Эссе
«Я-педагог»
«Мыслю — значит существую». Эти слова философа Декарта, на мой взгляд, очень точно отражают тему предложенного эссе. Действительно, очень важно мне, как молодому учителю, понять и осмыслить то, что является смыслом выбранного мною профессионального пути, пути педагога.
Мне часто говорят, что я выбрала не престижную на сегодняшний день профессию. Дескать, нет авторитета и уважения к учителю в обществе. Убеждена, что здесь не может быть обобщений и коллективных выводов. Учитель – это единичный субъект общества, если хотите, его ядро, фундамент. Ведь рядом с ним находится будущее общества – ребенок. И эту связь никому и никогда не разорвать!
В моей жизни также были хорошие учителя: умные, добрые, справедливые, хорошо знающие свое дело. Они учили меня не только школьным предметам, но и жизни. Мой классный руководитель, Сыроватская Александра Яковлевна, была для меня идеальным педагогом. Она смогла увлечь своим предметом (математикой), именно его я сейчас и преподаю. Уделяя много времени воспитанию личности, видела потенциал каждого из своих учеников. Александра Яковлевна помогла мне приобрести уверенность в себе и открыла мне путь в мир профессии «педагог». Неудивительно, что в своих детских играх я часто была учителем. Сначала учила кукол, затем своих друзей, а позже – брата. После окончания школы у меня не было никаких сомнений, куда пойти учиться.
Сегодня в СМИ в различных ток-шоу и дискуссиях часто звучит мысль о замене учителя, педагога роботами. Говорят, что профессия учителя изжила себя, устарела и в век информационных технологий должна быть кардинально и принципиально изменена, а то и вовсе должна уйти в прошлое.
Я, как молодой учитель, не могу себе представить наш XXI информационно насыщенный век без профессии учителя.
Информация вокруг нас огромна, хаотична, сложна. Да, мир знаний за счет интернета стал необъятным, расширился, но он же стал и неуправляемым, так что заблудиться в нем юному человеку очень легко, и этот поток информации может принести его развивающейся личности, как пользу, так и нанести вред.
Я каждый день ищу ответы на вопросы, которые постоянно задаю себе, как педагогу:
v Какая информация нужна именно этому ученику, а какая другому?
v Какая информация необходима, а какая избыточна?
v Какая информация вредна моим ученикам, а какая полезна?
Убеждена, что в информационном пространстве знаков, кодов, шифров, символов роль и предназначение учителя возрастают. Как учитель информатики я особенно четко понимаю, что моя роль - научить ребенка искать полезную и значимую информацию, а также быстро и правильно, уметь с ней работать. Никакой робот этого сделать не сможет!
Целенаправленный поиск информации без меня – педагога - невозможен!
Как учитель математики, я учу детей решать задачи и уравнения через систему и оси координат. А раз так, значит надо и мне искать и определять свои ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ КООРДИНАТЫ и ОСИ.
Каковы же мои главные ОСИ КООРДИНАТ?
Возьму на себя смелость определить их следующим образом:
Ось ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА:
ü Я сопровождаю моих учеников в этом информационном океане;
ü Я открываю для них новые острова и материки полезных знаний, которые помогут им выстроить свой личностный и жизненный маршрут;
ü Я рядом с ними в этом длительном и важном «плавания по океану знаний»;
ü Я хочу уберечь их от информационных «айсбергов» и «рифов»;
ü Я вместе с ними прокладываю маршрут и навигацию по достижению цели.
Ось ПЕДАГОГА -ВОСПИТАТЕЛЯ:
ü Видеть и развивать в каждом ребенке личность;
ü Помочь ребенку в определении жизненных целей;
ü Стать для него лоцманом в «океане» СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Ось ПЕДАГОГА -МЕТОДИСТА
ü Определить цели и задачи урока;
ü Спрогнозировать ожидаемые результаты;
ü Определить методы, наиболее эффективные с одной стороны и деятельностные с другой;
ü Решить какова будет доля самостоятельного участия учеников в достижении цели урока;
ü Решить каково мое участие в ходе урока на разных его этапах;
ü Как создать ситуацию успеха для каждого ученика.
«Ребёнок должен постоянно находиться «в состоянии успеха», - так говорит прекрасный педагог Виктор Фёдорович Шаталов.
Ось ПЕДАГОГА- ЛИЧНОСТЬ
Главным принципом в работе учителя я считаю обучение и воспитание собственным примером. Учу других и учусь сама. Ведь чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом Антон Семёнович Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение». Я стараюсь требовать от детей только того, в чем смогу служить им примером. Каждый день, заходя в школу, несмотря на жизненные проблемы, неурядицы, не всегда хорошее настроение, учитель должен нести свет, доброту и улыбку детям. Учитель как актёр. Его зрители – ученики, они встречают его заинтересованным взглядом. Учитель должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять.
Учитель должен быть личностью. "Только личность может воспитать личность", - сказал Константин Дмитриевич Ушинский. Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. Я учитель, наставник и воспитатель, а это значит должна не только постоянно учиться сама, но и учить других.
Я снова иду на урок и выстраиваю свои профессиональные оси координат.
Я в пути, Я в движении. Я в поиске. Пусть выбранные мной эти профессиональные оси координат ПЕДАГОГА станут для меня навигатором моей профессиональной реализации и позволят открыть моим ученикам яркий и огромный мир XXI века и найти свое достойное место в нем
Вспоминая горящие глаза своих учеников и начиная новый учебный день, я уверена, что сделала правильный выбор, потому что школа — это мой дом, моя жизнь. Я педагог, я учу и воспитываю будущее города Хабаровска, Хабаровского края, России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.