Эссе на тему «Использование электронных таблиц на уроке: риски и преимущества».
Автор: Приползина Ж.А., учитель английского языка, МБОУ СОШ № 2, г. Советский, ХМАО-Югра, Тюменская область.
Содержательная часть.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Требования ФГОС предполагают наличие ИКТ-компетентности всех участников учебного процесса и, в первую очередь, учителя. Учителю, который использует информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности, легче организовать образовательный процесс в мире электронной информации.
Современный учитель всё время повышает ИКТ-компетентность, учится ориентироваться в разных видах программного обеспечения, в сервисах, которые довольно быстро обновляются и улучшаются. Учитель познаёт новые программы и технологии для работы с текстом (MS Word), презентациями (PowerPoint), анимацией (Adobe Flash), таблицами (MS Excel).
На мой взгляд, каждый учитель обязан знать все возможности программного приложения MS Excel и передавать свои знания учащимся. Вне всякого сомнения, вычислительные возможности программы MS Excel, можно назвать безграничными.
Учитель может эффективно использовать электронные таблицы Excel при составлении списков оценок (например, при ведении «электронного классного журнала») и наглядном представлении успеваемости в виде графиков и диаграмм, при составлении анкет, при формировании базы данных, при разработке портфолио, а также при создании тестов разного уровня сложности и разного оформления, кроссвордов с выводом на экран результатов работы.
Я успешно использую в своей педагогической деятельности редактор электронных таблиц Excel. Однако, следует признать, что наряду с преимуществами, электронные таблицы имеют и определённые недостатки.
Личный опыт привёл меня к выводу, что учителя, планирующего освоение и применение на практике электронных таблиц Excel, ожидают определённые риски.
Во-первых, требуется наличие компьютерного оборудования (в идеале 1 компьютер на 1 ученика).
Во-вторых, предполагается большая предварительная работа по отборе и подготовке заданий (например, при составлении тестов и кроссвордов).
В-третьих, необходимо производить учёт санитарно-гигиенических требований, связанных с дозировкой времени непосредственной работы учащихся с ПК. Известно, что информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная и при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза.
В-четвёртых, учащийся отучается производить в уме элементарные математические вычисления, что оказывает пагубное влияние на развитие его логического мышления.
Однако, преимуществ при работе с электронными таблицами Excel всё же больше. Вот основные из них:
ü формирование ИКТ-компетентности учащихся;
ü повышение мотивационного потенциала учащихся;
ü оперативность получения сведений о знаниях учащегося, качественность и объективность полученных результатов;
ü мониторинг успеваемости и достижений учащихся;
ü возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, организовывать самостоятельные действия каждого учащегося;
ü обеспечение наглядности, быстрота и удобство воспроизведения учебного материала;
ü создание комфортной эмоциональной атмосферы на уроке.
Таким образом, можно сделать вывод, что электронные таблицы предлагают учителю широкое поле возможностей их использования. Программа MS Excel позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время, дополняет привычные средства обучения на уроке, помогает улучшить и закрепить получаемые знания, увеличить интерес к предмету, предоставляет возможность учащемуся самому определять темп изучения материала и выполнения заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.