Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и использованием дистанционных образовательных технологий».
Долгие годы ученики учились по старой традиционной схеме: посещение всех уроков. Проще говоря, очное и заочное обучение было. А вот только 2020 год внёс в учебный процесс особые коррективы и все учебные заведения в спешном порядке переводились «на удалёнку». Это оказалось большим стрессом, как для информационных систем, так и для их участников. Все надеялись, что это было лишь раз и больше не повторится, но у коронавируса были другие планы и уже в октябре текущего года, всё больше школ, колледжей и вузов переходят на домашнее обучение с помощью интернета.
Сколько бы плюсов ни было у дистанционного обучения, минусов всё равно достаточно. Особая проблема при ДО, которая заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточном общении со сверстниками и взрослыми, в недоступности ряда культурных ценностей, в том числе дети , которые обучаются на домашнем обучении с приходящем учителем.
Эффективное физическое и интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии , возможно только при индивидуальном подходе к каждому ребенку. В этих целях приходится разрабатывать свои программы для таких детей и вести работу с их родителями.
Дистанционное образование требует максимального участия родителей. Если это ребенок-инвалид, то родителю в большинстве заболеваний необходимо присутствие при общении с учителем.
На
необходимость использования ДО указывают противоречия между традиционным
способом индивидуального обучения детей-инвалидов и возможностью погрузиться им
в современную среду обучения с применением современных электронно-компьютерных
технологий; урочной системой обучения и обучения в определенное время с
целью сохранения здоровья ребенка (для учащегося, имеющего проблемы со
здоровьем, крайне важно продолжительность изучения материала и время обучения
определять самому с учетом самочувствия; ученик должен учиться в своем темпе;
ограниченными возможностями жизнедеятельности детей-инвалидов и желанием
соответствовать требованиям современного общества.
· создать условия для получения дистанционного образования на дому (поставка оборудования, установка рабочих мест для детей и педагогов, подключение к сети Интернет); а это невозможно в некоторых таких семьях.
· разработать методики удовлетворения образовательных запросов детей-инвалидов, способствующих сохранению их здоровья, с использованием современных электронно-компьютерных технологий;
· создать условия для успешной презентации продуктов своего труда;
Дистанционное обучение детей-инвалидов на дому регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые разработаны и утверждены образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Уроки проводятся в специальной учебной среде .
Прежде чем организовать дистанционное обучение с такими детьми, необходима личная встреча с ребенком, родителями, ознакомиться с особенностями заболевания, проконсультироваться с психологом, если у учителя нет соответствующего второго образования. Опять же при планировании дистанционного урока обязательно использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдение времени за компьютером, положительные эмоции и прочее.
Все эти проблемы решаемы, как только будет отлажена система дистанционного обучения, результаты будут очевидны.
И.И. Кравцова, учитель надомного обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.