Эссе «Я учитель»
«Мечты становятся реальностью,
когда мысли превращаются в действия»
Д. А. Антонов
Много на этой планете знаменитых людей: ученых и писателей, артистов и певцов, художников и политиков. Но у всех этих людей в детстве и юности были учителя. И, наверное, эти известные люди не состоялись бы в жизни, если бы не было простых, незаметных, иногда скромных учителей.
В моей жизни не возникал вопрос: где учиться, какую выбрать профессию. Свое призвание я начала понимать еще в детстве. Я мечтала быть учителем. В другой профессии себя и не представляла и сейчас не представляю. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя». В классе я была успешна и активна на уроках, особенно на уроках математики, а после уроков представляла себя в роли учителя: возилась с сёстрами, «подтягивала» по математике.
И вот через несколько лет игра превратилась в действительность. Я стала учителем.
Справляюсь ли я с теми новыми задачами, которые перед нами ставит жизнь?
В школе я работаю более двадцати лет. Главная задача моей работы — научить детей рассуждать, мыслить, анализировать.
Первым и самым важным, на мой взгляд, является тот факт, что ученик, пришедший на урок, – личность. А развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий – способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Моя задача – правильно организовать эту работу, т. е. сделать так, чтобы материал обязательно усвоили все обучающиеся. Необходимо учить ребенка учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Для меня это не просто афоризм, а смысл преподавания предмета.
В своей работе я использую следующие методы: словесные, наглядные, практические, методы проблемного обучения, ИКТ. Работаю над проблемой «Технологии обучения на уроках математики, обеспечивающие реализацию ФГОС». Я не только сама учусь, но и с удовольствием делюсь своим опытом с другими.
Я полностью приветствую выражение мысли ученика на уроке: «Говори, что ты делаешь, не молчи». Я требую от детей объяснения на каждый даже самый элементарный пример. Поэтому мои уроки математики – это не «сухие» уроки формул, а «реки» речи, правильной математической речи.
Когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда огонек души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.
Не устаю повторять ученикам, что задача, как в математике, так и в жизни может иметь несколько решений, каждое из которых имеет право на существование, а выбор решения – за ними. Если ученики самостоятельно ищут решение задач и учебных проблем, то имеют право самостоятельно ошибаться и находить пути исправления своих ошибок. На мой взгляд, нельзя ограждать детей от ошибок, ученик может и должен ошибаться, иначе он не научится критически относиться к полученным результатам. Следовательно, в будущем не будет способен корректировать свою деятельность: вносить изменения не только в процесс познания, но и в собственную жизнь с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения, а значит, – двигаться вперед.
Да, любить свою профессию невозможно без детей. Любить детей, для меня значит, любить все человечество! Это огромное счастье! Счастье, когда спешат на твой урок, счастье, когда ты нужен и можешь дать ценный, мудрый совет. Счастье, когда выпускники прошлых лет приходят к тебе и с удовольствием вспоминают школьные годы и говорят: «Спасибо, Любовь Павловна!».
«Уча других, мы учимся сами». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.
Я – УЧИТЕЛЬ. Это моё дело. Это мой выбор. И это моя жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.