиро­ ванным заданиям, без непосредственного вмешательства педагога

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток

Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022